ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы проблемы дифференцированного обучения
1.1 Сущность дифференциации обучения
1.2Методы дифференциации обучения
ГЛАВА 2. Способы реализации дифференцированного подхода при разных формах учебного процесса
2.1 Внедрение дифференцированного подхода на лекциях по изучению иностранного языка
2.2 Общие принципы осуществления дифференцированного обучения в вузе на практических занятиях по физическому воспитанию
Тема дифференцированного подхода в обучении продолжает оставаться актуальной на протяжениипоследних 50 лет, и будет таковой до тех пор, пока существует групповая система обучения. Дифференциацию можно обозначить, как обучение, проходящее в группах, сформированных на основе каких-либо особенностей, при этом учитываются индивидуальные особенности обучающихся. В таких группах обучение происходит по нескольким различным учебным планам и программам.
Актуальность проблемы дифференцированного обучения очевидна, т.к. все студенты не равны по своим возможностям и задача преподавателя обеспечить создание наиболее благоприятных условий для развития реальных способностей того или другого в условиях групповой системы обучения. Осуществление индивидуального подхода на лекциях весьма проблематично,т.к. нет возможности использовать его применительно к большому количеству студентов. Решить данную проблему поможет использование дифференцированного подхода в процессе обучения, при котором учитель строит учебный процесс с учётом особенностей группы студентов. Такой подходделает работу преподавателя более результативной,позволяет вносить коррективы в педагогическое воздействие и в тоже время охватывает всех студентов.
Цель исследования: изучение системы дифференцированного обучения иностранному языку студентов ВУЗа.
Объект исследования: процесс дифференцированного обучения студентов вуза.
Предмет исследования: методическая система эффективного дифференцированного обучения.
Задачи исследования:
1.Изучение сущности дифференциации обучения
- Характеристика методов дифференциации обучения
3.оценка особенностей организации учебной деятельности на лекциях иностранного языка при дифференцированном подходе
- Использование дистанционных технологий для осуществления дифференцированного подхода к обучению студентов вуза иностранному языку.
Методы научного исследования. Для решения задач исследования применялись методы разного уровня: от методов теоретико-методологического анализа до традиционных эмпирических методов.
ГЛАВА1.Психолого-педагогические основы проблемы дифференцированного обучения
1.1Сущность дифференциации обучения
Когда речь заходит о дифференцированных подходах в обучении, то прежде всего необходимо определить это понятие.
Развитие студентов должно происходить не за счет увеличения нагрузки учебных заданий, а за счет предоставления им возможности участвовать деятельности по коллективному поиску нового, заниматься позитивной познавательной деятельностью, поэтому необходимо создать условия для того, чтобы каждый студент в полной мере осознал себя, свои личностные особенности и стал реальным субъектом обучения, желающим и способным учиться.
В то же время следует учитывать, что развитие каждого студента происходит неравномерно: иногда медленно, иногда внезапно. Как показали исследования, неравномерность развития проявляется в быстром развитии одних функций, в то время как развитие других функций замедлилось. Любая группа состоит из студентов с разным уровнем развития и подготовки, специфическими учебными установками, незаурядными интересами и способностями. Учителя часто вынуждены проводить обучение относительно среднего уровня развития и подготовки студентов. Это всегда приводит к тому, что сильные студенты искусственно ограничиваются в своем развитии, теряют интерес к учебе, а слабые обречены на хроническое отставание, особенно из – за тех, кто относится к средним.
Подчеркивая, что основной целью образовательного процесса является содействие развитию студентов, усвоению ими знаний, умений и навыков, вопрос дифференциации в воспитательной работе становится практическим и обязательным компонентом педагогического творчества.
Дифференциация в переводе с латинского"differentia" означает разделение, расслоение целого на различные части, способы, этапы.
До сих пор не существует общепринятого способа раскрыть сущность понятия"дифференциальное обучение". Однако большинство специалистов понимают разницу как форму организации обучения, учитывающую индивидуально-психологические особенности студента, его типологию и особые взаимоотношения между преподавателем и студентами.: "Учебный процесс, который характеризуется учетом типичных индивидуальных различий студентов, называется дифференциацией, а обучение в этом процессе называется дифференцированным обучением. При этом под типологическими индивидуально-психологическими характеристиками понимаются такие характеристики студентов, на основании которых они могут быть объединены в группы[2, с.90].
Дифференцированные методы обучения
- Это создание разнообразных условий обучения для разных школ, групп, коллективов с учетом особенностей их коллектива.
- Это совокупность методических, психологических, педагогических, организационных и управленческих мер по обеспечению обучения в однородных группах.
Концепция дифференциации обучения сформулировала основную цель дифференциации образования, определяемую в трех положениях:
С психолого-педагогической точки зрения цель дифференциации-индивидуализация обучения на основе создания наилучших условий для выявления и документирования способностей к обучению, развития интересов, потребностей и способностей каждого обучающегося.
С социальной точки зрения целью дифференциации является целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального и профессионального потенциала общества, что обусловлено на современном этапе общественного развития стремлением наиболее полно и рационально использовать возможности каждого члена общества в их взаимоотношениях с обществом.
С педагогической точки зрения целью дифференциации является решение актуальных проблем вуза путем создания новой методической системы дифференцированного обучения студентов, основанной на принципиально иных мотивациях.