Введение
1 Теоретические аспекты управления корпоративной культурой в организации
1.1 Сущность и содержание корпоративной культуры в организации
1.2 Особенности формирования и развития корпоративной культуры в организации
1.3 Управление корпоративной культурой в организации
2 Оценка управления корпоративной культурой в ПАО «ВТБ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика банка
2.2 Анализ корпоративной культуры в ПАО «ВТБ»
2.3 Оценка эффективности управления корпоративной культурой в банке
3 Направления совершенствования управления корпоративной культурой в ПАО «ВТБ»
3.1 Направления совершенствования управления корпоративной культурой в банке
3.2 Оценка эффективности рекомендаций
Заключение
Список использованных источников
В настоящее время корпоративная культура является важным составляющим элементом успешной организации. Именно она способствует увеличению общей заинтересованности в достижении целей, разрешению конфликтов между сотрудниками или отделами. Также с ее помощью, через общие ценности, правила, нормы формируется единение коллектива, после чего сотрудники работают как одно целое, каждый из них знает свое предназначение в организации. Чем больше работников разделяют ценности и норма текущей корпоративной культуры, тем эффективней производительность труда сотрудников, так как возрастает их интерес к трудовой деятельности и повышается вовлеченность в дела организации. Все это развивает преданность и повышает лояльность сотрудников к организации. Также сильная организационная культура способна сформировать позитивный имидж компании, и тем самым повысить инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность предприятия.
В нашей стране актуальность социально-психологических исследований корпоративной культуры определяется радикальными изменениями в социально-экономической и политической сферах, которые влияют на характер отношений между организацией и человеком. Все чаще управленцы и консультанты, как за рубежом, так и в России, говорят о диагностике и формировании корпоративной культуры, корпоративного духа, системы корпоративных ценностей. В настоящее время все больше организаций осуществляют программы развития или изменения корпоративной культуры для формирования лояльности персонала организации.
Вопросы формирования, развития, определения типа корпоративной культуры и ее оценки рассматривали в своих научных трудах зарубежные ученые: К. Камерон, Р. Куинн, Д. Денисон, У.Г. Оучи, Т. Парсонс, Т. Питерс, Дж. Рорбах, К. Фей, В. Сате, Ч. Ханди, Ф. Харрис, Э. Шейн, Р. Уотермен и др.
Существенный вклад в развитие теории и практики корпоративной культуры внесли российские ученые: М.И. Магура, В. Грошев, С.А. Ильиных, О.В. Кожевина, Г.К. Копейкин, М.А. Макарченко, Е.Д. Малинин, А.И. Наумов, Л.Е. Никифорова, Т.О. Соломанидина, О.Е. Стеклова, В.А. Спивак, В.В. Томилов, О.Г. Тихомирова, М.В. Удальцова, и др.
Объектом исследования является ПАО «ВТБ». Предметом исследования является совершенствование управления корпоративной культурой предприятия.
Целью курсовой работы является диагностика управления корпоративной культуры организации и разработка направлений его совершенствования.
Для достижения обозначенной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучены теоретические аспекты управления корпоративной культуры;
- проанализирована деятельность банка;
- проведена диагностика корпоративной культуры в ПАО «ВТБ»;
- разработаны направления совершенствования управления корпоративной культурой в организации;
- проведена оценка социально-экономической эффективности предложенных рекомендаций.
Информационную основу исследования составили нормативно-правовые акты РФ, внутренние нормативно-правовые документы ПАО «ВТБ»., учебники, учебные пособия, научные публикации, материалы научно-практических конференций, справочные данные, бухгалтерская и статистическая отчетность организации, а также результаты проведенного эмпирического исследования.
1 Теоретические аспекты управления корпоративной культурой в организации
1.1 Сущность и содержание корпоративной культуры в организации
В каждой организации существует и развивается своя корпоративная культура. Она влияет на поведение, точку зрения, действия людей в организации так же, как характер влияет на человека в повседневной жизни. Корпоративная культура определяет, как менеджеры и персонал решают производственные вопросы, обслуживают клиентов, ведут дела с поставщиками, конкурируют с другими организациями и как в целом выполняют свои функциональные обязанности, насколько работники лояльны и привержены своей организации.
Каждая организация характеризуется своей историей, структурой, принципами функционирования и определенными сложившимися устоями. Исследователи со всего мира еще с ХХ века анализировали организацию, как элемент капиталистического производства. В России в 1920-30-х гг. начала развиваться социология управления, в 1960-70-х гг. проводился проект исследования социальной организации промышленных предприятий и лишь к 1970 г. изредка и косвенно в литературе появлялись упоминания об организационной или корпоративной культуре[1].
В научной литературе по управлению персоналом и теории организации нет общепринятого определения корпоративной культуры, которую так же называют организационной культурой. Большинство авторов воспринимают корпоративную культура как систему ценностей, как характерную черту, отличающую культуру одной организации от другой.
Корпоративная культура представляет собой комплекс ценностных ориентаций, складывающихся в процессе жизнедеятельности компании, принимаемых сотрудниками компании, служащих ориентирами и выражающихся в заявляемых организацией ценностях, традициях и правилах поведения. Это иерархическая система, в вершине которой стоят коллективные базовые представления, затем ценности и идеалы, затем артефакты – предметы, ритуалы и т.д.
Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. определяют корпоративную культуру как преобладающие нравы, обычаи и ожидания организации.
По мнению Моргана Л.Г. корпоративная культура представлена одним из средств осуществления деятельности предприятия путем использования языка, фольклора, традиций и других способов передачи основных ценностей, убеждений, идеологий, направляющих деятельность компании.
С точки зрения З. П. Румянцевой и Н. А. Саломатина корпоративная культура – это ценности, социальные нормы, установки поведения, которые вырабатываются совместно в организации регламентируют действия личности[2].
Концепция корпоративной культуры была разработана в США в 80-е годы ХХ века, когда возникла необходимость в ведении среднего и крупного бизнеса и потребовались новые подходы к управлению. Можно рассматривать корпоративную культуру как совокупность принципов взаимодействия людей, основанная на общих интересах и координации труда, т.е. независимо от формы предпринимательства, в коллективе возникают общие интересы, ценности и взгляды, способствующие зарождению корпоративной культуры.
Особенность корпоративной культуры заключается в формировании внутреннего сознания организации, на основе ценностей коллектива. Корпоративная культура строится на основе сложившихся или внедряемых правил, норм, принципов и убеждений, где общие элементы (документация, этические нормы) дополняются частными (моральные устои и ценности) и вместе составляют явление, направленное на повышение эффективности и развитие компании.
Корпоративная культура является важным инструментом управления и развития организации. Результаты исследований И. Питерса и Р. Уотермана показали, что среди исследованных высокодоходных компаний 88% имели специализированные подразделения, которые отвечали за внедрение моральных ценностей; 58% компаний использовали программы культурного обслуживания; 65% – разрабатывали программы по внедрению моральных ценностей и осуществлению мероприятий для повышения рентабельности.
По мере развития корпоративной культуры происходит динамичное совершенствование организационных процессов, происходящих в организации при наличие эффективно налаженных коммуникаций между аналитическими и производственными блоками, стабильности кадров. С течением времени развитие корпоративной культуры приобретает массовый характер, становясь некой стратегией деятельности предприятия, значимость которой растет наряду с такими факторами как производственные мощности, технологии, персонал. На сегодняшний день, большинство процветающих и развивающихся компаний стремится к продуктивному развитию корпоративной культуры, которая влияет на сплоченность коллектива и стремление достичь общего успеха[3].
Культура организации является мощным инструментом управления, с помощью которого руководители имеют возможность создать более эффективную организацию. Согласно данному подходу, под культурой организации следует понимать специфическую совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и т.п., которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей. Здесь фокусируется внимание на осуществление управления различными компонентами культуры (ценностные ориентации, убеждения, нормы, технологии, взаимоотношения с потребителями), с помощью которых повышается эффективность деятельности организации.
Корпоративная культура – это порядок формальных и неформальных отношений и правил деятельности организации; обычаи и традиции; индивидуальные и групповые интересы; особенности поведения работников организационной структуры; стиль руководства; показатели удовлетворенности персонала условиями труда; идентифицирование работников с предприятием и перспективами его развития.