Введение
Глава 1. Теоретические основы эффективности муниципального управления на основе использования информационных технологий
1.1. .Информационные технологии и системы в муниципальном управлении
1.2.Методология повышения эффективности муниципального управления на основе использования информационных технологий
Глава 2. Исследование информационных технологий в сфере повышения эффективности муниципального управления на примере Администрации г. Печоры Псковской области
2.1.Анализ информационных технологий, применяемых в муниципальном управлении в Администрации г. Печоры Псковской области
2.2.Проблемы информатизации муниципального управления в Российской Федерации
Глава 3. Разработка мероприятий по повышению эффективности муниципального управления на основе использования информационных технологий Администрации г. Печоры Псковской области
3.1.Оптимизация сайта Администрации г. Печоры Псковской области
3.2.Разработка мобильного приложения Администрации г. Печоры Псковской области
3.3.Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий
Заключение
Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников
Приложения
Актуальность темы. Сегодня органы всех ветвей власти используют информационно-коммуникационные технологии во всех сферах жизнедеятельности регионов, городов, муниципалитетов для организации оперативного государственного и муниципального управления и повышения качества услуг, оказываемых населению. Среди управленческих механизмов, обеспечивающих реализацию местных инициатив, информационно-коммуникационные технологии рассматриваются прежде всего.
В условиях глобального процесса информатизации отечественного государственного и муниципального управления формируются все более жесткие требования к эффективности администрирования и качеству персонала. Для принятия рациональных государственных решений необходимо владеть полной, достоверной, качественной и своевременной информацией о состоянии внутренней и внешней среды организации.
Сегодня информационной обеспечение деятельности муниципалитетов представляет собой процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления эффективных управленческих решений по всем направлениям деятельности.
В данном процессе важную роль играет обеспечение муниципального образования информацией, формирование которой является важным аспектом в жизни современного общества в рамках глобальной информатизации. Соответственно от того насколько верно будет выстроен данный информационный отбор, можно говорить об эффективности системы.
Условия, предъявляемые к новым информационным технологиям в сфере обслуживания населения, требуют систематического обновления, углубления и расширения спектра оказываемых услуг в многофункциональных центрах, которые устанавливают прямое взаимодействие органов власти всех уровней и населения (юридических и физических лиц).
Если ранее государственный сектор информационные технологии применял для внутреннего использования в отдельных департаментах и учреждениях, то теперь информационные технологии, создающие ценности электронного века и функционирующие по принципу «быстрее, лучше, дешевле, доступнее», работают на интересы широких масс в форме услуг государства. Таким образом, «электронное правительство» в качестве цели своей деятельности ставит переход от ориентации государства на ведомственные интересы к решению нужд и проблем граждан. В практическом аспекте это выражается, например, в том, что гражданин не должен доставлять справки и другие документы из одного ведомства в другое, будь то оформление прав собственности или какая - либо регистрация, но он должен просто обратиться в государственные органы, а весь последующий взаимообмен документами и информацией должен произойти без его участия и в фиксированные сроки.
Цель работы - разработка мероприятий по повышению эффективности муниципального управления на основе использования информационных технологий на примере Администрации г. Печоры Псковской области.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- рассмотреть информационные технологии и системы в муниципальном управлении;
- изучить методологию повышения эффективности муниципального управления на основе использования информационных технологий;
- провести анализ информационных технологий, применяемых в муниципальном управлении
- исследовать проблемы информатизации муниципального управления в Российской Федерации;
- разработать мероприятия по повышению эффективности муниципального управления на примере г. Печоры;
- рассчитать экономическую эффективность предлагаемых мероприятий.
Объектом исследования являются социально – экономические отношения, возникающие в процессе информатизации деятельности администрации г.Печоры.
Предметом исследования являются методы информатизации деятельности органов местного самоуправления.
Методологической базой исследования являются общенаучные методы: метод анализа литературы, анализ документов организации, метод сравнения показателей, м۬е۬т۬о۬д۬ы а۬н۬а۬л۬и۬з۬а и с۬и۬н۬т۬е۬з۬а э۬к۬о۬н۬о۬м۬и۬ч۬е۬с۬к۬о۬й и с۬т۬а۬т۬и۬с۬т۬и۬ч۬е۬с۬к۬о۬й и۬н۬ф۬о۬р۬м۬а۬ц۬и۬и۬, а т۬а۬к ж۬е с۬и۬с۬т۬е۬м۬н۬ы۬й а۬н۬а۬л۬и۬з и۬з۬у۬ч۬а۬е۬м۬ы۬х я۬в۬л۬е۬н۬и۬й и р۬е۬з۬у۬л۬ь۬т۬а۬т۬о۬в۬.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые документы, регулирующие информатизацию органов государственной и муниципальной власти ; внутренние регламенты администрации г.Печоры; статьи периодической печати, прикладные данные по исследованию информационных технологий.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения результатов исследования для совершенствования информационного обеспечения г.Печоры.
Структура работы с۬о۬с۬т۬о۬и۬т и۬з в۬в۬е۬д۬е۬н۬и۬я۬, т۬р۬ёх г۬л۬а۬в۬, з۬а۬к۬л۬ю۬ч۬е۬н۬и۬я۬, с۬п۬и۬с۬к۬а и۬с۬п۬о۬л۬ь۬з۬о۬в۬а۬н۬н۬ы۬х и۬с۬т۬о۬ч۬н۬и۬к۬о۬в и п۬р۬и۬л۬о۬ж۬е۬н۬и۬й۬.
Глава 1. Теоретические основы эффективности муниципального управления на основе использования информационных технологий
1.1. .Информационные технологии и системы в муниципальном управлении
Под информатизацией государственного и муниципального управления понимается процесс создания информационно-технологической среды для удовлетворения информационных потребностей органов власти различных уровней на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Преобразующая роль информационных технологий в приоритетных направлениях государственной политики Российской Федерации является важным аспектом развития экономики регионов [12.C.32].
По мере развития информационных технологий в сфере государственного и муниципального управления, повышается качество услуг, предоставляемых населению.
Использование информационных технологий является связующим звеном, объединяющим всю совокупность объектов государственно-муниципального управления в информационной среде, поскольку использование определенных информационных технологий в деятельности государственных и муниципальных органов позволяет не только повысить уровень информационного взаимодействия органов власти, но и усовершенствовать качество осуществления государственных и муниципальных услуг в сфере социальных отношений [34.C.65].
Органы государственной власти все чаще используют информационные технологии для построения эффективного управления своей деятельностью и формирования территориальных ведомственных компьютерных сетей [11.C.65].
В органах государственного и муниципального управления в условиях внедрения информационных технологий в общественную жизнь, создаются специальные структуры в сфере разработки и сопровождения государственных информационных систем. Под влиянием использования информационных технологий меняется правовое сознания большинства категорий граждан. Эти направления требуют корректировки правового регулирования на уровне муниципальной и государственной власти, в частности, изменения административно-правового регулирования в условиях использования информационных технологий [41.C.54].
Использование данных технологий направлено на совершенствование работы органов государственного и муниципального управления и является необходимым условием достижения ожиданий и потребностей населения. Однако, развитие информационных технологий в российских регионах происходит неравномерно. Лидерами по развитию являются регионы: Москва, Санкт-Петербург, Республики Чувашия, Томская область, Татарстан, а также другие успешно внедряющие информационные технологии в сферу регионального управления [7].
Как правило, в таких регионах, граждане имеют возможность взаимодействовать с региональными органами власти по определенным вопросам в режиме онлайн. Несмотря на активное развитие информационных технологий не все население может в полной мере получать государственные и муниципальные услуги в современной электронной форме. Достаточно долгое время граждан получали возможность только читать информацию об услугах и скачивать образцы бланков. Предоставление справок в электронном виде, архивных выписок, электронная запись к врачам, т.п. стало воплощаться в жизнь только 5-6 лет назад [18.C.32].
Это объясняется тем, что на процесс развития электронных услуг влияет множество факторов, основными из которых являются экономические (ограниченность финансовых ресурсов) и слабый уровень профессиональной подготовки, общей компьютерной грамотности населения. Еще одним немаловажным фактором, ограничивающим развитие информационных технологий в регионах, является слабо сформированная инфраструктура, обеспечивающая безопасность электронных форм взаимодействия между органами государственной власти и потребителями услуг [17.C.43].
С целью развития информационных технологий была внедрена целевая программа, способствующая формированию электронного государства «Информационное общество (2011-2020 годы)». Также, одним из крупнейших проектов, реализованных в рамках программы, является сайт по оказанию государственных услуг: https://www.gosuslugi.ru/. Данный портал является официальным источником информации о порядке предоставления государственных услуг, на нем также содержатся необходимые образцы документов [18.C.21].
Все услуги, размещенные на портале госсуслуг, соотнесены с конкретным регионом РФ. В карточке услуги содержится ее описание, информация о ее стоимости, сроках исполнения, перечень документов, необходимых для ее получения [18.C.54].
Основным итогом использования информационных технологий стало увеличение числа зарегистрированных пользователей на портале госуслуг более чем в два раза.
Благодаря внедрению информационных технологий, у государственных и муниципальных органов власти появляется возможность обеспечить принципиально новое взаимодействие между различными субъектами для реализации задач государственного и местного значения. Что обеспечивает высокий уровень взаимодействия регионов, повышает скорость получения информации от разных субъектов; их достоверность и полноту; способствует обеспечению оперативности обратной связи[18.C.32].
В отличие от услуг, предоставляемых частными организациями с целью получения прибыли, предоставление государственных услуг осуществляется в соответствии с регламентом, представляющим собой нормативный правовой акт. Таким образом, порядок предоставления государственной услуги является жестко регламентированным.