Актуальность. Значимость исследуемой сферы управления определяется тем, что одной из важнейших социальных задач, решаемых нашим государством на современном этапе, является обеспечение эффективного функционирования системы здравоохранения.
Формы и методы управления сложной системой здравоохранения в целом и на отдельных территориях определяются рядом факторов: социальные факторы (социальная направленность решений и действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти); уровень социально-экономического развития Хабаровского края и в других регионах; реализация принципов социальной справедливости и доступность для всех членов общества достижений науки и практики в области охраны здоровья населения; уровень научного обеспечения проблем охраны здоровья населения; адаптация международного опыта в области медико-социального обеспечения населения Хабаровского края и в других регионах.
Перед системой управления здравоохранением в Хабаровском крае стоит ряд проблемных вопросов, основными из которых являются: социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых ресурсов; неполнота и несовершенство нормативно-правовой базы в области здравоохранения; систематическое неисполнение норм здравоохранительного законодательства.
Многообразие возникающих проблем развития здравоохранения в Хабаровском крае, неоднозначность их практического решения, дискуссионность теоретических аспектов, необходимость обобщения зарубежного и отечественного опыта требуют более глубокого их изучения, а также выработки практических рекомендаций, что делает тему данного исследования актуальной.
Цель исследования – исследование деятельности Министерства здравоохранения Хабаровского края по развитию системы здравоохранения в Хабаровском крае, выявить проблемы в деятельности и предложить мероприятия по их решению.
Задачи исследования:
- исследовать особенности системы регионального здравоохранения;
- проанализировать нормативно-правовую базу управления системой здравоохранения;
- провести анализ деятельности Министерства здравоохранения Хабаровского края по развитию системы здравоохранения в регионе;
- выявить проблемы Министерства здравоохранения Хабаровского края по развитию системы здравоохранения в регионе
- разработать мероприятия по совершенствованию деятельности Министерства здравоохранения Хабаровского края по развитию системы здравоохранения в регионе.
Объект исследования –Министерство здравоохранения по развитию системы здравоохранения в Хабаровском крае.
Предмет исследования – система здравоохранения в Хабаровском крае.
Методами исследования послужили диалектический метод познания, абстрактно-логический, функциональный, системный подход, метод сравнительного анализа.
Эмпирическую базу составляют: отчетность Минестерства здравоохранения Хабаровского края, статистические данные о системе здравоохранения Хабаровского края.
Хронологические рамки исследования: 2017-2019 гг.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные мероприятия позволят совершенстовать процесс развтия системы здравоохранения в Хабаровском крае.
Глава 1. Теоретические и правовые основы управления системой здравоохранения на региональном уровне
1.1 Особенности системы регионального здравоохранения
Ст. 7 Конституции Российской Федерации, гласит, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также декларируется потребность в сохранении и укреплении здоровья населения.
Понятие здоровья в формировании государственной и региональной политики следует рассматривать в рамках изучения системы здравоохранения и её особенностей.
Здравоохранение представляет собой:
- систему государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека;
- отдельный социальный институт, обеспечивающий широкомасштабную сеть культурных моделей и социальных отношений, ответственных за проблемы здоровья и болезни;
- отрасль (сектор) народного хозяйства, предоставляющий населению медицинские услуги;
- подсистему региона, в которой осуществляется процесс принятия управленческих решений и влияющую на уровень социально-экономического развития.
Анализ приведённых определений позволяет сделать вывод о том, что понятие «здравоохранение» раскрывается в двух аспектах: социальном, как совокупность отношений, возникающих в процессе лечения и предупреждения болезней; экономическом, как воспроизводственной системы, направленной на улучшение здоровья нации, ведущего к достижению всеобщего благосостояния.
Здравоохранение представляет собой совокупность взаимодействующих субъектов. Каждый субъект имеет свои объективные цели, достижение которых приведёт к реализации общей цели системы. На региональном уровне система здравоохранения включает в себя материальные ценности (больницы), социальные компоненты (взаимоотношения доктора и пациента), духовную составляющую (болезнь изменяет мировоззрение человека) и управленческий механизм.
В условиях экономического развития возникает необходимость в формировании нового механизма по улучшению здоровья населения. Основным способом данного механизма является подход по созданию нового образа жизни.
Сущность подхода заключается в разработке органами управления на различных уровнях системы мероприятий, по улучшению уровня жизни населения.
Здоровье взаимосвязано с уровнем жизни. Чем выше уровень жизни, тем выше уровень здоровья, и наоборот. Укрепление здоровья является способом повышения уровня жизни.
Система здравоохранения получает различные виды ресурсов, например, финансовые, трудовые, производственные и использует их для построения сбалансированной модели социально-экономического развития.
На систему регионального здравоохранения оказывают влияние различные факторы:
- уровень здравоохранения в стране;
- условия труда;
- реальный образ жизни;
- жилищные условия;
- генетические факторы;
- качество окружающей среды;
- развитость инфраструктуры региона;
- доступность в приобретении товаров и услуг.
Одновременно с действием данных факторов система здравоохранения сама влияет на степень развития человеческого капитала, продолжительность жизни и стиль поведения.
Степень влияния определяется при помощи анализа различных статистических показателей: уровень смертности, прожиточный минимум, обеспеченность транспортом и др.
Сложность возникает при использовании интегральных показателей. Ни один из множества показателей не даёт представление о состоянии здоровья населения в целом. Эту методологическую проблему в науке пытаются разрешить путём использования двух взаимодополняющих подходов:
- оценка состояния здоровья через демографические показатели долголетия и ранней смертности детей, синтезирующих многие аспекты качества населения (здоровья образа жизни, доходов) и условий жизни (природно-климатических, экологических);
- выделение наиболее социально-проблемных заболеваний (туберкулёза, СПИДа).
В отечественной практике принято использовать показатель ожидаемой продолжительности жизни и младенческой смертности, которые отражают уровень развития образа жизни и воздействие климатических условий.
Управление в системе здравоохранения также имеет свои особенности. При разработке общей стратегии регионального развития необходимо учитывать не только региональный эффект, возникающий в процессе принятия решения, но и эффект частный. Частный эффект рассчитывается на уровне конкретного предприятия, как более мелкого субъекта, участвующего в системе здравоохранения.
Разработка общего плана развития здравоохранения осуществляется с использованием системы стратегического анализа и контроллинга. Анализ предусматривает рассмотрение действующей системы здравоохранения в регионе, выявление проблем её функционирования.
Контроллинг представляет собой выработанный план действий по постоянному контролю и изменению системы здравоохранения в границах изменения социально-экономических реалий.
Важными этапами системы стратегического управления здравоохранением являются: выбор, реализация стратегии, а также разработка программы действий.
В настоящее время в рамках стратегического управления активно используется организационно-экономическая модель, которая предусматривает построение разноуровневой общедоступной медицины с чётким функциональным предназначением и ресурсным обеспечением организаций каждого уровня.