ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТНГА НА РЫНКЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
1.1 Цели, задачи и функции маркетинговой деятельности
1.2 Структура и динамика развития рынка транспортных услуг
2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ ГРУППЫ КОМПАНИЙ «ДЕЛОВЫЕ ЛИНИИ»
2.1 Характеристика деятельности группы компаний «Деловые линии»
2.2Анализ маркетинговой деятельности
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ДЕЛОВЫЕ ЛИНИИ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
Сфера услуг — одна из перспективных и развивающихся отраслей экономики страны. Сегодня уже практически каждое предприятие в той или иной степени соприкасается со сферой услуг. К услугам следует отнести вид деятельности, в процессе выполнения которой не создается новый продукт, а изменяется лишь качество уже имеющегося, ранее созданного продукта.
Известный ученый Ф. Котлер дает следующее определение услуги: «Услуга — любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде» [9, с. 16].
К числу наиболее древних видов услуг следует отнести транспортные, медицинские, финансовые и отдельные виды бытовых услуг. На современном этапе значительное развитие получили информационные, компьютерные, научные, консалтинговые, аудиторские и другие виды услуг.
С учетом особенностей рынка сферы услуг определяют и особенности маркетинга в сфере услуг, который призван оценить предоставляемые потребителям услуги и оказать содействие в правильном их выборе.
Так, значительную экономию средств предприятия получают за счет использования маркетинга в сфере транспортных услуг. Основными причинами, вызывающими необходимость внедрения маркетинга на отечественном транспорте является необходимость оптимизации эксплуатационных расходов и получения максимальных доходов. Растущая диспропорция между спросом и предложением на рынке перевозок требуют перестройки управленческой деятельности с ориентацией на рынок.
Маркетинговая деятельность на транспорте должна включать комплексное изучение рынка, приспособление производства к потребностям рынка и продвижение транспортных услуг на рынок.
Проблемы маркетинга транспортных услуг находили свое отражение в работах таких ученых, как: И.М. Аксенов, А.С. Балалаев, А.М. Гаджинский, Ф. Котлер, И.А. Морозава, Р.Н. Нагапетянц и др.
Однако в рассматриваемая сфера услуг на территории России развивается стремительными темпами, поэтому требует современного ее исследования. Оно носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Вышеизложенные обстоятельства обуславливают актуальность выбранной темы исследования. Ее целью является изучение маркетинга транспортных услуг.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть структуру и динамику развития рынка транспортных услуг;
- исследовать виды и формы оптовой торговли;
- проанализировать маркетинговые исследования;
- изучить сегментацию рынка;
- выявить факторы планирования услуги;
- охарактеризовать планирование товародвижения и сбыта;
- изучить планировать продвижение;
- исследовать планирование цен в маркетинге транспортных услуг.
Объектом настоящего исследования являются отношения, изучаемые маркетингом в сфере транспортных услуг. Предметом — маркетинг транспортных услуг в группе компаний «Деловые линии». Для изучения предмета применяется метод систематизации и анализа учебной, периодической и научной литературы, а также аналитических маркетинговых исследований и деятельности ГК «Деловые линии».
Настоящая работа включает в себя введение, трех глав, заключение и библиографический список.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТНГА НА РЫНКЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
1.1 Цели, задачи и функции маркетинговой деятельности
В условиях рыночных отношений особое место занимает маркетинг как система управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы, нацеленная на эффективное удовлетворение потребительского спроса, что является главной его задачей.
Бурное и стремительное развитие маркетинговых технологий в современной России, всепроникающий характер транспортного маркетинга как универсального инструмента упорядочения хозяйственной деятельности всей общественной жизни в постсоветской России, детерминируется переходом народного хозяйства страны на рельсы рыночной экономики, ее трансформации под действием эволюции железнодорожного транспорта.
Многообразие сфер применения маркетинга породило множество часто встречающихся его толкований, раскрывающих сущность и содержание маркетинговой деятельности. Рассмотрим некоторые из них на рисунке 1.
Рисунок 1 – Ориентация форм транспортного маркетинга на потребителей
Несмотря на очевидную «экзотичность» многочисленных толкований, практически все авторы – как зарубежные, так и отечественные – неизбежно отталкиваются от простого и емкого определения маркетинга, содержащегося в «библии маркетинга» – популярном еще и в наши дни фолианте американского маркетолога Ф. Котлера: «Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена»[4, C 55].