Введение
1 Теоретические основы методов контроля качества продукции
1.1 Система показателей качества продукции
1.2 Сущность контроля качества
1.3 Виды и методы контроля качества продукции
2 Разработка рекомендаций по совершентсвованию методов контроля качества продукции на ФГУП комбинат «Электрохимприбор»
2.1 Характеристика предприятия
2.3 Исследования методов контроля качества
2.4 Анализ применяемых статистических методов контроля качества
2.5 Разработка рекомендаций по совершенствованию методов контроля качества продукции в деятельности предприятия
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Актуальность темы. Важным условием конкурентоспособности экономики страны, региона, предприятия является обеспечение соответствующего качества и конкурентоспособности продукции. При этом конкурентоспособность продукции предприятия необходимо оценивать, как относительно отечественных предприятий-конкурентов, так и в соответствии с международными стандартами и требованиями качества продукции.
Современные предприятия представляют собой совокупность различных по своему виду деятельности подразделений, связанных между собой единым процессом изготовления продукции или оказания услуг.
Осознанное отношение к качеству как ключевому фактору рыночной экономики способствует процессу интеграции науки и производства. Высокое качество выпускаемой продукции – признак экономической состоятельности государства, которое вызывает уважение и доверие во всем мире. В нашей стране накоплен большой интеллектуальный потенциал. Более полное вовлечение научных работников, профессоров и преподавателей вузов в деятельность российских компаний будет способствовать экономическому развитию нашего государства.
Улучшение качества продукции, а также контроль за ее качеством – важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста.
Цель выпускной квалификационной работы – исследовать методы контроля качества продукции ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор», и разработать рекомендации по их совершенствованию.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы методов контроля качества продукции;
- охарактеризовать деятельность ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» и его продукции;
- проанализировать эффективность применяемых методов контроля качества продукции ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор»;
- разработать рекомендации по совершенствованию методов контроля качества продукции предприятия.
Объект исследования – ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор».
Предмет исследования – методы контроля качества продукции.
В процессе исследования использовались такие методы и приемы как анализ, наблюдение, описание, прогнозирование.
1 Теоретические основы методов контроля качества продукции
1.1 Система показателей качества продукции
Современный мировой рынок представляет собой арену жесткой борьбы поставщиков продукции, использующих различные методы и средства для подавления конкурентов и обеспечения себе дополнительных преимуществ. Главным в этой борьбе является усиление роли технического уровня и качества выпускаемой продукции, наиболее полно отвечающей потребностям конкретных потребителей.
Исследуя товар, покупатель сравнивает, «взвешивает» его конкретные свойства, выраженные в физических, электрических, химических и других единицах, с конкретными показателями своей потребности, имеющими определенные границы. В этом случае следует говорить о наличии качественных показателей продукции, определяющих потребности покупателя [12, с.76].
Управление качеством - часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству. Объектами управления (ОУ) в области качества являются взаимосвязанные процессы организации, целями которых является безусловное выполнение конкретных требований.
Управление качеством использует методы и виды деятельности оперативного характера, включающие в себя функции планирования, организации работ, контроля за их выполнение и регулирования, используемые для выполнения требований.
Обеспечение качества - часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены.
Улучшение качества - часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству.
Современный менеджмент качества включает разработку политики и целей в области качества, которые служат ориентирами для работников организации, начиная от их руководителей и заканчивая рядовыми исполнителями.
Политика в области качества - это общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
Цели в области качества - результаты деятельности, которых добиваются или к которым стремятся в области качества.
Политика и цели в области качества определяют желаемые результаты деятельности и способствуют использованию организацией необходимых ресурсов для достижения этих результатов. Политика в области качества лежит в основе для разработки и анализа согласованных целей в области качества. Достижение целей в области качества возможны лишь при системном подходе к менеджменту качества.
Система менеджмента - система для разработки политики и целей, и достижения этих целей.
На сегодняшний день существует несколько основных «школ» ТQМ (японская, американская, европейская). Возможно, поэтому в среде специалистов нет единого мнения о количестве принципов, на которых базируется ТQМ. Семь принципов менеджмента качества образуют основу для стандартов на системы менеджмента качества, входящих в семейство ИСО 9000 [4]:
Ориентация на потребителей. Менеджмент качества нацелен на выполнение требований потребителей и на стремление превзойти их ожидания.
Устойчивый успех достигается тогда, когда организация завоевывает и сохраняет доверие потребителей и других заинтересованных сторон. Каждый аспект взаимодействия с потребителем дает возможность создавать больше ценности для потребителя. Понимание настоящих и будущих потребностей потребителей и других заинтересованных сторон вносит вклад в достижение организацией устойчивого успеха.
Лидерство. Лидеры на всех уровнях организации обеспечивают единство цели и направления деятельности организации и создают условия, в которых работники взаимодействуют для достижения целей организации в области качества.
Создание единства цели, направления деятельности и взаимодействия работников позволяет организации обеспечить согласованность ее стратегий, политик, процессов и ресурсов для достижения своих целей.
Взаимодействие работников. Для организации крайне важно, чтобы все работники были компетентными, наделены полномочиями и вовлечены в создание ценности. Компетентные, наделенные полномочиями и взаимодействующие работники на всех уровнях организации повышают ее способность создавать ценность.
Для того чтобы эффективно и результативно управлять организацией, очень важно уважать и вовлекать всех работников на всех уровнях организации. Признание, наделение полномочиями и поощрение навыков и знаний способствуют взаимодействию работников для достижения целей организации.
Процессный подход. Последовательные и прогнозируемые результаты достигаются более эффективно и результативно, когда деятельность осознается и управляется как взаимосвязанные процессы, которые функционируют как согласованная система.
Система менеджмента качества состоит из взаимосвязанных процессов. Понимание того, каким образом этой системой создаются результаты, позволяет организации оптимизировать систему и ее результаты деятельности.
К потенциальным основным преимуществам относятся:
- повышение способности сосредотачивать усилия на ключевых процессах и возможностях для улучшения;
- последовательные и прогнозируемые выходы в системе согласованных процессов;
- оптимизация деятельности посредством результативного менеджмента процессов, эффективного использования ресурсов и снижения межфункциональных барьеров;
- возможности для организации обеспечивать уверенность заинтересованных сторон в отношении согласованности, результативности и эффективности ее деятельности.
Возможные действия включают:
- определение целей системы и процессов, необходимых для их достижения;
- установление полномочий, ответственности и подотчетности для осуществления менеджмента процессов;
- осмысление возможностей организации и определение ограничений по ресурсам до начала осуществления действий;
- определение взаимозависимости процессов и анализ влияния изменений отдельного процесса на систему в целом;
- осуществление менеджмента процессов и их взаимосвязей как системы для результативного и эффективного достижения целей организации в области качества;
- обеспечение доступности информации, необходимой для функционирования и улучшения процессов, а также для мониторинга, анализа и проведения оценки результатов деятельности системы в целом;
- осуществление менеджмента рисков, которые могут оказать влияние на выходы процессов и общие выходы системы менеджмента качества.
Улучшение. Успешные организации постоянно нацелены на улучшение.
Улучшение крайне необходимо организации, чтобы сохранять и поддерживать текущие уровни осуществления деятельности, реагировать на изменения, связанные с внутренними и внешними условиями, и создавать новые возможности.
Принятие решений, основанное на свидетельствах. Решения, основанные на анализе и оценке данных и информации, с большей вероятностью создадут желаемые результаты.
Принятие решений может быть сложным процессом, и с ним всегда связана некоторая неопределенность. Он часто вовлекает многочисленные типы и источники исходных данных, а также их интерпретацию, которая может носить субъективный характер. Важно понимать причинно-следственные связи и их возможные незапланированные последствия. Анализ фактов, свидетельств и данных приводит к большей степени объективности и уверенности в принятых решениях.
Менеджмент взаимоотношений. Для достижения устойчивого успеха организации управляют своими взаимоотношениями с соответствующими заинтересованными сторонами, такими как поставщики.
Заинтересованные стороны влияют на результаты деятельности организации. Устойчивый успех с большей вероятностью будет достигаться в ситуации, когда организация управляет взаимоотношениями со всеми заинтересованными сторонами для того, чтобы оптимизировать их влияние на результаты ее деятельности. Менеджмент взаимоотношений с ее поставщиками и партнерами часто имеет особую важность.
Одним из главных в развитии качества является принцип непрерывного усовершенствования. Практическое воплощение он находит в реализации знаменитого цикла PDCA, разработанного Демингом: планировать (Plan) – делать (Do) – проверять (Check) – улучшать (Act). Сначала вы определяете ключевые процессы и предлагаете методы их усовершенствования, затем применяете план на практике и сравниваете полученный результат с запланированным. Если результаты проверки признаны успешными, вносите изменения в технологический или бизнес-процесс.
Организация должна не только отслеживать возникающие проблемы, но и после тщательного анализа со стороны руководства предпринимать необходимые корректирующие и предупреждающие действия для предотвращения повторного появления таких проблем в будущем.
Цели и задачи основываются на результатах оценки степени удовлетворенности заказчика (полученной в ходе обратной связи) и на показателях деятельности самой организации. Улучшение должно сопровождаться участием руководства в этом процессе, а также обеспечением всеми ресурсами, необходимыми для реализации поставленных целей.