Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности
1.1 Анализ основных понятий исследования: «воспитание», «нравственность», «патриотизм», «патриотическое воспитание»
1.2 Особенности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Проектная деятельность как средство реализации нравственно-патриотического воспитание детей в дошкошкольном образовательном учреждении
Выводы по первой главе
Глава II. Экспериментальное исследование организации нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения
2.1 Анализ педагогических условий активизации процесса нравственно-патриотического воспитания в условиях дошкольного образования
2.2. Опытно-экспериментальное исследование уровня развития нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Заключение
Библиографический список
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Актуальность исследования: нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» отражены основополагающие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».
Патриотическое воспитание – это непрерывный труд по формированию у детей чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «Малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Одной из задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы формирования целостного восприятия мира и духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольное образовательное учреждение развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Выше обозначенная актуальность обусловила выбор темы исследования «Организация нравственно-патриотического воспитания в условиях дошкольного образования, средствами проектной деятельности».
Цель исследования – выявить условия, позволяющие активизировать процесс нравственно-патриотического воспитания в условиях дошкольного образования.
Объект исследования – проектная деятельность в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования – нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: предположение о том, что процесс взаимодействия дошкольного общеобразовательного учреждения по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста будет протекать эффективнее при следующих условиях:
- осуществляется тесное сотрудничество с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей;
- используются интерактивные формы и методы взаимодействия с детьми и родителями.
Задачи исследования:
1) в дошкольном образовательном учреждении разработать проект направленный на организацию нравственно-патриотического воспитания в условиях дошкольного образования, средствами проектной деятельности;
2) уточнить содержание и особенности нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
4) рассмотреть проектную деятельность как средство реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в дошкольном учреждении;
5) провести экспериментальное исследование организации нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения и оценить эффективность;
6) проанализировать результаты полученного исследования.
Базой исследования является муниципальное дошкольное образовательное учреждение №203 города Барнаула, дети подготовительной группы, выборка 22 семьи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа).
Диагностика уровня нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста проводилось по методике обследования патриотического воспитания в детском саду М.И. Новицкой, С.Ю Афонасьевой, Н.А. Виноградовой., Н.В. Микляевой. Для диагностики уровня патриотических чувств у старших дошкольников в группах нами были выделены критерии, показатели и уровни патриотического развития детей, согласно требованиям программ ДОУ, позволяющих выявить представления детей о качествах человека, характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, библиографического списка, включающего 75 наименований. В работе содержится 7 рисунков, 7 таблиц и 9 приложений.
Глава I. Теоретический анализ проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности
1.1 Анализ основных понятий исследования: «воспитание», «нравственность», «патриотизм», «патриотическое воспитание»,
В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли: Н.В. Алешина, Аркадьева В.А., Александрова Е.Ю., Антонов Ю.А., Горькова Л.Г. и другие.
Слово «патриотизм» происходит от греческого «πατρίς» («патрис») — отчество, или «страна отцов». Однако греческий патриотизм строился на несколько иных основаниях, нежели современный. Древние греки воспринимали как Родину, которую нужно любить и защищать, только свою маленькую коммуну-полис, где люди по большей части приходились родственниками друг другу. Подобное «патриотическое» чувство, основанное на родстве, часто встречается даже среди животных. Но у греков было ещё одно основание для любви к Родине. Дело в том, что правами полноценного гражданина могли обладать только коренные жители греческого полиса, и то только те, кто владел землёй на принадлежащей ему территории. Эти права подразумевали то, что граждане могут (а чаще обязаны) участвовать в общественной жизни: заседать в суде, принимать законы и политические решения, заниматься отправлением религиозного культа и т.д. Взамен они должны были участвовать в войнах, которые вёл полис, и самим обеспечивать себя амуницией. Эта функция в принципе тоже относились к сфере общественной жизни города-государства. Источником же патриотизма служил тот факт, что граждане владеют землёй (по большому счету, самим полисом) и защищают её от иностранных захватчиков. Так что их патриотическое самопожертвование было напрямую связано с их собственными интересами и с интересами их семей. Примерно такая же система работала и в древнем Риме.
Современные педагоги и исследователи определяли понятие и сущность патриотизма по-разному. Рассмотрим наиболее распространенные определения понятия «патриотизм» в таблице 1.
Таблица 1
Анализ понятия «патриотизм» в научно-исследовательской литературе
Автор / Источник
|
Сущность понятия
|
1
|
2
|
Новая философская энциклопедия
|
(от греч. – соотечественник, - родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам
|
Большой толковый словарь по культурологии / под ред. Б. И. Кононенко
|
Нравственный принцип, нравственная норма и нравственное чувство, возникшее еще на заре становления человечества и глубоко осмысленные уже античными теоретиками. Патриот – человек, выражающий и реализующий в своих поступках глубокое чувство уважения и любви к родной стране, ее истории, культурным традициям, ее народу. Как стойкое нравственное чувство патриотизм вырастает из особенностей образа жизни и культурных традиций того или иного этноса, формируется в процессе овладения подрастающими поколениями языком и господствующими формами мышления, нормами и эталонами культуры и закрепляется в определенных фиксированных установках поведения благодаря общению с представителями.
|
Толковый словарь «Евразийская мудрость от А до Я»
|
моральная позиция, выражающаяся в любви к Родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее независимость и свободу. Патриотизм выражается и в критическом отношении к существующей социальной несправедливости, в желании отдать свои силы для ее ликвидации и для процветания и благополучия отечества. Вместе с тем патриотизм предполагает и уважительное отношение к другим народам и их культурам, исключающее высокомерие, чувство превосходства над ними, признание прав народов на свою независимость и самостоятельность. Чувство патриотизма помогает человеку осознать свою принадлежность к той или иной культуре, усвоить ее богатства, без чего он не может состояться как личность.
|
Большая Советская Энциклопедия
|
Обращает свое внимание на то что это, прежде всего, чувство. И исходя из этого приводит следующие признаки: любовь к родине, желание быть полезным для нее, преданным исключительно ей.
|
Анализируя данные определения, можно в общих чертах определить патриотизм как чувство любви и преданности своему народу, нации, стране или сообществу.
Сам по себе, термин патриотизм является весьма обширным и неоднозначным. Он включает в себя целую массу различных чувств, и аспектов.
Как правило, патриотизм включает в себя такие основные аспекты как:
- особая привязанность к своей стране;
- чувство личной идентификации со страной;
- особая забота о благосостоянии страны;
- готовность жертвовать собой, чтобы способствовать благополучию страны.
Он вызывает чувство гордости за свою нацию, страну или культуру.