Курсовая работа|Русский язык

Курсовая Сочетание гласных и негласных средств ОРД

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 35

Введение

Глава 1. Сущность и основы проведения оперативно-розыскной деятельности

1.1. Понятие и форма проведения оперативно-розыскной деятельности

1.2. Правовое регулирование гласного проведения оперативно-розыскной деятельности  

Глава 2. Вопросы применения и совершенствования гласных и негласных средств в оперативно-розыскной деятельности

2.1. Совершенствование гласного осуществления оперативно-розыскной деятельности  

2.2. Негласные средства оперативно-розыскной деятельности и проблемы их применени

Заключение

Список использованной литературы   

Актуальность курсовой работы. Совершенствование оперативно-розыскной деятельности (ОРД) предполагает выделение и тщательное исследование всех особенностей этого процесса, элементов его составляющих. Важнейшими структурными элементами оперативно-розыскной деятельности выступают Средства ОРД.

Живая практика деятельности органов и подразделений, ведущих негласную борьбу с преступностью, не зная временных и государственных границ, активно использовала для достижения этой цели разнообразную палитру специальных сил, приемов и средств, которая сегодня объединена в систему теории оперативно-розыскной деятельности.

Объект иследования: исследуемые правоотношения, возникающие в сфере деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных законодательством (в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Предметом данной работы являются формы оперативно-розыскной деятельности.

Цель курсовой работы: исследование средства оперативно - розыскной деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить сущность и формы осуществления оперативно-розыскной деятельности;

- проанализировать гласное проведение оперативно-розыскной деятельности;

- рассмотреть пути совершенствования гласного проведения оперативно-розыскной деятельности;

- проанализировать проблемы и пути совершенствования использования негласных средств оперативно-розыскной деятельности.

Методологическую основу данного исследования составили такие методы как анализ, синтез, сравнение, обобщение, выделение, интерпретация, формально-юридический и другие методы научного познания.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

Глава 1. Сущность и основы проведения оперативно-розыскной деятельности

1.1. Понятие и форма проведения оперативно-розыскной деятельности

Современный этап развития отечественного судопроизводства характеризуется, по нашему мнению, высокой долей использования в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД). Возьмем на себя смелость утверждать, что без привлечения сил и средств ОРД сейчас не обходится расследование ни одного преступления, совершенного в условиях неочевидности. Более того, когда речь идет о так называемых коррупционных преступлениях, преступлениях экстремистской направленности или террористического характера, незаконном обороте наркотиков и оружия, то все предварительное следствие строится на основе информации, представленной оперативно-розыскными органами. В этой связи все чаще от практических работников можно услышать, что по некоторым категориям уголовных дел следователь выступает в роли своего рода делопроизводителя, основной задачей которого является «легализация» результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве [1].

С такой позицией мы не согласны по следующей причине. В «легализации» нуждается только то, что было незаконно, то есть получено вопреки или с нарушением закона. Тогда как результаты ОРД получаются оперативно-розыскными органами в полном соответствии с требованиями закона. Безусловно, что процедура их получения во многом не совпадает с процедурой собирания доказательств в процессе предварительного расследования, и как следствие, они могут не соответствовать требованиям, предъявляемым УПК РФ к доказательствам. Такое совпадение не возможно уже по причине нормативного разделения уголовнопроцессуальной и оперативно-розыскной деятельности. Тем не менее, результаты ОРД, полученные в соответствии с требованиями оперативно-розыскного закона абсолютно легальны и не требуют дополнительного узаконивания [2]. Вместе с тем, трудно не согласиться, что работа следователя, по введению результатов ОРД в доказывание по уголовным делам,  носит в определенной степени оформительский характер.

В этой связи мы солидаризируемся с мнением авторов, высказывающихся за интеграцию оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, поскольку негласность характерна не только для оперативно-розыскной деятельности, но и для современного уголовного процесса [3]. Однако, оппоненты данной точки зрения указывают, что в случае включения в отечественный уголовно-процессуальный закон негласных следственных (розыскных) действий будет нарушен один из базовых принципов уголовного судопроизводства - принцип гласности [4]. Схожие суждения высказывают и некоторые зарубежные исследователи, анализируя последствия похожей интеграции оперативно-розыскной и следственной деятельности. Так, А.Я. Гинсбург полагает, что слияние в единое целое двух различных по форме и сущности видов деятельности «отбрасывает уголовный процесс в не столь далекие времена инквизиционного характера» [5].

Возражая против такого объединения, кроме несоответствия принципов гласности и конспиративности, его противники указывают и на различия в правовой регламентации. Если применительно к следственным действиям она подробно закреплена в УПК РФ, то порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий обозначен в законе предельно схематично, а его детализация дается в закрытых ведомственных нормативных актах. Полагаем, что это не является существенной проблемой, поскольку объективно отсутствуют препятствия для детальной регламентации процедуры проведения оперативно-розыскных мероприятий на законодательном уровне, как это сделано для следственных действий.

В современной оперативно-розыскной практике большое распространение получило использование такого оперативно-розыскного мероприятия (далее - ОРМ), как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, осуществляемое в гласной форме (далее - гласное обследование). Возможность проведения гласного обследования вытекает из положений ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон об ОРД), в которой закреплено право оперативных служб на осуществление ОРМ как в гласной, так и в негласной форме. Однако при этом следует обратить внимание на то, что законодатель не предусмотрел никаких условий, ограничивающих проведение гласных ОРМ, и оставил открытым вопрос о допустимости их принудительного осуществления.

Ответ на этот вопрос был дан в первых комментариях к Закону об ОРД, авторы которых, исходя из ограничительного толкования права на гласное проведение ОРМ, разъяснили, что гласное обследование может применяться лишь при условии согласия объекта проводимого ОРМ [16, с. 61; 30, с. 27; 31, с. 62]. Такого понимания нормы закона длительное время придерживались многие учёные в области оперативно-розыскной науки [7, с. 120; 10, с. 105; 12, с. 115; 22, с. 211; 26, с. 98], и до недавнего времени оно не вызывало каких-либо дискуссий.

Однако оперативно-розыскная практика, вопреки устоявшемуся доктринальному толкованию закона, по-иному начала подходить к условиям обследования, истолковывая право на гласное и негласное проведение ОРМ как возможность их гласного осуществления не только без согласия, но и вопреки воле лиц, в отношении которых они осуществляются. Такое расширительное толкование положений Закона об ОРД привело к распространению приёмов принудительного гласного обследования не только нежилых, но и жилых помещений, прежде всего в целях выявления и раскрытия преступлений экономической направленности.

Тем не менее гласная форма обследования в настоящее время получила распространение в практической деятельности сотрудников оперативных подразделений, осуществляющих документирование общеуголовных преступлений, в частности, в сфере незаконного оборота оружия, наркотических средств.

В научной литературе правовое регулирование и сущностные особенности гласных форм проведения оперативно-розыскных мероприятий рассматриваются не так часто ввиду специфики оперативно-розыскной деятельности, которая предполагает преимущественно негласный характер осуществления. На основании того, что порядок проведения гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств регламентируется Инструкцией, утверждённой приказом № 199 от 1 апреля 2014 г., можно сделать вывод, что принятие указанного нормативного правового акта было обусловлено существованием трудностей в практическом применении данной разновидности рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия. В отличие от предыдущей редакции приказа, регламентирующего проведение гласного обследования (№ 249 от 30 марта 2010 г.), в новой Инструкции более подробно регламентируются вопросы, касающиеся порядка подготовки документов на проведение гласного обследования и изъятия предметов и документов. Однако, несмотря на то, что указанный документ достаточно чётко и последовательно определяет порядок проведения и изъятия предметов и документов, представляющих оперативный интерес, он далёк от совершенства и не полностью отражает суть ОРМ, ограничиваясь описанием механических действий должностных лиц, проводящих гласное обследование. Нормативный правовой акт, предметно регламентирующий проведение конкретного оперативно-розыскного мероприятия, должен содержать как минимум название ОРМ, задачи и цель его применения, порядок использования результатов в оперативно-розыскной деятельности. В рассматриваемой Инструкции данных структурных компонентов нет. Кроме того, налицо явный парадокс. Предметом дискуссий учёных в области оперативно-розыскной деятельности зачастую становятся вопросы, касающиеся ограничения прав и свобод человека и гражданина, поскольку неправомерное проведение оперативно-розыскных мероприятий способствует появлению многочисленных жалоб в адрес сотрудников, проводящих ОРМ, и, как следствие, способствует тому, что результаты мероприятия в дальнейшем не используются при легализации результатов оперативно-розыскной деятельности. Об этом свидетельствует определение КС РФ от 27 февраля 2018 г. № 328-О по поводу обращения в Конституционный суд РФ гражданина Рачкова С.Е. с требованием о признании незаконными действий сотрудников оперативных подразделений, которые, со слов последнего, провели в его жилом помещении под видом оперативно-розыскного обследования фактический обыск, результаты которого использовались в дальнейшем в доказывании по уголовному делу. В своём определении Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что и уголовно-процессуальные действия, и оперативно-розыскные мероприятия могут осуществляться лишь определёнными субъектами при наличии установленных законом оснований и условий; проведение в связи с производством предварительного расследования по уголовному делу оперативно-розыскных мероприятий не может подменять процессуальные действия, для осуществления которых уголовно-процессуальным законом установлена специальная процедура (определения от 4 февраля 1999 г. № 18-О, от 24 января 2008 г. № 104-О-О, от 25 февраля 2010 г. № 261-О-О, от 17 июля 2014 г. № 1778-О и др.) [20]. Соответственно, оспариваемые нормы не допускают подмены следственных действий оперативно-розыскными мероприятиями. В данном случае требования Рачкова С.Е. удовлетворены не были ввиду того, что его жалоба не отвечала критерию допустимости, хотя, тем не менее, нормы закона, оспариваемые Рачко- вым С.Е., касающиеся вопросов подмены оперативно-розыскных мероприятий следственными действиями, как нам представляется, не в полной мере проработаны законодателем ввиду того, что Закон об ОРД достаточно поверхностно регулирует порядок и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, в отличие от УПК РФ, в котором детально отражены общие условия и порядок проведения следственных действий.

  1. Анищик, О. ЕСПЧ: нарушение ст. 8 Конвенции санкционированным судом ОРМ [Электронный ресурс] // Сайт «Европейский суд по правам человека». - 2014. - 18 сент. - URL: http:// europeancourt.ru/2014/09/18/16780/
  2. Архив Конституционного Суда РФ. - Дело № 9544/15-01/13.
  3. Бакланов, Л. А. Гласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел : монография.

-        Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2015. - 126 с.

  1. Бакланов, Л. А., Панюшин, Д. Б. Проведение гласного обследования жилища без согласия его собственников // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2018. - № 2 (45). - С. 78-84.
  2. Барихин, А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь. - М.: Книжный мир, 2004. - 720 с.
  3. Булатов, Б. Б. Государственное принуждение в уголовном судопроизводстве : монография. - Омск: Омская академия МВД России, 2003. - 320 с.
  4. Вагин, О. А., Исиченко, А.П. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» со словарем законодательных терминов. - М.: Экзамен, 2006. - 479 с.
  5. Важенин, В.В., Баженов, С. В., Сафронов, А. А. Гласное обследование: подготовка, проведение, использование результатов // Общество и право. - 2014. - № 3 (49). - С. 183-189.
  6. Джурук, Д. С., Томилина, А. С. Проблемы изъятия документов, предметов, материалов и сообщений при проведении обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств / Современность в творчестве начинающего исследователя : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции молодых учёных. 2017. - Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2017. - С. 109-113.
  7. Дубоносов, Е. С. Основы оперативно-розыскной деятельности : курс лекций / под ред. Г.К. Синилова. - М.: Книжный мир, 2002. - 184 с.
  8. Железняк, Н.С. О недостатках проекта инструкции о порядке проведения сотрудниками ОВД гласного оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» // Оперативник (сыщик). - 2010. - № 3 (24). - С. 24-29.
  9. Захарцев, С. И. Оперативно-розыскные мероприятия: общие положения. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. - 259 с.
  10. Захарцев, С., Молчанов, П., Рохлин, В. Законность проведения оперативно-розыскных мероприятий // Законность. - 2003. - № 9. - С. 33-35.
  11. Кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 9 января 2013 г. № 45-О12-77 [Электронный ресурс] // Сайт «Банк судебных решений». - Режим допуска: http://www. vsrf.ru/stor_pdf.php?id=526866
  12. Комлев, В. М. О проводимых полицией гласных оперативно-розыскных мероприятиях // Российский следователь. - 2011. - № 19. - С. 20-22.
  13. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / отв. ред. A.Ю. Шумилов. - М.: Вердикт-1 М, 1997. - 208 с.
  14. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / отв. ред. B.С. Овчинский; вступ. ст. В.Д. Зорькина; 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Норма, 2014. -606 с.
  15. Кузнецов, Е. В. Специфика правового регулирования принуждения в оперативно-розыскной деятельности : материалы научно-теоретической конференции «Уголовно-правовая, уголовнопроцессуальная политика и современные проблемы борьбы с преступностью», 21-22 мая 2015 г., Ростов-на-Дону.
  16. Маркушин, А. Г. Оперативно-розыскная деятельность : учебник / 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 268 с.
  17. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рачкова Станислава Евгеньевича на нарушение его конституционных прав статьями 6, 7 и 8, пунктом 1 части первой статьи 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» : определение Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2018 г. № 328-О [Электронный ресурс] // Сайт «Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации». - Режим доступа: http://legalacts.ru/sud/opredelenie- konstitutsionnogo-suda-rf-ot-27022018-n-328-o/ (дата обращения: 07.10.2018).
  18. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / изд. 6-е, перераб. и доп. - М.: Советская энциклопедия, 1964. - 900 с.
  19. Оперативно-розыскная деятельность : учебник / под ред. И.А. Климова. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 383 с.
  20. Петрухин, И. Л. Свобода личности и уголовно-процессуальное принуждение. - М.: Наука, 1985. - 239 с.
  21. Петрухин, И.Л. Человек и власть (в сфере борьбы с преступностью). - М.: Юрист, 1999. - 392 с.
  22. Поляков, М. П., Терехин, В. В. Некоторые аспекты нарушения законности при реализации гласного оперативного обследования (как проявление методологической проблемы дифференциации ОРД на гласную и негласную) // Юридическая наука и практика : Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2012. - № 17. - С. 240-244.
  23. Ривман, Д. В. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». - СПб.: Питер, 2003. - 234 с.
  24. Соловьев, И. Н. Общедоступный регламент проведения ОРМ // Налоговый вестник. - 2010. - № 9. - С. 35-42.
  25. Теория оперативно-розыскной деятельности : учебник / 3-е изд., перераб. и доп.; под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. - М.: Инфра-М, 2014. - 710 с.
  26. Ударцев, С. Ю. Гласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств: едины ли условия его проведения для всех субъектов ОРД? // Российский следователь. - 2011. - № 15. - С. 35-36.
  27. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» : научно-практический комментарий / под ред. В.В. Николюка, В.В. Кальницкого, А.Е. Чечетина. - Омск: Омский юридический институт МВД России, 1996. - 86 с.
  28. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» : научно-практический комментарий / под ред. И.Н. Зубова и В.В. Николюка. - М.: Спарк, 1999.
  29. Чистоделов, А. В. Границы прав «милиции-полиции» в части проверок юридических лиц в рамках ОРД // Уголовный процесс. - 2011. - № 1. - С. 10-14.
  30. Шашин, Д. Г. О некоторых сходствах оперативного и следственного осмотров // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики : материалы XX Международной научно-практической конференции : в 2 ч. - Красноярсск: Сибирский юридический институт МВД России,2017. С. 285-288.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Русский язык
2014 год 28 стр.
Курсовая Работа над сочинением-повествованием в начальной школе
Svetlana
Курсовая работа Русский язык
2013 год 26 стр.
Курсовая Работа над изложением в начальной школе
Svetlana
Курсовая работа Русский язык
2019 год 23 стр.
Курсовая Активизация устаревших слов в современной речи
NataliKor

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское