Одним из важнейших направлений интенсивного экономического роста является повышение качества выпускаемой продукции или услуг. Поэтому комплексное управление качеством занимает важное место в экономике. Для каждого предприятия система управления качеством является индивидуальной. Зарубежная и отечественная практика подтверждает, что высокое качество продукции напрямую зависит от метрологического обеспечения производства. От метрологического обеспечения измерений и контроля зависит верное определение тех или иных показателей качества, подлежащих подтверждению при проведении процедуры контроля.
Метрология как наука и область практической деятельности имеет далекие корни, уходящие в глубокую древность. Важная роль метрологии в современном мире подтверждается тем, что измерения используются практически во всех предприятиях. При проведении измерений можно получить информацию, которая будет свидетельствовать о качестве продукции. Точность и достоверность этой информации определяет правильность принимаемых решений. А если полученная информация будет недостоверной, это приведет к снижению качества продукции.
Метрология выполняет такую основную задачу, как обеспечение единства измерений. Под единством измерений понимаются такие измерения, при которых результаты выражаются в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации, а показатели точности находятся в установленных границах. Нормы по обеспечению единства измерений зафиксированы в Федеральном законе РФ «Об обеспечении единства измерений».
Важная роль в достижении определенного качества продукции принадлежит метрологическому обеспечению производства, испытаний и контроля качества. Достоверность результатов испытаний во многом зависит от правильного выбора средства измерения и метода.
Цель работы: показать роль измерений и контроля качества в деятельности предприятия» ПАО «ЭНЕЛ РОССИЯ». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) Рассмотреть теоретические аспекты контроля качества и измерений в системе менеджмента организации;
2) Рассмотреть деятельность предприятия в рамках управления качеством;
3) Проанализировать информацию о том, какие измерения проводятся, как они влияют на качество технологического процесса.
4) Собрать статистику по несоответствиям в системе измерений.
5) Разработать мероприятия по улучшению качества в деятельности предприятия.
Объект исследования: ПАО ЭНЕЛ РОССИЯ филиал Среднеуральская ГРЭС.
Предмет исследования: Измерения и контроль качества.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего сорок источников, и трёх приложений. Содержание работы изложено на пятидесяти страницах основного текста, содержащего четыре таблицы, и один рисунок.
Методы исследования: статистические методы, изучение документов, построение диаграммы Парето.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И ИЗМЕРЕНИЙ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ
Контроль качества – это проверка соответствия параметра продукции или процесса, от которого зависит ее качество, установленным требованиям. На стадии разработки продукции контроль заключается в проверке соответствия опытного образца техническому заданию, технической документации; на стадии изготовления он охватывает качество, комплектность, упаковку, маркировку, состояние производственных процессов; на стадии эксплуатации – это проверка соблюдения требований эксплуатационной и ремонтной документации [1, с.141].
Увеличение масштабов международной торговли влекут за собой увеличение роли качества продукции. Проблемы качества продукции в современном обществе становятся очень актуальны. Чтобы продвигать товар на рынке необходимо тщательно следить за его качеством. Значимость работ по контролю качества и обеспечению безопасности товаров становится все важнее в условиях конкурентной среды. На рынке большое количество производителей, выпускающих однородную продукцию. Но при этом, уровень качества может быть разным.
Чтобы вырваться вперед в конкурентной борьбе, предприятие должно достигнуть высокого качества продукции. Его можно сделать таким, если использовать современные методы и средства управления качеством.
Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2015, «качество – это степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям».
В качестве объектов могут выступать: продукция; услуги; процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции (процессы, протекающие на всех стадиях жизненного цикла продукции — ЖЦП).
Требование — потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным. Требования содержатся в технических регламентах, стандартах, условиях договоров и др.
Технический регламент — документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
Свойство материала является начальной характеристикой качества продукции. К свойствам материала можно отнести: химические, термические, механические, электрические и другие свойства. Для выражения свойств продукции используют показатели свойств — показатели качества.
Показатель качества продукции — это характеристика (главным образом, количественная) одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления.
Для того чтобы определить, насколько характеристики свойств данного объекта отвечают тем или иным требованиям, необходимо осуществить процедуру, называемую оценкой соответствия. Под оценкой соответствия понимается прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.
Оценку соответствия можно проводить в различных формах: подтверждения соответствия, знака соответствия, контроля (надзора), испытания, аккредитации, и в иной форме.
Предрыночным контролем является процедура подтверждения соответствия. Результатом подтверждения соответствия становится документальное удостоверение того, что продукция, процесс и др. соответствуют установленным требованиям. Подтверждение соответствия может быть обязательным или добровольным.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: декларирования соответствия, обязательной сертификации.
Подтверждение соответствия может осуществляться:
— первой стороной (изготовителем, продавцом, исполнителем);
— второй стороной (потребителем, заказчиком);
— третьей стороной (независимым органом).
Подтверждение соответствия первой стороной может быть в качестве примера декларация о соответствии, при которой изготовитель, продавец или исполнитель утверждает о том, что производимая им продукция полностью соответствует всем нормам относительно данного продукта. Самым известным документом в данном случае является - паспорт на производимую продукцию который выдает производитель.
Подтверждение второй стороной – это когда заказчик принимает продукцию и оценивает соответствие требованиям к качеству самостоятельно.
Формой подтверждения соответствия третьей стороной является сертификация. Сертификация — это форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
На сегодняшний день действует принятое в 1986 г. Руководством ИСО/МЭК 48 определение:
Сертификация — это процедура подтверждения соответствия результата производственной деятельности, товара, услуги нормативным требованиям, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что продукция, работа (процесс) или услуга соответствует заданным требованиям.
Процедура обязательной сертификации проводится для товаров, у которых все требования по качеству и безопасности указаны в стандартах ГОСТ Р и технических регламентах, и даже незначительные отклонения от этих норм могут привести к нанесению вреда жизни и здоровью потребителей. Если у производителя не будет разрешительного заключения, можно сделать вывод о том, что продукция не соответствует необходимым требованиями.
Для многих товаров не требуется обязательная сертификация. Но в таком случае если производитель проводит добровольную сертификацию, он подтверждает качество выпускаемой продукции документально. Это служит рычагом повышения доверия, лояльности клиентов, повышает продажи и увеличивает прибыль.
Также кроме декларирования и сертификации может применяться знак соответствия. Он подтверждает соответствие продукции установленным требованиям к ней. Знак соответствия маркируется на каждой единице продукции, тогда как декларация и сертификат подтверждают качество всей партии продукции.
Для подтверждения соблюдения требований технических регламентов проводится процедура государственного контроля (надзора). Данная процедура проводится органами государственного управления.
Деятельность по государственному контролю и надзору проводится на этапе обращения продукции на рынке. Это позволяет быть уверенным в том, что продукция продолжает соответствовать установленным требования даже когда она поступила на рынок.
При оценке соответствия достигаются следующие основные цели:
— оценка качества продукции с помощью доказательства соответствия продукции техническим регламентам, договорам, а также требованиям стандартов;
— помощь приобретателям в компетентном выборе продукции, услуг (это позволяет потребителю ориентироваться на рынке продукции и услуг);
— повышение конкурентоспособности продукции на российском и международном рынках;
— создание условий для свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для международного экономического и научно-технического сотрудничества.
Контроль качества – это такая процедура оценки соответствия, при которой применяют методы исследования, испытаний и измерения, чтобы подтвердить, что свойства продукции соответствуют требованиям технических регламентов.
Предметом изучения дисциплины «Методы и средства измерений, испытаний и контроля» являются методы получения достоверной информации о качестве продукции, процесса и услуг (методы измерений, испытаний, анализа, контроля) и применяемые для этого технические средства.
Таким образом, дисциплина «Методы и средства измерений, испытаний и контроля» развивает и применяет методы, средства и общую методологию измерений, испытаний и контроля с целью получения информации о качестве продукции, процесса и др.
Для специалистов, занятых в химической, нефтехимической, пищевой, фармацевтической и др. родственных отраслях промышленности, формулировка может быть конкретизирована. «Методы и средства измерений, испытаний и контроля» — дисциплина, которая развивает и применяет методы, средства и общую методологию измерений, испытаний и контроля состава, свойств и структуры веществ и материалов.
В ГОСТ Р ИСО 9000 указаны следующие общие сведения об измерениях, испытаниях и контроле: измерение (процесс измерения) (measurement process) — совокупность операций, проводимых с целью определения значения величины.
Согласно Федеральному Закону «Об обеспечении единства измерений»:
Измерение — совокупность операций, выполняемых для определения количественного значения величины.
Испытание (test, testing) — определение одной или нескольких характеристик согласно установленной процедуре.
В словаре терминов Европейской организации по качеству (ЕОК) дано следующее определение:
Испытание — воздействие на объект различных факторов (химических, механических или иных), для определения одной или несколько характеристик объекта.
Последнее определение является более строгим, так как содержит основной признак испытаний – наличие воздействия на объект.
Контроль (inspection, control) — процедура оценивания соответствия путем наблюдения и суждений, сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями или калибровкой.
Итак, можно сделать вывод о том, что процедура контроля включает в себя операции, испытания, измерения, анализ. Анализ химической продукции (установление структуры и химического состава веществ, материалов, сырья) может проводиться для того, чтобы произвести аналитический контроль.
Аналитический контроль (analytical control) — аналитические работы, выполняемые с целью оценки соответствия состава, свойств и структуры объектов (веществ и материалов) установленным требованиям.
Основными способами оценки качества продукции являются измерения, испытания и контроль. Особенности их применения определяются теми задачами, которые они позволяют решить.
Задача измерения — определение количественного значения измеряемой величины (параметра), т.е. получение сведений о количественных характеристиках величины. Количественные характеристики продукции (параметры) могут служить показателями (характеристиками) ее качества.
Задача испытания — в заданных условиях в лаборатории по специально разработанной программе определить количественные и качественные характеристики объекта испытаний, с целью определения способности объекта выполнить те или иные функции.
Задача контроля — по результатам испытаний установить соответствие объекта испытаний заданным характеристикам, прописанных в технических регламентах, условиях договоров и другим требованиям.
Задачей аналитического контроля является оценка соответствия параметров контролируемого вещества или контролируемой партии материала установленным требованиям.