Магистерская диссертация|Дошкольная педагогика и психология

Организация нравственно-патриотического воспитания в условиях дошкольного образования, средствами проектной деятельности

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 96

Цена: 3 200
Купить работу

Введение

Глава I. Теоретический анализ проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности

1.1 Анализ основных понятий исследования: «воспитание», «нравственность», «патриотизм», «патриотическое воспитание»

1.2 Особенности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

1.3 Проектная деятельность как средство реализации нравственно-патриотического воспитание детей в  дошкошкольном образовательном учреждении

Выводы по первой главе

Глава II. Экспериментальное исследование организации нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения

2.1 Анализ педагогических условий активизации процесса нравственно-патриотического воспитания в условиях дошкольного образования

2.2. Опытно-экспериментальное исследование уровня  развития нравственно-патриотических чувств у детей  старшего дошкольного возраста

Выводы по второй главе

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Актуальность исследования: нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования»  отражены основополагающие цели воспитания: «Формирование у  детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».

Патриотическое воспитание – это непрерывный труд по формированию у детей чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «Малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Одной из задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы формирования целостного восприятия мира и духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольное образовательное учреждение развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Выше обозначенная актуальность обусловила выбор темы исследования «Организация нравственно-патриотического воспитания в условиях дошкольного образования, средствами проектной деятельности».

Цель исследования – выявить условия, позволяющие активизировать процесс нравственно-патриотического воспитания в условиях дошкольного образования.

Объект исследования – проектная деятельность в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования – нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: предположение о том, что процесс взаимодействия            дошкольного общеобразовательного учреждения по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста будет протекать эффективнее при следующих условиях:        

  1. осуществляется тесное сотрудничество с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей;
  2. используются интерактивные формы и методы взаимодействия с детьми и родителями.

Задачи исследования:

1)       в дошкольном образовательном учреждении разработать проект направленный на организацию нравственно-патриотического воспитания в условиях дошкольного образования, средствами проектной деятельности;

2)       уточнить содержание и особенности нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста;

4)       рассмотреть проектную деятельность как средство реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в дошкольном учреждении;

5) провести экспериментальное исследование организации нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения и оценить эффективность;

6)       проанализировать результаты полученного исследования.

Базой исследования является муниципальное дошкольное образовательное учреждение №203 города Барнаула, дети подготовительной  группы, выборка 22 семьи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа).

Диагностика  уровня нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста проводилось по методике обследования патриотического воспитания в детском саду  М.И. Новицкой, С.Ю Афонасьевой, Н.А. Виноградовой., Н.В. Микляевой. Для диагностики уровня патриотических чувств у старших дошкольников в группах нами были выделены критерии, показатели и уровни патриотического развития детей, согласно требованиям программ ДОУ, позволяющих выявить представления детей о  качествах человека, характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, библиографического списка, включающего 75 наименований. В работе содержится 7 рисунков,  7 таблиц и 9 приложений.

 

Глава I. Теоретический анализ проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности

1.1 Анализ основных понятий исследования: «воспитание», «нравственность», «патриотизм», «патриотическое воспитание»,  

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли: Н.В. Алешина, Аркадьева В.А., Александрова Е.Ю., Антонов Ю.А., Горькова Л.Г. и другие. 

Слово «патриотизм» происходит от греческого «πατρίς» («патрис») — отчество, или «страна отцов». Однако греческий патриотизм строился на несколько иных основаниях, нежели современный. Древние греки воспринимали как Родину, которую нужно любить и защищать, только свою маленькую коммуну-полис, где люди по большей части приходились родственниками друг другу. Подобное «патриотическое» чувство, основанное на родстве, часто встречается даже среди животных. Но у греков было ещё одно основание для любви к Родине. Дело в том, что правами полноценного гражданина могли обладать только коренные жители греческого полиса, и то только те, кто владел землёй на принадлежащей ему территории. Эти права подразумевали то, что граждане могут (а чаще обязаны) участвовать в общественной жизни: заседать в суде, принимать законы и политические решения, заниматься отправлением религиозного культа и т.д. Взамен они должны были участвовать в войнах, которые вёл полис, и самим обеспечивать себя амуницией. Эта функция в принципе тоже относились к сфере общественной жизни города-государства. Источником же патриотизма служил тот факт, что граждане владеют землёй (по большому счету, самим полисом) и защищают её от иностранных захватчиков. Так что их патриотическое самопожертвование было напрямую связано с их собственными интересами и с интересами их семей. Примерно такая же система работала и в древнем Риме.

Современные педагоги и исследователи определяли понятие и сущность патриотизма по-разному.  Рассмотрим наиболее распространенные определения понятия «патриотизм» в таблице 1.

Таблица 1

Анализ понятия «патриотизм» в научно-исследовательской литературе

Автор / Источник

Сущность понятия

1

2

Новая философская энциклопедия

(от греч. – соотечественник, - родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам

Большой толковый словарь по культурологии / под ред. Б. И. Кононенко

Нравственный принцип, нравственная норма и нравственное чувство, возникшее еще на заре становления человечества и глубоко осмысленные уже античными теоретиками. Патриот – человек, выражающий и реализующий в своих поступках глубокое чувство уважения и любви к родной стране, ее истории, культурным традициям, ее народу. Как стойкое нравственное чувство патриотизм вырастает из особенностей образа жизни и культурных традиций того или иного этноса, формируется в процессе овладения подрастающими поколениями языком и господствующими формами мышления, нормами и эталонами культуры и закрепляется в определенных фиксированных  установках поведения благодаря общению с представителями.

Толковый словарь «Евразийская мудрость от А до Я»

моральная позиция, выражающаяся в любви к Родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее независимость и свободу. Патриотизм выражается и в критическом отношении к существующей социальной несправедливости, в желании отдать свои силы для ее ликвидации и для процветания и благополучия отечества. Вместе с тем патриотизм предполагает и уважительное отношение к другим народам и их культурам, исключающее высокомерие, чувство превосходства над ними, признание прав народов на свою независимость и самостоятельность. Чувство патриотизма помогает человеку осознать свою принадлежность к той или иной культуре, усвоить ее богатства, без чего он не может состояться как личность.

Большая Советская Энциклопедия

Обращает свое внимание на то что это, прежде всего, чувство. И исходя из этого приводит следующие признаки: любовь к родине, желание быть полезным для нее, преданным исключительно ей.

Анализируя данные определения, можно в общих чертах определить патриотизм как чувство любви и преданности своему народу, нации, стране или сообществу.

Сам по себе, термин патриотизм является весьма обширным и неоднозначным.  Он включает в себя целую массу различных чувств, и аспектов.

Как правило,  патриотизм включает в себя такие основные аспекты как:

  • особая привязанность к своей стране;
  • чувство личной идентификации со страной;
  • особая забота о благосостоянии страны;
  • готовность жертвовать собой, чтобы способствовать благополучию страны.

Он вызывает чувство гордости за свою нацию, страну или культуру.

  1. Бабанский, ЮК Педагогика / ЮК Бабанский – М: Просвещение, 1988 – 479 с - Текст: непосредственный
  2. Безрукова, ВС Педагогика / ВС Безрукова – Екатеринбург, 2016 – 320 с - Текст: непосредственный
  3. Белова, С Уроки воспитания для воспитателей / С Белова // Народное образование – 2017 - № 3 – С 102-109 – Текст: непосредственный
  4. Бениаминова, МВ Воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада / МВ Бениаминова – М: Медицина, 2015 – 300 с - Текст: непосредственный
  5. Большой толковый словарь по культурологии / Б И Кононенко – М: Вече: АСТ, 2003 (ОАО Яросл полигр комб) – 509 с - Текст: непосредственный
  6. Божович, ЛИ Личность и ее формирование в детском возрасте / ЛИ Божович – М: Просвещение, 2013 –  240 с - Текст: непосредственный
  7. Виноградова, НФ Наша Родина  / НФ Виноградова, СА Козлова – М: Просвещение, 1984 – 328 с - Текст: непосредственный
  8. Вырщиков, А Патриотизм на службе России [Текст] / А Вырщиков, М Кусмарцев // Воспитание школьников – – №3 – С7 – 13 - Текст: непосредственный
  9. Возрастная и педагогическая психология / Под ред МВ Гомезо – М: Просвещение, 2017 – 420 с - Текст: непосредственный
  10. Гордость и предубеждение, или Краткая история патриотизма и [Электронный ресурс] // https://sciencepopru/gordost-i-predubezhdenie-ili-kratkaya-istoriya-patriotizma/
  11. Гогоберидзе, А Г Теория и методика воспитания детей до-школьного возраста : учеб пособие для студентов пед вузов по специальности «Педагогика» / А Г Гогоберидзе, В А Деркунская – М: Академия, 2019 – 316 с - Текст: непосредственный
  12. Горбова, МА Патриотическое воспитание средствами краеведения / МА Горбова – М: Глобус, 2018 – 214 с - Текст: непосредственный
  13. Горячев, АВ Проектная деятельность в образовательной системе «Школа 2100» /  АВ Горячев // Начальная школа Плюс: до и после –  –  № 5 – С14 – 18 - Текст: непосредственный
  14. Гузеев, ВВ «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения / ВВ Гузеев // Директор школы – 2015 – № 6 – С 21 - Текст: непосредственный
  15. Дьяченко, ЛП, Косова, ЛВ Организация социально-личностного развития детей в ДОУ / ЛП Дьяченко, ЛВ Косова // Управление ДОУ – 2016 – № 8 – С43 - Текст: непосредственный
  16. Евразийская мудрость от А до Я Толковый словарь [Электронный ресурс] // http://termeru/slovari/-evraziiskaja-mudrost-ot-a-do-ja-tolkovyi-slovarhtml
  17. Даведьянова, НС О понимании духовности в современном обществе / Православная педагогика: Традиции и современность / НС Даведьянова – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2016 – 296 с - Текст: непосредственный
  18. Давыдова, НВ Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры / НВ Давыдова – М: Издательский дом «Покров», 2017 – 486 с - Текст: непосредственный
  19. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Аникина ТМ, Степанова ГВ, Терентьева НП – М: УЦ «Перспектива», 2019 – 248 с - Текст: непосредственный
  20. Евладова, ЕБ, Логинова, ЛГ Организация дополнительного образования детей / ЕБ Евладова, ЛГ Логинова – М: ВЛАДОС, 2016 – 256 с - Текст: непосредственный
  21. Ежова, ТГ Образованное мышление – дорога к творчеству / ТГ Ежова – Челябинск: Центр образной памяти, 2016 – 300 с - Текст: непосредственный
  22. Занина, ЛВ, Меньшикова, НП Основы педагогического мастерства /ЛВ Знина, НП Меньшикова //Серия «Учебники, учебные пособия» – Ростов-н/Д: Феникс, 2018 – 288с - Текст: непосредственный
  23. Зверева, ОП Семейная педагогика и домашнее воспитание / ОП Зверева – М: Академия, – 340 с - Текст: непосредственный
  24. Жучкова, ГН Нравственные беседы с детьми 4-6 лет Занятия с элементами психогимнастики Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов / ГН Жучкова – М: «Издательство ГНОМиД», 2015 – 64 с - Текст: непосредственный
  25. Зеленова, ИН Мы живем в России Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников / ИН Зеленова, ЛЕ Осипова – М: «Издательство Скрипторий 2003», 2018 – 96 с - Текст: непосредственный
  26. Каирова, ИА Азбука нравственного воспитания / ИА Каирова – М: Просвещение, 1975 – 320 с - Текст: непосредственный
  27. Касимова, ТА, Яковлев, ДЕ Патриотическое воспитание школьников / ТА Касимова, ДЕ Яковлев – М: Айрис - пресс, 2017 – 325 с - Текст: непосредственный
  28. Ковалев, АГ Воспитание чувств / АГ Ковалёв – М: Педагогика, 1971 – 217 с - Текст: непосредственный
  29. Ковалева, ГА Воспитание маленького гражданина: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / ГА Ковалёва – М: АРКТИ, 2017 – 80 с - Текст: непосредственный
  30. Козлова, СА Нравственное воспитание дошкольников в современном мире / СА Козлова // Дошкольное воспитание, 2018 – №9 – С 16 – 19 - Текст: непосредственный
  31. Козлова, СА Воспитание патриотических чувств Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / СА Козлова – М: Просвещение, 1980 – С 45 – 74 - Текст: непосредственный
  32. Козлова, СА Дошкольная педагогика / СА Козлова, ТА Куликова – М: Проспект, 2019 – 512 с - Текст: непосредственный

Всего 78 источников литературы

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Магистерская диссертация Дошкольная педагогика и психология
2020 год 145 стр.
Тревожность детей младшего школьного возраста
antiplagiatpro
Магистерская диссертация Дошкольная педагогика и психология
2020 год 142 стр.
Социализация детей дошкольного возраста в условиях партнерства дошкольной образовательной организации и семьи
antiplagiatpro
Магистерская диссертация Дошкольная педагогика и психология
2021 год 128 стр.
Проблемы обеспечения слияния дошкольного и дополнительного образования
bugalter

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское