Актуальность темы оценка эффективности системы менеджмента качества на сегодняшний день очень важна, так как позволяет успешно решать задачи повышения качества продукции и услуг, дальнейшего развития системы качества и в конечном итоге, позволяет предприятию отстаивать на рынках сбыта свои позиции в борьбе с конкурентами.
Управление качеством является одной из ключевых функций как корпоративного, так и проектного менеджмента, основным средством достижения и поддержания конкурентоспособности любого предприятия.
Наиболее популярное и методологически сильное направление в управлении качеством – всеобщее управление качеством – предполагает, что в создании качественного продукта участвуют все сотрудники предприятия, весь персонал, а не только инженеры, менеджеры по качеству.
Совершенствование систем менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9001 приобретают в последнее время все более широкий характер. В этой связи особенно актуальными и значимыми становятся вопросы оценки результативности СМК.
Очевидно, для такой оценки необходимо использовать определенную систему показателей, разработка и обоснование которой представляет собой достаточно сложную задачу.
Кроме того, СМК представляет собой часть менеджмента организации, деятельность которой направлена на эффективное управление процессами, которые, так или иначе, влияют на качество выполнения требований и удовлетворения потребностей заинтересованных сторон (потребителей, деловых партнеров, персонала предприятия, владельцев и акционеров). Для всестороннего анализа и оценки любого процесса управления, или аспекта деятельности организации, могут использоваться не только количественные, но и качественные показатели.
Для выполнения дипломной работы, предлагаю проанализировать систему менеджмента качества, на предприятии АО«НОВОМЕТ-Пермь»
За основу исследования были взяты методы Анализа СМК и Анализ со стороны руководства.
Объект исследования – АО «НОВОМЕТ-Пермь»
Предмет исследования –процедура Анализа системы менеджмента качества предприятия.
Цель дипломной работы – выявить эффективность анализа системы менеджмента качества на предприятие АО «НОВОМЕТ-Пермь».
Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты анализа системы менеджмента качества и анализа со стороны руководства;
-провести анализ процессов ИСМ АО «НОВОМЕТ-Пермь».
- разработать рекомендации по улучшению СМК в АО «НОВОМЕТ-Пермь».
1. ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
1.1 Сущность системы менеджмента качества
Система менеджмента качества (СМК) –это совокупность структуры, принципов и документации, и представляет собой способ, которым организация решает задачи, связанные с обеспечением качества.
В широком смысле она охватывает организационную структуру предприятия, документацию, производственные ресурсы и ресурсы, используемые для достижения поставленных целей в области качества продукции и удовлетворения требований потребителей.
СМК охватывает такие вопросы, как оценивание того, как и зачем осуществляется то или иное действие, описание методов решения задач и фиксирования достигнутых результатов.
Основные факторы, заставляющие активно заниматься разработкой, внедрением и сертификацией СМК, включают в себя:
− необходимость приобретения преимущества перед конкурентами;
− требования заказчика;
− возможность получения рекламных и маркетинговых преимуществ;
− необходимость дальнейшего улучшения качества продукции;
− необходимость снижения риска ответственности за продукцию.
Система менеджмента качества (СМК) создана для реализации Политики предприятия в области качества, для достижения и поддержания качества выпускаемой продукции (работ, услуг) в обеспечении выполнения требований потребителя, для постоянного улучшения с целью увеличения вероятности повышения удовлетворённости, как потребителя, так и других заинтересованных сторон.
СМК является неотъемлемой частью общей системой управления производственной и хозяйственной деятельностью предприятия и создается на основе общего менеджмента качества на предприятии.
Для реализации задач в области качества от руководства предприятия должен быть назначен ответственный представитель руководства (ОПР) в области качества.
СМК опирается на службу управления качеством, которая является не административным, а штабным органом, реализующим стратегию в Политике в области качества. Функциональное управление службой качества осуществляет ответственный представитель руководства в области качества.
Служба управления качеством организует, координирует и реализует работы по разработке, внедрению и функционированию СМК с учётом рекомендации ГОСТ Р ИСО серии 9000.
Организационная структура СМК построена в рамках организационной структуры предприятия.
Для решения вопросов обеспечения качества периодически функционирует Координационный совет, созданный при руководстве предприятия. Координационный совет является коллегиальным органом в решении технических, организационных, финансовых и других задач в управлении деятельностью предприятия и рассматривает основные направления менеджмента качества.
Для решения проблемных вопросов обеспечения качества должна быть создана постоянно действующая комиссия по качеству (ПДКК).
ПДКК рассматривает вопросы обеспечения качества продукции, в том числе анализ данных о качестве продукции, мероприятий по устранению и предупреждению жалоб от потребителей.
Для реализации задач по менеджменту качества в производственных подразделениях назначены координаторы по СМК без освобождения от основной работы.
Для надлежащего функционирования СМК и обеспечения качества продукции разработана документация СМК.
В состав внутренней документации СМК входят документы первого, второго, третьего, четвёртого и пятого уровней.
На предприятии должна быть разработана документированная информация, например:
− управление документацией;
− управление записями;
− внутренний аудит;
− управление несоответствующей продукцией;
− корректирующие действия;
− предупреждающие действия.
На заводе разработаны процедуры по управлению внешней и внутренней документацией, в том числе нормативной, технологической, конструкторской, нормоконтролем.
В документах указан порядок разработки, проверки, утверждения, внесения изменений, рассылки, изъятия и утилизации документов.
Вся информация о внешней и внутренней документации через канцелярию доводится до руководителей и направляется непосредственному исполнителю. Информация о движении документации регистрируется, и документация выдается исполнителю под роспись.
Поступившая извне и разработанная на заводе нормативная, конструкторская, технологическая документация внедряется распоряжением по заводу. Для учёта документации внедрена идентификация и индексация, определён порядок хранения, что позволяет быстрый поиск информации.
В каждом структурном подразделении и на каждом рабочем месте ведутся записи по качеству и утверждены формы записей о качестве, которые внесены в формуляры качества. В формуляре качества изложены процедуры идентификации, сбора, индексирования, доступа, хранения, ведения и утилизации зарегистрированных данных по качеству.
Записи о качестве (паспорт, анализ контракта, протоколы испытаний, извещения, протоколы аудитов, рекламации, акты проверок оборудования, документации и т.п.) подтверждают соответствие качества продукции установленными требованиями и эффективность функционирования системы качества[25]. Записи о качестве распространяются на все виды документов.
На предприятии определены и функционируют процессы системы менеджмента качества.
Процессы идентифицированы, установлены ответственные за процесс, определена последовательность выполнения процесса и установлена ответственность по шагам процесса (документация на процесс).
Все процессы документированы. Вид документации: методологическая инструкция и стандарт предприятия.
В документации на процессы указываются вход, выход и критерии определения результативности процесса, определены владельцы процессов и ресурсы.
Для осуществления взаимосвязи процессов системы менеджмента качества распределена ответственность за процессы среди руководителей предприятия и внутри каждого подразделения (матрицы распределения ответственности за функционирование процессов системы менеджмента качества 1-го и 2-го уровня)[19]. В матрицах распределения ответственности указано участие каждого руководителя и персонала структурных подразделений в реализации процессов.
В документации на процесс указаны способы и процедуры выполнения процесса, область распространения процесса, цели и задачи процесса .
1.2 Организация сбора данных для анализа системы менеджмента качества
На предприятии определены виды данных и информации, анализ и оценивание которых демонстрируют соответствие системы менеджмента качества требованиям ISO 9001 и API Q1 и обеспечивают информацией для постоянного улучшения результативности системы менеджмента качества.
Результатами анализа данных и информации служат протоколы совещаний или иные записи, определенные в нормативных документах предприятия, обеспечивающие информацией касающейся:
- степени удовлетворенности потребителей;
- степени соответствия поставляемой продукции и услуг требованиям;
- наличия несоответствий и дефектов продукции, выявленных после поставки потребителю или использования;
- характеристик и тенденций для процессов и продукции;
- оценки результативности работы поставщиков;
- выполнения целей в области развития ИСМ;
- результативности действий предпринятых, чтобы учесть риски и возможности;
- оценки функционирования и результативности ИСМ;
- оценки успешности планирования.
В ходе проведения анализа данных осуществляется:
- контроль выполнения запланированных мероприятий по протоколу предшествующего периода (при наличии);
- оценка необходимости в улучшениях ИСМ, по результатам принимаются решения по дальнейшим действиям относительно объекта анализа.
При принятии решения о необходимости улучшения ИСМ, мероприятия необходимые для улучшения фиксируются в протоколе совещания. По всем мероприятиям устанавливаются ответственные и сроки выполнения.
При проведении анализа данных организация использует данные, которые позволяют определить области деятельности организации, где может быть проведено улучшение.
Рассмотрим проведение оценки степени удовлетворенности потребителей.
Идентификация, сбор и анализ данных об оценке удовлетворенности потребителей проводится в рамках проведения мониторинга удовлетворенности потребителей согласно стандартам предприятия о мониторинге удовлетворенности потребителей. Результаты анализа оформляются в виде презентации, представляемой на совещании по анализу ИСМ. После просмотра которой и делаются выводы о результативности данного процесса и о возможности его улучшения.
Остановимся на проведение оценки степени соответствия поставляемой продукции требованиям.
Оценка степени соответствия изготавливаемой продукции требования ТД/КД осуществляется в процессе проведения мониторинга и измерения продукции согласно стандартам предприятия. Результаты контроля качества представляются:
- ежемесячно на совещание по качеству;
- ежегодно в рамках анализа ИСМ со стороны высшего руководства.
Совещание по качеству за отчетный месяц проводится не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным. На совещании представляется презентация, сформированная ДКОТ на основании данных по анализу результатов контроля качества. В презентации содержится информация по каждому цеху основного производства:
- процент несоответствующей продукции, выявленной подразделением-изготовителем (рассчитывается как отношение числа несоответствующих изделий к изготовленным) с указанием причин возникновения несоответствий;
- динамику выявления несоответствующей продукции в подразделении за последние 12 месяцев;
- процент несоответствующей продукции, выявленной подразделениями-потребителями (рассчитывается как отношение числа несоответствующих изделий возвращенных подразделениями-потребителями к количеству изготовленных подразделением-изготовителем за отчётный период);
- динамику выявления несоответствующей продукции подразделениями-потребителями за последние 12 месяцев;
- процент изготовленной продукции, допущенной по картам разрешения (рассчитывается как отношение числа изделий, принятых по картам разрешения, к изготовленным);
- динамика выпуска продукции по картам разрешения за последние 12 месяцев;
- затраты на несоответствующую продукцию с распределением по подразделениям-источникам несоответствий;
- затраты на применение продукции с отклонением по Картам разрешения.
Презентация размещается инженером по качеству ДКОТ в корпоративной программе SL. Сохранность презентаций обеспечивается ограничением прав доступа к папке «Только чтение». Срок хранения презентаций на диске не менее 5 лет, ответственный за хранение начальник ДКОТ.