Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что ученые-юристы – специалисты в области государственного управления, несмотря на существенные различия в подходах к пониманию сущности современного российского административного и формирующегося полицейского права, основных направлений реформирования первого из них, едины во мнении о необходимости формирования и развития новых концепций административного права. Одной из таких новых концепций должна стать концепция персонифицированного полицейского надзора за поведением отдельных категорий лиц, соответствующая юридическим стандартам правового государства.
В настоящее время существует настоятельная необходимость в проведении научных исследований с целью разработки и теоретического обоснования современной концепции персонифицированного полицейского надзора за поведением отдельных категорий лиц, соответствующей юридическим стандартам правового государства, совершенствования российского законодательства и правоприменительной практики.
Целью данного исследования является изучение института осуществления административного надзора полиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить понятие и общую характеристику административного надзора полиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
- проанализировать порядок осуществления административного надзора полиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
- выявить проблемы правового регулирования административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Объектом исследования являются отношения, складывающиеся по поводу осуществления административного надзора полиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие основные положения административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Теоретические основы исследования опираются на работы таких ученых как:Е.А. Антонян. О.И. Бекетов, В. Гессен, В.А. Зюзин, В.А. Овсянников, А.И. Пермяков, П.А. Фомин, И.Я. Фойницкий и других.
Методологическую базу исследования составили принципы общенаучной методологии, включающие комплексный системный подход, анализ литературы и нормативных правовых актов, логико-юридический метод, метод сравнения, обобщения и интерпретации.
Практическая значимость работы состоит в содержащихся в работе теоретических выводах, обобщениях и предложениях, направленных на обоснование возможных направлений совершенствования реализации прав человека в России.
Структурно работа состоит из введения, трех вопросов, заключения и списка используемой литературы.
- ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ПОЛИЦИИ ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Существующая правовая система основана на богатом, накопленном поколениями историческом опыте, успехи которого, безусловно, должны быть учтены в процессе непрерывного совершенствования правовой системы государства в общем и развития правовых институтов в частности. Не является исключением и институт административного надзора за лицами, находящимися под административным надзором, процесс развития которого является отражением взаимосвязи между социально-политическими процессами, происходившими на различных этапах развития российской государственности, и формировавшейся, как следствие, нормативно-правовой базы.
Историко-правовой анализ показывает[1], что изучаемый нами институт в той или в иной форме существовал на всех исторических этапах развития Российского государства. На первом этапе развития института административного надзора его полноправным предшественником являлся полицейский надзор за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, существовавший еще на раннем этапе развития российской государственности. Признавая необходимость существования данного института, И.Я. Фойницкий указывал на то, что «он носит принудительный характер и рассчитан главным образом на обеспечение общественной безопасности»[2].
Однако имелись другие точки зрения. Так, В.М. Гессен отмечал что «многочисленные правительственные комиссии, обсуждавшие вопросы полицейского законодательства, всегда признавали практическую бесполезность – даже с точки зрения охранения государственного порядка – рассматриваемой меры»[3].
В дореволюционный период первым окончательно оформленным нормативным актом, регулирующим надзорную деятельность государства за освобожденными из мест лишения свободы, стало Уложение о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 года, которым назначался надзор полиции за лицами, осужденными на ссылку в Сибирь или другие отдаленные губернии на житье и освобожденными из временного заключения (ст. 47) и др.[4].
Статья 971 Устава уголовного судопроизводства[5] предписывала приговоренным к отдаче под надзор полиции отправиться «в назначенное для них или избранное ими самими место жительства с уведомлением о том полиции, под надзор коей они поступают, и Губернатора, заведывавшего сею полицией». Согласно ст. 1 Устава о предупреждении и пресечении преступлений[6], к мерам предупреждения и пресечения преступлений была отнесена в т.ч. такая мера, как отдача под надзор полиции.
После октябрьских событий 1917 года огромный опыт постпенитенциарного контроля был забыт, полиция упразднена, а огромный массив информации о поднадзорных лицах утерян.
Необходимо обратить внимание на то, что в период с начала октябрьских событий 1917 года по июль 1966 года персонифицированный административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, не устанавливался. Этому есть ряд обоснованных причин: во-первых, в годы Гражданской войны и Великой Отечественной войны все силы милиции молодого Советского государства были брошены на борьбу с бандитизмом и немецко-фашистскими диверсионными отрядами, а во-вторых, длительным и сложным процессом формирования и перестройки советской милиции, проходившей в те годы один из самых сложных периодов своего существования.
Итогом кропотливой работы стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. № 5364, который утвердил Положение об административном надзоре органов милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. был введен и с 1 июля 1992 года признан утратившим силу согласно постановлению ВС СССР от 2 июля 1991 г., а фактически перестал действовать на территории Российской Федерации только в 2010 году)[7].
Суть административного надзора, определенного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. № 5364Л/1 «Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», состояла в создании системы контроля и ограничений для категории лиц, отбывших уголовное наказание в исправительных учреждениях, сохранивших антисоциальные умения и навыки, приведшие или способные привести к совершению нового преступного деяния.
Уменьшение асоциальных контактов, а также осуществление постоянного наблюдения и контроля за кругом общения поднадзорного усложняют создание и организацию преступных сообществ, создают нужные предпосылки для достижения результатов в формировании правильного социального и правового мировоззрения[8].
Учитывая это, в апреле 1969 года МВД СССР была разработана и введена приказом в действие Инструкция по основам организации и тактики предотвращения преступлений органами милиции. Далее этап за этапом разрабатывались и внедрялись новые методы и формы профилактики, важное место среди которых занимал гласный административный надзор за лицами, ранее совершавшими неоднократные, в том числе тяжкие, преступления. Одной из главных задач, стоящих перед гласным административным надзором милиции, был учет ранее судимых лиц, организация воспитательной работы с ними, а также изучение причин и условий, влияющих на совершение повторных правонарушений и преступлений.
Институт административного надзора функционировал в СССР до 1992 года и фактически перестал действовать только после демократических преобразований, погрузивших Россию 90-х годов в «криминальное болото», которое чудом не привело общество к анархии и вседозволенности. Именно с 90-х годов прошлого столетия в России фактически перестала существовать система реально действующего государственного контроля за лицами, отбывшими уголовное наказание, чему виной, в том числе, послужило и прекращение существования института административного надзора, а альтернативных ему механизмов до 2011 года предложено не было.
Однако образовавшийся на протяжении двух десятилетий провал в государственной политике по предупреждению рецидивной преступности был преодолен, и 2011 год стал началом нового периода в становлении института административного надзора. После долгих обсуждений и согласований, с учетом роста рецидивной преступности, был принят Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»[9], в соответствии с которым под административным надзором понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с данным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей.