Введение
1 Теоретические аспекты аудита информационной безопасности в финансовой организации
1.1 Технология проведения аудита информационной безопасности в финансовой организации
1.2 Основные принципы и критерии проведения аудита информационной безопасности
2 Анализ применения государственных стандартов в аудите информационной безопасности финансовых организаций
2.1 Анализ ГОСТ Р 57580.1 «Защита информации финансовых организаций» базовый состав организационных и технических мер
2.2 Анализ методики оценки соответствия защиты информации ГОСТ Р 57580.2
3 Разработка методики проведения аудита информационной безопасности финансовой организации
3.1 Подготовка к аудиту информационной безопасности финансовой организации
3.2 Разработка раздела методики по анализу информации о финансовой организации
3.3 Разработка раздела методики по проведению инструментального аудита на примере тестирования на проникновение
3.4 Подготовка отчетных документов и завершение аудита информационной безопасности
Заключение
Список литературы
Приложение А
На современном этапе развития информационные технологии становятся одним из основных инструментов обеспечения функционирования и конкурентоспособности финансовых организаций. По мере совершенствования финансовые организации становятся все более сложными и динамичными бизнес-системами. При этом усложняется структура управления этими системами, а также обработка и передача надлежащей информации, которая является важной их частью. По мере изменения требований бизнес-среды меняются требования, предъявляемые к программным продуктам и ИТ-услугам, что приводит к добавлению в их поддерживающую инфраструктуру новых программно-аппаратных платформ, сложность и разновидность которых оказывает влияние на управляемость информационной системой, стабильность и эффективность ее функционирования, а также ее защищенность от постоянных внешних и внутренних угроз.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена особенностью банковской системы Российской Федерации, реализация угроз информационной безопасности может привести к негативным последствиям, сбоям в работе банков, что в свою очередь приведет к быстрому развитию системного кризиса платежной системы и нанесению ущерба интересам собственников и клиентов, поэтому экономическим субъектам необходима объективная оценка уровня безопасности их информационных систем, которую может предоставить аудит информационной безопасности. В случаях наступления инцидентов информационной безопасности значительно возрастают возможность нанесения ущерба организациям, что приведет к финансовым потерям. Поэтому для организаций банковской системы Российской Федерации угрозы информационной безопасности представляют существенную опасность.
Рост применения информационных технологий, используемых в информационных системах для получения, обработки, хранения и передачи информации всем заинтересованным в ней пользователям, признает главным проблемы ее защиты, особенно в условиях глобального роста числа информационных угроз, приводящих в случае их реализации к серьезным финансовым и материальным потерям. Как показало исследование InfoWatch, за 2017 год был зарегистрирован 2131 случай утечки конфиденциальной информации (5,8 инцидента в день), что на 36,9% превышает аналогичный показатель за прошлый год.
Аудит информационной безопасности в современные условия становится незаменимым инструментом осуществления разностороннего исследования и оценки информации, принятия управленческих решений, прогнозирования развития организации и её информационной системы. При этом следует учитывать, что банковская информационная система, весьма сложное и многофункциональное явление, требующее усердного и разностороннего подхода к ее исследованию. Следовательно, аудиту должны подвергаться ИТ-процессы, а также именно та информация, которая обработана и подготовлена с помощью информационных технологий.
Цель работы состоит в разработке методики аудита информационной безопасности финансовой организации, на основании которой можно было бы решать задачи управления информационной безопасностью в финансовых организациях.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучение аудита информационной безопасности;
- изучение государственных стандартов Российской Федерации регулирующих информационную безопасность в финансовых организациях;
- изучение стандартов Банка России в области информационной безопасности;
- изучение методики оценки соответствия стандартам;
- составление методики аудита информационной безопасности.
Объектом исследования выступает аудит информационной безопасности финансовой организации.
Предмет исследования – средства и методы проведения аудита ИБ.
В процессе написания выпускной квалификационной работы был проведен анализ нормативно правовых актов Российской Федерации, а также национальных стандартов Российской Федерации.
1 Теоретические аспекты аудита информационной безопасности в финансовой организации
1.1 Технология проведения аудита информационной безопасности в финансовой организации
Согласно стандарту Банка России СТО БР ИББС-1.1-2007, аудит информационной безопасности – это систематический, независимый документируемый процесс получения свидетельств аудита деятельности организации банковской системы Российской Федерации по обеспечению информационной безопасности и установлению степени выполнения в организации критериев информационной безопасности, а также допускающий возможность формирования профессионального аудиторского суждения о состоянии информационной безопасности организации [1].
Аудит информационной безопасности (далее – ИБ) позволяет получить наиболее полную и объективную оценку защищенности информационной системы (далее – ИС), локализовать имеющиеся проблемы и разработать эффективную программу построения системы обеспечения ИБ банковской организации. В рамках аудита ИБ или отельным проектом может быть проведен тест на проникновение, позволяющий проверить способность ИС компании противостоять попыткам проникновения в сеть и неправомочного воздействия на информацию.
Проведение регулярного аудита систем информационной безопасности позволяет: предотвращать утечку конфиденциальной информации из компании, выявлять наиболее узкие места в компании с точки зрения ИБ и повышать культуру информационной безопасности среди сотрудников компании [7].
Основными предпосылками проведения аудита ИБ являются:
- получение объективной информации о защищенности информационных активов, оценка эффективности действующих систем защиты;
- оценка соответствия систем защиты (получение сертификата соответствия) требованиям международных и отечественных стандартов, отраслевым нормативным документам;
- контроль функционирования информационной системы и деятельности персонала.
Можно выделить несколько целей проведения аудита информационной безопасности:
- анализ возможности осуществления угроз безопасности по отношению к информационным системам;
- определение уровня защищенности информационной системы и выявление слабых мест в системе защиты;
- формирование рекомендаций по повышению эффективности механизмов безопасности информационных систем;
- оценка полноты выполнения законодательных требований, стандартов, нормативных документов [2].
В зависимости от предпосылок проведения аудита информационной безопасности, его можно разделить на несколько видов:
- документальная проверка. Проверка документов по вопросам информационной безопасности организации на соответствие международным стандартам, рекомендациям и практикам ИБ.
- анализ конфигураций ИС. Анализ конфигураций оборудования, настроек ИС и сервисов.
- инструментальный аудит. Выявление уязвимостей программного и аппаратного обеспечения систем средствами автоматизированной проверки [2. Может являться как отдельным видом аудита информационной безопасности так и частью другого вида.
Основные формы аудита для информационных систем:
- первичный аудит – проводится на этапе формирования бизнес требований к внедряемой ИС. Основная цель – формирование концепции ИБ в рамках данной ИС для решения проблем реализации требований нормативных документов.
- проектный аудит – проводится на этапе формирования функциональных и технических требований к внедряемой ИС. Основная цель формирование конкретных требований к ИС по обеспечению безопасности, определение необходимых средств зашиты.
- аттестационный аудит – проводится после завершения работ по построению ИС. Основная цель – подтверждение соответствия принятых мер в части ИБ требуемым стандартам.
- плановый аудит – проводится на протяжении всего жизненного цикла ИС. Основная цель – контроль (подтверждение) уровня информационной безопасности, проверка соблюдения пользователями ИС политик безопасности [16].
Существуют общепринятые этапы проведения аудита информационной безопасности:
- инициирование и планирование аудита информационной безопасности;
- сбор информации об организации.
- анализ собранной информации;
- выработка рекомендаций;
- подготовка отчетных документов;
Подробный разбор этапов приведен в главе 3.
Главная задача проведения аудита информационной безопасности – проверка и контроль соблюдения процессов и требований по безопасности в информационной системе. При этом не стоит забывать, что наиболее эффективным является комплексный подход к аудиту – проверки требований к техническим и программным средствам недостаточно. Не менее важной составляющей является проверка достаточности организационных мер защиты. Информационная безопасность должна быть обеспечена как на техническом, так и на организационно-административном уровне.
1.2 Основные принципы И КРИТЕРИИ проведения аудита информационной безопасности
Проведение аудита ИБ основывается на ряде принципов, следование которым является предпосылкой для обеспечения объективных заключений по результатам аудита ИБ. Эти принципы должны быть признаны и соблюдены всеми сторонами, участвующими в аудите ИБ. Выполнение принципов способствует повышению безопасности организации и информационной системы.
Принципы, относящиеся к аудиту ИБ:
- независимость аудита ИБ. Аудит ИБ должен проводиться независимыми организациями или независимыми аудиторами. Независимость является основанием для беспристрастности при проведении аудита ИБ и объективности при формировании заключения по результатам аудита ИБ. Главным и самым важным принципом аудита является независимость. Независимость аудиторов и аудиторских организаций должна обеспечиваться рядом условий и ограничений, обязательных при выполнении аудиторской деятельности в области ИБ.
- полнота аудита ИБ. Аудит ИБ должен охватывать все области ИБ и защитные меры, указанные в договоре на проведение аудита ИБ. Кроме того, полнота аудита ИБ определяется достаточностью предоставленных материалов, документов и уровнем их релевантности. Полнота аудита ИБ является необходимым условием для формирования объективных заключений по результатам аудита ИБ;
- оценка на основе свидетельств аудита ИБ. Оценка на основе свидетельств является единственным способом, позволяющим получить повторяемое заключение по результатам аудита, что повышает к нему доверие. Для повторяемости заключения свидетельства аудита ИБ должны быть воспроизводимыми;
- необходимость понимания аудитором деятельности проверяемой организации. При проведении аудита аудитор должен понимать деятельность проверяемой организации в достаточной степени, чтобы идентифицировать и правильно оценивать события, процессы, относящиеся к области ИБ, с учетом возможностей применения методов и способов оценки рисков, которые могут оказывать существенное влияние на достоверность проверяемых данных, на ход проведения проверки или на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении. До проведения проверки аудиторская организация должна получить первоначальные знания особенностей отрасли, права собственности, управления и деятельности организации, подлежащей аудиту, и оценить их достаточность для проведения аудита;
- компетентность и этичность. Доверие процессу аудита зависит от компетентности тех, кто проводит аудит, и от этичности их поведения. Компетентность базируется на личных качествах аудитора и способности применять знания и навыки. Этичность поведения подразумевает ответственность, неподкупность, умение хранить тайну, беспристрастность [1].
Под критериями аудита информационной безопасности понимается совокупность политик обеспечения безопасности информации, процедур или требований, установленных Федеральными стандартами и нормативами, с которыми сравнивается свидетельство аудита информационной безопасности. Свидетельство аудита информационной безопасности определяется как записи, изложения фактов или другой информации, связанной с критериями аудита информационной безопасности, которая может быть перепроверена. Любые свидетельства аудита, в том числе свидетельства, содержащие информацию об инцидентах информационной безопасности, должны быть доступны для лиц выполняющих аудит информационной безопасности [13].