В настоящее время в нашей стране непростое экономическое положение: рыночная экономика крайне нестабильна и, предсказать ее поведение сложно. Это требует от предприятий постоянного наблюдения и изучения тенденций рынка и покупателя, непрерывного совершенствования работы предприятия, оптимизации производственных процессов, использования и разработки новых маркетинговых стратегий и т.д.
Одними из приоритетных целей предприятия является максимизация прибыли и повышение эффективности предприятия, поиск оптимальных путей снижения затрат.
Рост выручки предприятия напрямую связан с затратами предприятия, начиная от затрат на себестоимость продукции заканчивая затратами на рекламу товара. Поэтому управление затратами и оптимизация работы предприятия должно быть основным источником внутрихозяйственных накоплений.
Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что в основе любого предприятия одной из основных целей является извлечение максимальной прибыли.
Однако важно заметить, что путей увеличения прибыли может быть несколько. Наиболее распространяемым является увеличение прибыли на основе управления затратами, т.к. не зависимо от финансового положения каждое предприятие, проанализировав основные финансовые показатели, может постараться их оптимизировать.
Правильная организация учета затрат дает возможность выявить резервы их снижения, а также поддержать стабильную финансовую обстановку на предприятии.
Именно управление затратами позволяет своевременно выявить недочеты и контролировать расход издержек на всех этапах работы предприятия. Чтобы снизить затраты на предприятии необходимо проанализировать каждую статью издержек обращения. Такой анализ способен выявить резервы сокращения текущих затрат, результаты анализа способствует более эффективному использованию всех видов ресурсов, труда, основных фондов, транспорта.
Предметом данной выпускной квалификационной работы являются экономические отношения, которые возникают в процессе оптимизации затрат.
Объект исследования – предприятие ООО «Вита Люкс».
Цель выпускной квалификационной работы – разработка мероприятий по снижению издержек обращения предприятия ООО «Вита Люкс».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
а) рассмотреть теоретические и методические основы управления издержками обращения торгового предприятия;
б) провести анализ издержек обращения ООО «Вита Люкс» за 2016-2018 годы;
в) разработать мероприятия по снижению издержек обращения на предприятии ООО «Вита Люкс».
В ходе работы были использованы следующие методы: аналитический метод, метод расчета показателей, метод группировки, метод сопоставления и сравнения, табличный и графический методы, факторного анализа издержек обращения.
Информационной базой данной работы послужили нормативно-правовые акты; исследования отечественных авторов, таких как Савицкая Г.В., Шеремет А.Д. и другие; труды преподавателей кафедры Экономики предприятий УрГЭУ; интернет-ресурсы; бухгалтерская и статистическая отчетность предприятия ООО «Вита Люкс».
Работа состоит из трёх глав, введения и заключения.
В первой главе рассмотрены сущность и виды издержек обращения, методы анализа и планирования издержек обращения торгового предприятия, а также факторы и резервы их снижения.
Во второй главе дана общая экономическая характеристика предприятия, проведен анализ состава, структуры и динамики издержек обращения, анализ выполнения плана по издержкам обращения ООО «Вита Люкс» за 2016-2018 годы.
В третьей главе на основании проведённого анализа разработаны мероприятия по снижению издержек обращения на ООО «Вита Люкс», и проведено экономическое обоснование их эффективности
-
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
-
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ
Основная деятельность любого предприятия всегда связана с использованием затрат на ресурсы, такие как: трудовые, материальные и финансовые. 3aтpaты встречаются везде, начиная oт масштабного промышленного или пищевого производства, заканчивая малыми предприятиями розничной торговли, таких как ООО «Вита Люкс».
Так, Ерохина Л.И. в своем учебнике дает следующее определение: «Затраты — это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени. Как видно из определения затраты характеризуются: 1) денежной оценкой ресурсов, обеспечивая принцип измерения различных видов ресурсов; 2) целевой установкой (связаны с производством и реализацией продукции в целом или с какой-то из стадий этого процесса); 3) определенным периодом времени, т. е. должны быть отнесены на продукцию за данный период времени.» [13].
Анализируя приведенное выше определение, можно вывести что затраты по своей природе подразделяют на два основных вида: тeкyщиe и eдинoвpeмeнныe. Текущие затраты как правило, взаимосвязаны с закупкой продукции, их транспортировкой, хранением в надлежащем состоянии и реализацией, обеспечением материально-технической базы, выплаты рабочим. Eдинoвpeмeнныe затраты (или же их еще принято называть инвестиции) используются в строительстве, реконструкцией или покупкой зданий, машин, приборов и оборудования, paзличныx нeмaтepиальныx активов и т.д. [18].
Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что затраты это основной показатель деятельности предприятия, отражающийся в первую очередь на выручке. Именно поэтому правильный учет и управление затратами должно стать главной целью любого предприятия. Главным поставщиком информации о внутренней среде компании дает именно учет затрат, большая часть которого нацелена на отображение реальных данных о себестоимости производимых продуктов/услуг, о стоимости обслуживаний покупателей, о себестоимости заказов, контрактов и т.д.
Уровни затрат бывают различными. Например, для объектов типа "производимый продукт" возможны уровни: единицы продукции, партии продукции, уровень товара и уровень ассортиментной группы. В то время как, для объектов типа "покупатель" возможны уровни: заказ, клиент, группа клиентов, канал сбыта. Поэтому при формировании системы расчётов (калькуляции) очень важно выбрать точку отсчета (уровень объекта затрат), относительно которой будет проводиться анализ.
Управление затратами предприятия, как было заявлено выше, должно базироваться на том, какое это предприятие: производящее, оказывающее услуги, продающее или нечто иное. Ведь именно от этого будет зависеть какую стратегию(метод) в качестве работы с затратами применить. Кратко рассмотрим основные концепции управления затратами. Более детально эти же самые концепции рассмотрим ниже.
Итак, Коркачева О.В. [16] вводит следующую классификацию концепций управления затратами:
- Управление затратами затратообразующих факторов.
В основе концепции лежат функциональные (операционные) и структурные затратообразующие факторы. Первые связаны со способностью компании успешно функционировать, использовать все виды внутрифирменных ресурсов (мощностей) и эффективностью их использования, а также вовлеченностью рабочей силы в процесс постоянного усовершенствования. Структурные факторы– масштаб деятельности и объем инвестиций, горизонтальная и вертикальная интеграция и т.п.
- Концепция добавленной стоимости.
Данная концепция рассматривает составляющие затрат на всех стадиях добавления стоимости, от закупки сырья и материалов и до реализации собственной продукции, работ и услуг. Ключевой момент такого подхода – максимизация разницы (добавленной стоимости) между закупками и реализацией. Как следствие, из сферы внимания аналитиков выпадает большая часть материальных затрат, что немаловажно для материалоёмких отраслей.
- Концепция цепочки ценностей.
Исходит из необходимости выхода за пределы фирмы для эффективного управления затратами и переносит акцент в анализе затрат на процессы, происходящие за пределами фирмы. Управление затратами на основе добавленной стоимости, с одной стороны, начинается слишком поздно и не позволяет использовать в своих интересах связи с поставщиками, так как многие управленческие решения могут быть сведены на «нет» из-за их несогласованности с цепочкой ценностей поставщиков. С другой стороны, заканчивается слишком рано и упускает все возможности использования связей с клиентами, так как для успешного позиционирования на рынке необходимо учитывать не только собственные затраты, но и затраты потребителя после покупки товаров или получения услуги.
- Концепция альтернативности затрат, или затрат упущенных возможностей.
Концепция основывается на том, что любое финансовое решение принимается в результате сравнения альтернативных затрат и практическая реализация всякого управленческого решения в этом случае связана с отказом от какого-то альтернативного варианта.
- Концепция транзакционных издержек.
Концепция основана на том факте, что в любой экономике есть два типа издержек: производственные (операционные) и транзакционные. Транзакционные издержки включают в себя издержки сбора и переработки информации, проведения переговоров и принятия решений, контроля за соблюдением контрактов и принуждения к их выполнению.
В основе концепции АВС лежит не столько рутинное бухгалтерское формирование затрат, сколько экономический расчёт реальной себестоимости товаров, работ, услуг, не требующий обязательного отражения данных в рамках главной книги. Наиболее эффективно концепция АВС реализуется в тех случаях, когда из накладных расходов выделяются затраты стратегического характера (исследования и разработки, маркетинг и распространение) и затраты рассматриваются в полном объёме в самом широком смысле слова независимо от того, насколько точно они оценены в производственном сегменте текущей (сегодняшней) цепочки ценностей. [18]
Однако, в данный перечень стоит добавить ещё 2 концепции, которые на сегодняшний день также являются актуальными для предприятий:
- Концепция стратегического позиционирования.
Идеи этой концепции были впервые опубликованы в 90-х годах известными в США экспертами по стратегическому использованию информации о затратах Дж.Шанком и В.Говиндараджаном. В русскоязычном варианте их научный труд был переведен как «Стратегическое управление затратами» с изложением основ концепции и был опубликован в 1999 году.[19] Авторы принимают новаторские решения в бухгалтерском и управленческом учете и используют информацию о затратах к разработке стратегии компании на пути к достижению конкурентных преимуществ. [19].
Основным посылом данной концепции является включение в сферу управленческого учета и анализа затрат, подробной информации о стратегическом развитии компании, отрасли и экономики в целом. Традиционно учет и анализ затрат рассматриваются с позиции оценки отраженных в бухгалтерском учете хозяйственных операций, осуществленных в результате альтернативных управленческих решений. Однако учет не является самоцелью, а служит средством для достижения успеха в бизнесе. Поэтому оценку принятым в компании системе и методологии учета следует давать с позиции их соответствия или несоответствия принятой стратегии развития.
- Ещё одна концепция которая может применяться на предприятии — это Theory of Constraints (далее TOC).
TOC расшифровывается как «теория ограничений – это одна из наиболее популярных концепций в менеджменте организаций, разработанная доктором Элияху Голдраттом в 1980-х гг. Ее основной методический смысл состоит поиске и управлении ключевым ограничителем системы организации (коммерческой или некоммерческой). Именно этот ограничитель в целом и предопределяет эффективность деятельности организации. ТОС – область управления, связанная с постоянным генерированием, прибыли за счет ускорения наиболее коррелирующих процессов. Правда необходимо помнить, что ускорение не может расти постоянно. Поэтому основной смысл теории ограничений заключается в выявлении ограничений внутри системы, которые необходимы чтобы удерживать качество продукции на стабильно высоком уровне в целях повышения прибыли. Методология ТОС позволяет использовать определенные логические инструменты, которые в итоге выявляют ограничения и стоящие за ними управленческие противоречия. [25].
Рассмотрев все вышеперечисленные концепции управления затратами, стоит заметить, что они не однородны. Т.е. одни концепции (функциональные затратообразующие факторы, добавленная стоимость) основываются на учетных характеристиках затрат и затрагивают бухгалтерскую сторону управления затратами. Другие концепции (структурные затратообразующие факторы, цепочка ценностей, АВС, ТОС, стратегическое позиционирование) рассматривают затраты как объект управления не столько в учетном, сколько в экономическом плане.
То, какой концепцией воспользуется то или иное предприятия будет завесить от типа предприятия, а также от состава затрат на данном предприятии. Ведь стратегия, которая может подходить промышленному предприятию будет совершенно нецелесообразна для предприятия розничной торговли. Также стоить отметить, что данные концепции могут быть использованы совместно друг с другом, полностью или частично в рамках одной методики управления затратами на предприятиях.
1.1 СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ
Издержки обращения - это расходы на осуществление торговой деятельности, т. е. выраженные в денежной форме затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов, связанные с движением товаров от производства до потребителя. Они обусловлены необходимостью оплаты труда работников, транспортирования и хранения, подготовки товаров к продаже. Особенностью издержек обращения является то, что в их состав не включается стоимость закупаемых товаров [31].
Издержки обращения учитываются на всех стадиях ценообразования, начиная от производства, когда в себестоимость продукции включаются расходы по сбыту, и, заканчивая розничной продажей, когда в розничной цене отражаются издержки оптовой и розничной торговли.
Издержки обращения характеризуются абсолютным показателем - суммой и относительными величинами - уровнем и структурой. Уровень издержек обращения - это отношение суммы издержек обращения к величине товарооборота, выраженное в процентах. Этот показатель может быть отнесен и к показателю экономической эффективности предприятий торговли. Уровень издержек обращения используется для учета и планирования расходов в целом и по их видам [33].
Издержки обращения представляют собой общественно-необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач. К ним относятся: затраты на транспортировку, упаковку, хранение и реализацию товаров, а также административно-управленческие расходы торговых предприятий и организаций.