Логистика, как наука в данный момент занимает лидирующие роли с точки зрения изучения, благодаря ей мы обеспечиваем рациональное производство, эффективную транспортировку и качественное хранение продукции.
Одним из элементов логистики, занимающим важнейшую роль, является транспортная логистика. Так как она используется при рациональной организации транспортировки сырья и готовой продукции в деятельности любого производственного предприятия. Поскольку от эффективности организации логистики, зависит скорость доставки продукции, сохранность в процессе перевозки, а также величина расходов, которые предприятие несет в процессе ведения своей деятельности. В конечном счете, эффективная работа транспорта положительно сказывается на всей деятельности производственного предприятия, и, следовательно, на потребителях, приобретающих произведенную продукцию.
Транспортная логистика охватывает 3 основные области:
– контроль за выполнением операций, связанных с товаром, которые возникают на этапах следованиях груза, используя различные средства коммуникации и новейшие информационные технологии;
– процесс осуществления и планирования доставки груза с минимальными финансовыми расходами;
– предоставление информации о товаре для товаровладельца.
Целью транспортной логистики является доставка нужного товара требуемого качества и количества в заданное время и место с оптимальными затратами.
Для достижения поставленной цели, транспортная логистика решает следующие задачи:
– выбор способа транспортировки груза;
– поиск перевозчика или других партнеров для перевозки;
– создание рационального маршрута доставки;
– формирование единого транспортно-складского процесса;
– оптимизация всех параметров транспортного процесса.
Для эффективного решения существующих транспортно-логистических проблем все эти стратегические цели должны решаться комплексно и взаимосвязано. Поэтому, актуальность исследования состоит в том, что предприятия в условиях рыночной конкуренции стремятся к оптимизации своих затрат, а одним из путей достижения этого является эффективная организация работы транспорта и перевозочных процессов на предприятии.
Цель данной работы – изучить теоретические и методические аспекты организации работы транспорта в логистической системе предприятия, выполнить анализ организации работы транспорта и оценку эффективности его использования, выявить недостатки, разработать мероприятия по совершенствованию организации работы транспорта и выполнить расчет их экономической эффективности.
Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть понятие транспортной логистики и её задачи;
- рассмотреть основы организации транспортной логистики в условиях аутсорсинга;
- определить основные показатели эффективности работы транспорта на предприятии;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятию;
- провести анализ организации работы транспорта в логистической системе предприятия;
- провести оценку эффективности использования транспорта;
- разработать мероприятия по совершенствованию организации работы транспорта на основе аутсорсинга;
- выполнить расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.
Объект исследования – ОАО «Жировой комбинат».
Основным методом исследования явилось проведение анализа информации о компании на базе открытых источников. В ходе работы использовались общедоступные источники информация: СМИ, Интернет – источники.
Работа состоит из трех разделов.
Первый раздел посвящен краткому изложению теоретических аспектов содержания транспортной логистики и её характеристик. Описаны способы работы транспортной логистики на основе аутсорсинга и рассмотрены способы оценки её эффективности.
Второй раздел построен на анализе основных показателей, характеризующей работу транспортной логистики на предприятии. Данный раздел посвящен выявлению неэффективной работы элементов транспорта на предприятии.
Третий раздел – это подведение результатов анализа основных показателей транспортной логистики предприятия ОАО «Жировой комбинат». А также в нем предложены рекомендации по оптимизации работы транспорта в логистической системе предприятия на основе аутсорсинга.
Теоретической и методологической основой работы послужили научные труды таких авторов как А. М. Гаджинский, Н. В. Пеньшин, Ю. М. Неруш, А. М. Афонин, А. Н. Нагапетьянц, В. И. Сергеев и других авторов. Также при написании работы использовались материалы периодической печати, статистические данные и материалы интернет - ресурсов.
1 Теоретические аспекты управления транспортной логистикой
1.1 Сущность и задачи транспортной логистики
В первые термин «транспортная логистика» был озвучен официально в 1974 году в городе Берлин на конгрессе европейских стран. В тот же день были сформулированы первые основные задачи и сфера на которые транспортная логистика окажет свое влияние.
На западе рынок логистических услуг сформировался еще в конце 20 века и с каждым годом емкость рынка растет в среднем на 18%. А в России заговорили о транспортной логистике только при переходе к рыночной экономике [1, c. 10].
Логистика играет ключевую роль в развитии экономики России, она включает в себя системное взаимодействие 5 ключевых факторов: организационный, экономический, информационный, технический и специфический, связанный с условиями на территории РФ и с регулированием хозяйственного процесса [2, c. 46].
Широкая ориентированность логистики на потребителя заставляет создавать условия доставки продукции при минимальных затратах на всех этапах: снабжения, производства, хранения, сбыт, транспортировки благодаря этому улучшению значительно увеличивается развитие функционирования всей экономики [3, c. 73].
Основная цель транспортной логистики:
– максимальное использование г/п состава и организация поставок без участия складских мощностей;
– соответствие транспортной партии груза обусловленным единицам заказа;
– единый стандарт тары;
– концентрация грузопотоков на отдельных каналах распределения;
– осуществление доставки грузов точно в срок на основе единого процесса [4, c. 110].
На каждом этапе развития экономики транспорт осуществляет потребности ее отраслей и населения в перемещении грузов, а также пассажиров. При развитии рыночной экономики особую значимость имеют сроки перемещения, установленные заказчиком перевозок. Транспорт обеспечивает нормальное функционирование производственной и непроизводственной сфер экономики, удовлетворяет нужды населения и, следовательно, является обслуживающей отраслью [5, c. 46].
Транспортная логистика – это вид логистики, который управляет совокупностью операций, осуществляющих физическое перемещение товароматериальных ценностей (ТМЦ) между участниками логистической цепи с наименьшими затратами, т.е. перемещение необходимого количества товаров в нужную точку, оптимальным маршрутом за нужное время и с минимальными затратами. Расходы на изготовление любого товара формируются из себестоимости его изготовления и затрат на выполнение всех операций в цепочке «производитель – конечный покупатель». Перемещение материального потока от источника сырья к конечному потребителю требует затрат, которые могут достигать 50% от общей стоимости логистических затрат [6, c. 44].
Затраты на транспортировку в цепях поставок достигают достаточно высоких показателей и могут варьироваться от 20% до 70% от общих логистических затрат. Осуществляя каждую логистическую операцию при транспортировке, создаются условия для выполнения на уровне заданного качества и количества в точно установленное время и с минимальными затратами [7, c. 102].
Транспортная логистика объединяет между собой элементы в логистической системе, тем самым осуществляя перевозку ресурсов, она включает в себя:
– образование соответствующих потоков за счет формирования грузов;
– маршрут с целью осуществления грузоперевозок;
– терминал, перевалочный элемент, который может располагаться на начальном, конечном и промежуточных пунктах грузоперевозки;
– подвижной состав транспортного средства;
– участники, осуществляющие логистический процесс;
– упаковка и тара [8, c. 153].
Задачи, связанный с видом транспорта, основываются на взаимосвязи с другими задачами логистики, например, создание и поддержка уровня запасов, определение необходимого вида упаковки и др. Для выбора транспорта, необходимого для определенной перевозки, служит информация о виде грузоперевозки, типе товара и задачи по транспортировке.
Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности с точки зрения логистического менеджмента, преимущества и недостатки, которые определяют возможности его использования в логистической системе [9, c. 35].
В связи с определенными условиями эксплуатации транспортных средств (ТС), ТС имеет ряд технических эксплуатационных показателей, которые разделяют транспорт на определенный вид.
К ним можно отнести базовые характеристики автотранспорта:
– габариты;
– грузоподъемность;
– проходимость;
– скорость;
– устойчивость и маневренность.
Не менее важным фактором при эксплуатации ТС определяется его эффективность, которая оценивается с помощью следующих факторов: затраты на транспортировку, мощности транспортного средства и необходимые энергоресурсы и др. [10, c. 110].
Первая группа включает в себя показатели, которые характеризуют уровень эксплуатации ТС:
– КИП и КИГ – коэф. использования грузоподъемности и пробега;
– соотношение расстояния поездки с грузом и расстояния поездки порожняком;
– простой при осуществлении разгрузо-погрузочных работ;
– скорость технического показателя и фактическая;
– время на линии.
Вторая группа включает в себя результаты показателей работы автомобиля:
– общее расстояние и расстояние преодолённое с грузом;
– общее число осуществленных поездок;
– объем выполненной перевозки и общий пробег с грузом [11, c. 70].
Транспорт может использоваться как для местных, так и для междугородних перевозок, с целью доставки разных видов грузов, обслуживая различные группы потребителей и т.д. В этом случае издержки на эксплуатацию транспортных средств, связанные с конкретной детальностью, могут складываться из следующих компонентов:
– постоянные издержки, отсутствует прямая связь, связанна с деятельностями предприятий, формируются на основе грузооборота транспортного средства, например, в тонн-километрах, также с помощью оценки реальной эксплуатации транспортного средства, например, авто-тонн-час или авто-км;
– переменные издержи, включают в себя техническую часть обслуживания и необходимый в текущем времени ремонт подвижного состава, все издержки зависят на прямую от объема грузоперевозок, но прямого отношения к виду деятельности также не имеют.
– издержки, связанные непосредственно с определенной деятельностью, которые основываются на затратах на топливо, заработной плате водителей;
– сопряженные издержки – это дополнительные затраты, которые относятся к конкретной перевозке. Причиной возникновения сопряженных издержек зачастую является ситуация с доставкой груза в отдаленные пункты, а обратный путь транспортного средства порожний пробег. Такой пробег будет выше среднего, который закладывается в расчеты предприятий, что и становится фактором появления сопряженных издержек [12, c. 78].
Транспортировка должна соответствовать следующим требованиям:
– гибкость, возможность корректировки перевозочного процесса;
– гарантированность, создание условия для круглосуточной возможности доставки грузов в отдаленные пункты назначения;
– надежность, создание условия по обслуживанию клиента с целью избежать некачественной работы;
– возможность, наличие средств для перевозки небольших партий товаров, через короткие промежутки времени в соответствии с изменением требования клиента [13, c. 56].
Изучив теоретические и практические требования к транспортному средству и условия его эксплуатации, можно выделить классификацию транспортных средств. Выделяют две основные группы транспортных средств – это транспорт общего пользования и транспорт необщего пользования.
Транспорт общего пользования – отрасль экономики, которая обслуживает все отрасли народного хозяйства и населения. Основной задачей которой состоит в перевозке грузов и пассажиров за определенную плату [14, c. 20].
У транспорта общего пользования также есть второе название – магистральный транспорт, он включает в себя:
– железнодорожный транспорт;
– автомобильный;
– водный;
– воздушный;
– трубопроводный.
Каждый из видов транспорта отличает друг от друга определенный спектр преимуществ и недостатков, которые выделяют каждый из видов транспорта на фоне других:
– самым эффективным видом транспорта на фоне остальных является ж/д транспорт, имея высокую г/п он осуществляет крупные перевозки на длинные расстояния;
– для транспортировки груза мелкими партиями чаще всего используют автомобильный вид транспорта, высокая гибкость доставки до места назначения позволяет иметь преимущества над другими видами транспорта, также автомобильный вид транспорта является связующим звеном в схеме смешанных перевозок, в сферах распределительной логистики также принято использовать автомобильный вид транспорта;
– водный транспорт делится на морской и внутренний речной, он является самым древним видом транспорта и играет важную роль в современной логистике (примерно 55% всего мирового грузооборота), он обладает преимущество по сравнению с автомобильным и железнодорожным, а именно низкой себестоимостью и высокой производительностью;
– самый быстры и самый дорогой вид транспорта – авиационный (воздушный), зачастую данный вид транспорта используется в чрезвычайных ситуациях с целью быстрой переправки необходимого груза, ценных грузов и переправки пассажиров на дальние расстояния;
– самый молодой вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояния массовых жидких и газообразных продуктов с помощью трубопровода, при это обеспечивается низкая себестоимость доставки без перебоев на пути следования [15, c. 130].
К транспорту необщего пользования принято обособлять: внутри производственный транспорт (лифт, погрузчики, подъемники, конвейер), личный транспорт населения (легковой автомобиль, предназначенный для перевозки членов семьи).
Перевозки могут осуществляться как компанией, так и сторонними организациями, например, перевозчиком или экспедитором. Выбор между собственным автопарком или пользованием услугой третьего лица решается исходя из затрат в сравнении с обоими вариантами, надежностью третьего лица и др.
Главное задачей перевозчика является непосредственная транспортировка груза между двумя указанными объектами. В отличие от перевозчика, экспедитор имеет ряд преимуществ, обладая целым набором услуг:
– оформление и подготовка документов;
– участие в таможенных процедурах;
– осуществление погрузо-разгрузочных работ;
– предоставление услуг в хранении, комплектации и контроля состояния груза;
– предоставление услуг по страхования груза [16, c. 74].
В процессе грузоперевозки важную роль играют вспомогательные логистические партнеры – брокеры, страховые компании, информационные и охранные предприятия, терминалы.
Вид перевозки делится на:
– одновидовая (унимодальная) – грузоперевозка одним видом транспорта, чаще всего используется при отсутствии промежуточных операции таких, как складирование и грузопереработка;
– смешанная (мультимодальная) – грузоперевозка, объединяющая между собой два или более видов транспорта, наиболее распространённый пример взаимодействия автомобильного и железнодорожного вида транспорта [17, c. 63].