Введение
Глава 1 Теоретические аспекты социологической теории права
1.1 История становления социологии права
1.2 Социологическая юриспруденция
Глава 2 Характеристика основных социологических школ права в России и за рубежом
2.1 Основные научные школы социологии права
2.2 Социология права в Европе: генезис и эволюция развития
Заключение
Список литературы
Актуальность темы: Сторонники социологической школы права считали, что действующие правовые акты не всегда адекватны экономическим и социальным условиям. В этой связи они придавали большое значение свободе судейского усмотрения, т. е. меньшей связанности суда правовыми нормами для защиты интересов личности.
Сформировавшиеся в пост классической науке подходы к пониманию права, характеризуются стремлением преодолеть свойственным классическим типам правопонимания разрыв между правом и человеком и представляют собой попытку ответить на вопрос, как право связано с субъектом. Большинство современных правовых теорий исходит из того, что правоведение имеет дело с антропосоциогенной реальностью, а не с аналогом природных объектов. Утверждение этого принципиального положения оказалось неразрывно связанным с коренным пересмотром классических методологических подходов к познанию права и формированием на основе неклассических методов новых представлений о бытии права как явления, имеющего свой собственный смысл, а не просто генетически связанного с «природой», «государством» или «обществом».
Правовые теории, сформировавшиеся в кратковременный период «ренессанса» отечественного правоведения рубежа XIX–XX вв., внесли неоценимый вклад в обновление методологии правовой науки. Одна из первых попыток отойти как от рационалистического метода классического юснатурализма, так и от эмпирического метода позитивизма, и на этой основе обосновать новый взгляд на право принадлежит Льву Иосифовичу Петражицкому.
По мнению его ученика Г. Д. Гурвича, «Л. И. Петражицкий принадлежит к числу тех первостепенных мыслителей, чьи новаторские идеи настолько опережали свою эпоху, что их истинное значение выявляется лишь спустя определенный промежуток времени».
В современной социологии права достаточно прочно утвердилось представление о том, что в ее задачу входит изучение как воздействия социальной жизни на право, так и воздействия права как одного из социальных феноменов на социальную жизнь. Как совершенно правильно отмечается в учебнике по современной социологии права, социология права как новое научное направление в отечественном обществознании сформировалась на основе признания того, что в его задачу входит исследование связи между правом как социальным феноменом и обществом, социальных функций права и комплексных процессов трансформации юридических норм в социальное поведение на всех уровнях - общества, различных социальных слоев, коллективов, групп и личности.
Цель работы: Рассмотреть основные социологические школы права.
Задачи работы:
Рассмотреть социологию права как науку и учебную дисциплину;
- Изучить историю становления социологии права;
- Рассмотреть основные научные школы социологии права;
- Рассмотреть социологию права в Европе.
Глава 1 Теоретические аспекты социологической теории права
1.1 История становления социологии права
Становление социологии права как науки обычно связывают с именами французского философа и социолога Эмиля Дюркгейма (1858-1917) и австрийского юриста Евгения Эрлиха (1862-1922). В своих исходных посылках авторы руководствовались трудами О. Конта, который впервые обосновал необходимость социологии (социальной физики) как самостоятельной науки об обществе.[1]
О. Конт сыграл заметную роль в зарождении социологии права как науки. Во-первых, он обосновал один из основных принципов данной науки, согласно которому законы должны выводиться из опыта социальной жизни, а не из априорно сформулированных законодателем понятий. Во-вторых, О. Конт справедливо заметил, что социальное научное познание, в том числе и познание права, надлежит осуществлять с использованием методологии точных наук.[2]
Основы социологии права получили дальнейшее развитие в работах Э. Дюркгейма, внесшего значительный вклад в разработку ее основополагающих идей, систему понятий и методов социологического исследования.
Э. Дюркгейм предложил рассматривать соотношение общества и личности как целого и части. Он имел в виду, что не все социальные факты могут быть сведены к свойствам личности, поскольку «группа думает, чувствует, действует совсем иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены».
Среди социальных фактов, определяющих поведение людей в обществе, он называл моральные и юридические нормы, а также типы общественных связей: семейные, государственные и др. [3]
Э. Дюркгейм рассматривал право, как социальный факт, т.е. правило, выработанное коллективом людей, ставшее для них привычным и опирающееся на государственное принуждение. Организованный характер санкций автор считал главным признаком права, отличающим его от морали и иных социальных норм.
и личность предпринимает попытки выйти за пределы социальной солидарности, совершать противоправные деяния. Состояние общества, в котором действующие нормы устарели, а новые обществом еще не созданы, Э. Дюркгейм называл аномией. Одним из ярких показателей такого состояния общества является рост числа самоубийств. В капиталистическом мире, полагал Э. Дюркгейм, кризис и состояние аномии - явление не только нормальное, но и постоянное.[4] Если общество приходит в упадок, находится в кризисном состоянии, то
В отличие от большинства ученых-юристов и социологов, Э. Дюркгейм не считал преступления социальным злом. Наоборот, он видел в них «фактор общественного здоровья», поскольку функционирование общества без преступлений вообще невозможно. Патология преступности видится лишь в ситуациях, когда данное явление выходит за свои пределы и «достигает чрезмерного роста» либо опускается ниже среднестатистического показателя, характерного для определенного общества, отдельной страны.
Появление социологии права как самостоятельной науки обычно связывается с именем Е. Эрлиха и его работой «Основы социологии права», изданной в 1913г. [5]
Заслуга автора состоит в том, что он внес значительный вклад в обоснования значимой для социологии права идеи «живого права».
По мнению Е. Эрлиха, «живая норма» может быть результатом:
- спонтанного правотворчества, осуществляемого общественными союзами (семья, производственные объединения, корпорации, хозяйственные союзы и др.)
- нормотворческой деятельности отдельных представителей государственной власти, осуществляющих правоприменительную деятельность. Это могут быть судьи либо чиновники.
Таким образом, «живое право» находится не в статьях закона, а в конкретных, фактических отношениях.
Возникающие в обществе конфликты также в основном разрешаются самими заинтересованными лицами либо избранными ими арбитрами и судьями с позиций справедливости. Конечно, применяются и абстрактные нормы государства, но они не играют сколько-нибудь существенного значения в разрешении конфликта.
Исходя из такого понимания «живого права», Е. Эрлих определял и задачи социологии права, обосновывал необходимость непосредственного изучения порядков, существующих в общественных союзах, разных документов, отражающих процессы возникновения и развития конкретных правоотношений: уставов торговых компаний, ипотечных и иных договоров, соглашений.
Е. Эрлих сам обстоятельно изучал судебную практику, предпринимал попытку разработать методику сбора правовых обычаев, проводил анкетирование населения. Одновременно он полагал необходимым обучать студентов на юридических факультетах таким дисциплинам, как статистика, социология и социальная психология.[6]
Социологию права Е. Эрлих выводил за рамки правоведения, полагая, что созданная им наука представляет собой часть, раздел прикладной социологии. По его мнению, вся юридическая наука не имеет права на самостоятельное существование. Она должна входить в социологию, поскольку право, как социальное явление представляет собой определенный аспект, часть общественного бытия.
Полемика о понятии и месте социологии права в системе социальных и правовых наук продолжается и сегодня.
Французский юрист-социолог Ж. Карбонье в начале 70-х гг. XX века отмечал, что понятию «юридическая социология» нередко придают более широкое значение, чем понятию «социология права». Последняя ограничивается только собственно правом - нормами и институтами, в то время как юридическая социология охватывает все явления, более или менее связанные с правом. Между тем, по его мнению, социология права и социологическая юриспруденция являются тождественными понятиями.[7]
В XX в. социология права вышла на новые рубежи. Теоретические исследования были дополнены масштабными конкретными социально-правовыми исследованиями по ряду важнейших проблем правовой науки, связанных с изучением права во взаимосвязи с социальными и иными явлениями.[8]