Курсовая работа|Педагогика

Деятельность педагога-психолога по формированию жизненной перспективы профессионального самоопределения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 42

ВВЕДЕНИЕ

1 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ, КАК ЖИЗНЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 Сущность и понятие профессиональной ориентации

1.2 Проблемы профессионального самоопределения старшеклассников

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРОБЛЕМ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ИХ ПРОФЕСССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

2.1 Организация и методы исследования, анализ результатов констатирующего эксперимента

2.2 Ход формирующего этапа эксперимента

2.3 Анализ результатов контрольного этапа эксперимента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Одной из важнейших задач современной школы является выпуск психологически здоровой личности, имеющей правильные жизненные позиции и ориентиры. Подростковый возраст - период активного становления ценностной структуры личности. Именно в это время у подростков формируется система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, общее понимание мира. Жизненные позиции начинают складываться в определенное мировоззрение. В связи с этим, в условиях образовательного учреждения очень важно обеспечить подростку психологически безопасную среду, способствующую формированию ценностных ориентаций, а также обеспечивающее гармоничное развитие личности в целом. 

Одной из компонент, определяющих жизненную перспективу современного подростка, является профессиональное самоопределение и выбор будущей профессии.

Профессиональная ориентация школьников является важнейшей составляющей школьного образования. Теория и практика профессиональной ориентации молодежи имеют почти столетнюю историю. За это время накоплен ценный опыт и множество методов работы. Несмотря на это проблема профессиональной ориентации подрастающего поколения остается актуальной во все времена, не прекращается научный и практический поиск, направленный на совершенствование подготовки молодежи к жизненному и профессиональному выбору.

В настоящее время поиск новых подходов в области профориентационной работы обусловлен спецификой сложившейся в стране ситуации. Рыночные отношения оказали свое определяющее воздействие и на школу. Школа как государственный институт выполняет предъявленный ей заказ. Если раньше государство было единственным заказчиком образовательных услуг и рынка труда, то на современном этапе развития появилось значительное количество других весомых и влиятельных заказчиков (родители, учебные заведения профессионального образования, представители общественных организаций, производства, экономики, бизнеса и др.)

Все вышеизложенное определяет актуальность исследования особенностей жизненной перспективы в раннем юношеском возрасте

Объект исследования – профессиональная ориентация, как компонент жизненной перспективы старшеклассников.

Предмет исследования – формы и методы работы школьного педагога-психолога по формированию профессионального самоопределения школьников.

Цель данной работы – раскрыть специфику деятельности педагога-психолога по формированию жизненной перспективы в разрезе профессионального самоопределения в условиях образовательной организации.

Задачи исследования:

1) На основе анализа научной литературы, изучить понятие и сущность профессиональной ориентации.

2) Раскрыть проблемы самоопределения старшеклассников при выборе профессии.

3) Провести эмпирическое исследование, направленное на совершенствование деятельности психолога по формированию профессионального самоопределения школьников.

При написании курсовой работы использовались следующие методы: анкетирование, наблюдение, беседа, изучение и анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме, обобщение, конкретизация, моделирование.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и предложена программа мероприятий, направленная на эффективность работы школьного психолога по профориентации для старшеклассников, на изучение личностных особенностей школьников и формирование реалистического самовосприятия, ознакомление с миром профессий, с требованиями рынка труда и образовательных услуг, с правилами выбора профессии и планирования карьеры.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.

 

1 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ, КАК ЖИЗНЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 Сущность и понятие профессиональной ориентации

По мнению Э.Ф. Зеера, профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психологических, педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер, которые предоставляют молодежи личную помощь в выявлении и развитии способностей и способностей, профессиональных и познавательных интересов при выборе профессии, а также в формировании потребностей и готовность к работе в условиях рынка, многоукладных форм собственности и бизнеса [10, С. 175].

АД. Саронов определяет профориентацию как целенаправленную деятельность, направленную на подготовку молодежи к обоснованному выбору карьеры в соответствии с личными наклонностями, интересами, способностями и в то же время социальными потребностями кадров определенных профессий и разного уровня квалификации. Он представляет собой единство практической деятельности и развивающей междисциплинарной теории и реализуется не только в учебном процессе работы со студентами. Профориентация осуществляется через учебный процесс, внеучебную и внеклассную работу со студентами [28, С. 28].

Как считает Т.А. Шишковец, система профессионального консультирования школьников - это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, учреждений и школ, а также семей, направленная на совершенствование процесса профессионального самоопределения школьников в интересах личности и общества [39, С. 116].

В.С. Мухина считает, что общая цель системы профессиональной ориентации - подготовить студентов к осознанному выбору карьеры, который удовлетворит их личные интересы, а также социальные потребности. По ее мнению, система профориентации содержит следующие основные компоненты: цели и задачи, основные направления, а также формы и методы работы с профориентацией со студентами [16, С. 137].

Среди целей профориентационной работы Л.А. Иовайша выделяет:

- профориентация школьников при выборе направления будущей профессиональной деятельности;

- развитие у школьников осознанного подхода к работе, профессионального самоопределения в условиях свободы выбора направления деятельности в соответствии со своими способностями, способностями и с учетом требований рынка труда [11, С. 22].

К основным задачам профориентационной работы В.С. Мухина относит:

- постепенное формирование внутренней готовности школьников к сознательному и самостоятельному построению, адаптации и реализации перспектив своего профессионального развития;

- формирование позитивного отношения к работе как ценности жизни;

- развитие познавательного интереса к различным сферам работы;

- морально-этическая поддержка студентов (формирование оптимистичного подхода к их профессиональному будущему);

- формирование целеустремленности, предприимчивости, работоспособности;

- диагностика ценностных ориентаций, установок при выборе профессии, профессиональных предрасположенностей;

- разработка программы реализации профессионального выбора учащегося [16, С. 47].

Далее представим основные группы методов профориентации, выделенные Е.А. Климовым (таблица 1).

Таблица 1 – Классификация методов профориентации (по Е.А. Климову) [12, С. 101]

Категория методов

Методы профориентации

Информационно-справочные, просветительские методы

- Профессиограммы - краткие описания занятий (проблема в том, что традиционные профессиограммы трудно «воспринимать» многим школьникам, поэтому необходимо искать более компактные и понятные формы описания профессии);

- справочная литература (при условии достоверности этой справочной информации);

- системы поиска информации - IRS;

- профессиональная реклама;

- экскурсии школьников по предприятиям и учебным заведениям;

- встречи школьников со специалистами разных профессий;

- познавательные и познавательные лекции о способах решения проблем самоопределения;

- часы профессиональных консультаций со школьниками;

- обучающие фильмы и видеоролики;

- использование СМИ;

- различные «ярмарки» и др. мероприятия;

Методы профессиональной психодиагностики

- закрытые интервью;

- открытые интервью;

- анкеты профессиональной мотивации;

- анкеты профессиональных навыков;

- анкеты личности;

- проективные личностные тесты;

- методы наблюдения;

- сбор косвенной информации об учениках от друзей, родителей и друзей, учителей и других специалистов;

- психофизиологические обследования;

- «профессиональные экзамены»;

- использование различных игровых и тренировочных ситуаций;

- использование различных тренажеров для обучения сотрудника, на которых не только отрабатываются рабочие навыки, но и изучается и предвидится сама готовность к новой профессиональной деятельности.

Методы морально-эмоциональной поддержки

- группы общения;

- обучение коммуникации;

- методы активации профессиональных советов и профессиональных советов (игры);

- различные положительные (успешные) примеры самоопределения;

- «рабочие каникулы», повышающие престиж определенных профессий, «праздники труда».

Окончание таблицы 1

Категория методов

Методы профориентации

Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения

- построение «цепочки» базовых ходов (последовательных действий), которые обеспечат реализацию намеченных целей и перспектив, что позволит наглядно (на листе бумаги) представить ученику и учителю возможные жизненные перспективы ученика;

- построение системы различных вариантов действий;

- использование различных альтернативных схем выбора

Таким образом, профориентационная работа должна ставиться в зависимости от правильного выбора целей, задач и профессионального подбора методов профориентационной работы.

  1. бульханов‑а К.А. Психологи‑я и сознание личности. – М.: Изд-в‑о «Институ‑т практическо‑й психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2015. – 224 с.
  2. Арефьев, И.П. Профориентаци‑я учащихс‑я в «Технологии» / И.П. Арефьев // Школ‑а и производство. – 2015. – №4. – С. 17-24
  3. Болотов И.А. Выбор профессии. – Новокузнецк: Изд-в‑о «НПЦ», 2015. – 15 с.
  4. Вайсбург А.А. Школьник‑и выбираю‑т рабочие профессии. – М.: Просвещение, 2014. – 115 с.
  5. Воробьев А.Н., Сенин И.Г, Чирков В.И. Опросник профессиональны‑х предпочтени‑й Дж. Голланда. – Ярославль: НППЦ «Психодиагностика», 2017. – 28 с.
  6. Гафурова, Н.В. Интегральна‑я модель интеллектуально-личностног‑о развити‑я учащихс‑я в системе образовани‑я / Н.В. Гафурова. – М.: Макс Пресс, 2014. – 220 с.
  7. Гендин, А.М., Осетрова, И.Г., Сергеев, М.И., Шабунина, Л.И. Опы‑т реализаци‑и инновационно‑й программы в общеобразовательно‑й школе (п‑о материала‑м социологическог‑о исследования) / А.М. Гендин, И.Г. Осетрова, М.И. Сергеев, Л.И. Шабунина. – Красноярск: РИО КГПУ, 2016. – 214 с.
  8. Гуревич К.М. Проблемы дифференциально‑й психологии. – М.: Изд- в‑о «Институ‑т практическо‑й психологии», 2018. – 384 с.
  9. Джиоев, С.Х. Профориентаци‑я как форм‑а содействи‑я трудово‑й занятости: некоторые вопросы теори‑и правовог‑о регулировани‑я / С.Х. Джиоев // Государств‑о и право. – 2017. – №11. – С. 39-46.
  10. Зеер, Э.Ф. Психологи‑я профессий: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. – М.: Академически‑й проект, 2017. – 336 с.
  11. Иовайша, Л.А. Проблемы профориентационно‑й организаци‑и школьников / Л.А. Иовайша. – М.: Педагогика, 2015. – 82 с.
  12. Климов, Е.А. Введение в психологию труда: учебник / Е.А. Климов. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 350 с.
  13. Копылова, Т.Г., Лашина, О.Л. Систем‑а профориентационно‑й работы / Т.Г. Копылова, О.Л. Лашин‑а // Дифектология. – 2016. – №5. – С. 75-78.
  14. Лукин, В., Тихонова, Е., Лаптев, А. Психологическа‑я помощь как элемен‑т профориентаци‑и молодеж‑и / В. Лукин, Е. Тихонова, А. Лаптев // Человек ‑и труд. – 2015. – №3. – С. 56-58.
  15. Моргун, В.Ф. Методик‑а многомерног‑о анализ‑а достижени‑й ученик‑а с целью профилировани‑я и профориентаци‑и / В.Ф. Моргун // Школьные технологии. – 2016. – №6. – С. 134-141.
  16. Мухина, В.С. Возрастна‑я психологи‑я / В.С. Мухина. – М.: Академически‑й проект, 2017. – 528 с.
  17. О профессионально‑й ориентаци‑и молодеж‑и // «Отдел кадров». – 2014. – №3. – С. 47-55
  18. Обща‑я психодиагностика/ Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столин‑а и др. – М.: Изд-в‑о МГУ, 2017. – 204 с.
  19. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессиональног‑о становлени‑я человека. – М.: Изд-в‑о «УРАО», 2014. – 160 с.
  20. Профессиональна‑я ориентаци‑я учащихся/ Под ред. А.Д. Сазонова, В.Д. Симоненк‑о и др. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.
  21. Пряжников, Н.С. Методы активизаци‑и профессиональног‑о и личностног‑о самоопределени‑я / Н.С. Пряжников. – М.: НПО «Модек», 2014. – 276 с.
  22. Пряжников, Н.С. Профориентаци‑я в школе ‑и колледже / Н.С. Пряжников. – М.: «ВАКО», 2016. – 187 с.
  23. Пряжников, Н.С. Профориентаци‑я и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. – М.: НПО «Модек», 2016. – 97 с.
  24. Пряжников, Н.С. Теори‑я и практик‑а профориентационног‑о самоопределени‑я / Н.С. Пряжников. – М.: МГППИ, 2014. – 134 с.
  25. Пряжников, Н.С. Формирование «психологически‑х тылов» у старшеклассников. / Н.С. Пряжников // Школ‑а и производство. – 2015. – №3. – С. 24– 28
  26. Пряжников, Н.С., Пряжникова, Е.Ю. Игры ‑и методик‑и дл‑я профессиональног‑о самоопределени‑я старшеклассников / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: изд-в‑о «Первое сентября», 2014. – 89 с.
  27. Резапкин, Г.В. Я ‑и мо‑я профессия: программ‑а профессиональног‑о самооределени‑я дл‑я подростков / Г.В. Резапкин. – М., 2016. – 252 с.
  28. Саронов, А.Д., Калугин, Н.И., Меньшиков А.П., Профессиональна‑я ориентаци‑я молодеж‑и / А.Д. Саронов, Н.И. Калугин, А.П. Меньшиков. – М.: Высша‑я школа, 2015. – 175 с.
  29. Сафронова, Г.Я. Технически‑й лице‑й – нова‑я форм‑а профессионально‑й подготовк‑и молодеж‑и / Г.Я Сафронова, В.В. Темник // Методологические ‑и теоретические проблемы всеобще‑й профессионально‑й подготовк‑и молодежи. – 2016. – № 3. – С. 69-77.
  30. Сейтешев А.П. Пут‑и профессиональног‑о становлени‑я учащейс‑я молодежи. – М.: Высша‑я школа, 2018. – 336 с.
  31. Собчик, Л., Волкова, Т. Все работы хорош‑и ил‑и психодиагностик‑а н‑а службе кадровик‑а / Л. Собчик, Т. Волков‑а // Управление персоналом. – 2015. – №1. – С. 39-44.
  32. Соломин И. Профориентация. // «Школьны‑й психолог». – 2015. – № 24. – С. 10-15.
  33. Степанов А., Бендюков М., Соломин И. Азбук‑а профориентации. – СПб.: Литера-плюс, 2015. – 220 с.
  34. Степанский, В.И. Психологи‑я проблемы выбор‑а и профориентаци‑и / В.И. Степанский. – М., 2014. – 227 с.
  35. Тельтевская, Н.В., Малинина, А.Г., Содержание ‑и методы профориентаци‑и школьников. Методическое пособие. / Н.В. Тельтевская, А.Г. Малинина. – Саратов, 2016. – 163 с.
  36. Чернявска‑я А.П. Психологическое консультирование п‑о профессионально‑й ориентации. – М.: «Владос-Пресс», 2014. – 96 с.
  37. Шадриков В.Д. Проблемы системогенез‑а профессионально‑й деятельности. – М.: Высша‑я школа, 2016. – 164 с.
  38. Шевченко, М.Ф. Тренинг «Профориентаци‑я дл‑я старшеклассников» / М.Ф. Шевченко. – СПб.: Речь, 2016. – 124 с.
  39. Шишковец, Т.А. Справочник социальног‑о педагога: 5-11 классы / Т.А. Шишковец. – М.: ВАКО, 2017. – 176 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2016 год 39 стр.
Курсовая Поиск и сортировка информации в базах данных
Telesammit
Курсовая работа Педагогика
2015 год 41 стр.
Курсовая Развитие музыкальных способностей у дошкольников
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское