Анализируя рынок кондитерских изделий, стоит остановить своё внимание на шоколаде, так как мучные кондитерские изделия имеют много форм и видов, а также не точные данные, которые не позволят провести качественный анализ. Шоколад же в свою очередь на второй месте по структуре продаж, набирает популярность с каждым годом, рынок шоколада не стоит на месте. Поэтому в качестве предмета анализа стоит выбрать шоколад.
Шоколад — творение ацтеков, которое в древности именовали даром богов, — не только вкусный, но и весьма полезный продукт. Какао вещества улучшают память, активизируют активность мозговых центров, тонизируют, повышают настроение и дарят заряд бодрости на целый день. Вполне достойное объяснение всенародной любви к этому замечательному лакомству.
1870 год ознаменован изготовлением твердого молочного шоколада на основе сгущенного с сахаром молока. А 20 в веке вместо сгущенного стали применять сухое молоко. С 2003 молочным шоколадом стали называть продукт, содержащий более 10 % какао (в США) и не меньше 25 % какао-ликера (в странах Европы).
Актуальность выпускной квалификационной работы отражена в том, что современный Российский рынок шоколада в последнее десятилетие стал динамично развиваться как в России, так и в других странах мира. Производители стали использовать современные технологи при производстве, используют различные ингредиенты, увеличилось количество видов и разновидностей шоколада, все это повлияло на формирование торгового ассортимента шоколада.
Объектом выпускной квалификационной работы является торговое предприятия ООО «Агроторг», находящееся по адресу: Россия. Североуральск, ул. Ленина 19/2.
Предметом исследования является анализ ассортимента шоколада.
Целью данной работы являются анализ и потребительская оценка ассортимента кондитерских изделий на примере шоколада, реализуемого в магазине ООО «Агроторг».
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать состояние рынка кондитерских изделий;
- рассмотреть классификацию и дать товароведную характеристику шоколада;
- определить факторы, формирующие ассортимент шоколада;
- дать характеристику деятельности и основных экономических показателей торгового предприятия ООО «Агроторг»;
- проанализировать ассортимент шоколада в магазине ООО «Агроторг»;
- проанализировать структуру ассортимента шоколада на основе моментных наблюдений;
- определить методику проведения потребительской оценки;
- проанализировать результаты потребительской оценки;
- сформулировать выводы и дать рекомендации по совершенствованию ассортимента шоколада на основе проведённых исследований.
Выпускная квалификационная работа состоит из: введение, трех глав, заключения, списка использованных источников.
В заключении указаны общие выводы по выпускной квалификационной работе и внесены предложения для улучшения экономической деятельности торгового предприятия, оптимизации ассортимента шоколада.
Методами исследования выпускной квалификационной работы является анализ ассортимента, опрос потребителей.
Информационная база выпускной квалификационной работы является научная и учебная литература, научные статьи, статистические сборники, нормативно-правовая документация, бухгалтерская отчетность торгового предприятия ООО «Агроторг», интернет-ресурсы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ШОКОЛАДА
-
СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ РЫНОК КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ
Российское кондитерское направление неуклонно, в отличии от других отраслей промышленности страны, растёт и развивается на протяжении 30 лет. В 2020 г. в стране было продано 3,6 млн т кондитерской продукции, что на 11,7% выше, чем в 2018 г. Для странны период 2014-2016 гг. характеризуется кризисом, который закономерно привел к снижению покупательской способности граждан, но на рынке кондитерских рост даже в этот период не останавливался, а лишь задерживался, по сравнению со многими потребительскими рынками страны. Ряд факторов, которые повлияли на рост рынка кондитерских изделий 2015-2020 гг.: развитие торговых сетей, увеличение, расширение продуктовой линейки кондитерских изделий, акции производителей [19].
В структуре продаж кондитерских изделий преобладают мучные кондитерские изделия – 53,8% совокупного показателя в 2020 г. На втором месте по популярности шоколадные кондитерские изделия – 28,3%, на долю сахаристых кондитерских изделий приходилось порядка 18,0% продаж.
Анализируя рынок кондитерских изделий стоит остановить своё внимание на шоколаде, так как мучные кондитерские изделия имеют много форм и видов, а также не точные данные, которые не позволят провести качественный анализ. Шоколад же в свою очередь на второй месте по структуре продаж, набирает популярность с каждым годом, рынок шоколада не стоит на месте. Поэтому в качестве предмета анализа стоит выбрать шоколад.
В 2019 году объем внутреннего производства шоколада в России составил 880 тыс. тонн и увеличился на 37,6%.
В 2019 году средние цены производителей на шоколад и шоколадные изделия (кроме конфет) составили 357,4 руб. за кг и снизились на 15,3% за год. Средние цены производителей на шоколадные конфеты составили 211,7 руб. за кг и увеличились на 79,7% за год.
Отечественный рынок шоколадных изделий является консолидированным. Около 73% рынка занимают пять компаний, четыре из которых с участием иностранного капитала и принадлежат западным компаниям [15].
В 2019 году Россия отправила за рубеж шоколадных изделий на сумму $693 млн, что на 14% превысило результаты 2018 года.
Как и в целом по кондитерской продукции, главным импортёром шоколада стал Казахстан - $125 млн. Незначительно отстала Беларусь ($111 млн), на третьем месте идёт Китай - $62 млн.
В 2019 году 78 стран импортировали российскую шоколадную продукцию. В 2018 году таких стран было 69.
Лидером рынка является холдинг «Объединенные кондитеры» (Россия), рыночная доля которого составляет 21%. На сегодняшний день холдинг «Объединенные кондитеры» включается в себя 19 российских фабрик.
ООО «Марс» (Mars Inc., США) занимает второе место с долей рынка 13%. В целом, основную продукцию компании в России можно классифицировать следующим образом:
- шоколадные плитки: Dove и А.КОРКУНОВ;
- шоколадные батончики: Mars, Snickers, Twix, Milky Way, Bounty;
- шоколадные драже: M&M’s, Maltesers.
Структура рынка шоколада, в зависимости от производителей представлена на Рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура российского рынка шоколада и шоколадных изделий в 2020 году, %[1]
Как следует из рисунка 1, доля компании ООО «Нестле Россия» (Nestle, Швейцария) составляет около 12% рынка. Компания ООО «Мон’дэлис Русь» (Mondelêz International, Inc., ранее Kraft Foods, Германия, также занимает примерно 12% рынка. Доля компании ЗАО «Ферреро Россия» составляет около 9% рынка.
Однако в 2015-2020 годах в связи с введением санкций и кризисными явлениями, ситуация на российском рынке шоколада претерпевала изменения, был понижен объем производства и потребления. Поэтому в качества анализа возьмем показатели долей рынка шоколада в России за 2015-2016 год и за 2017-2020. Результаты анализа будут представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Доли основных компаний на Российском рынке в период с 2015 по 2020 гг. [2]
Компании
|
Доля компании 2015 – 2016 гг, %
|
Доля компании 2017 – 2020 гг., %
|
Объединённые кондитеры
|
20
|
21
|
ООО «Марс»
|
15
|
13
|
Продолжение таблицы 1 – Доли основных компаний на Российском рынке в период с 2015 по 2020 гг.
Компании
|
Доля компании 2015 – 2016 гг, %
|
Доля компании 2017 – 2020 гг., %
|
ООО «Нестле Россия»
|
11
|
12
|
ООО «Мон’делис Русь»
|
11
|
12
|
ЗАО «Ферреро Роше»
|
9
|
9
|
На основании данных, представленных в таблице 1, можно заключить, что изменения в период с 2015 по 2020 гг. незначительны.