Введение
Глава 1. Теоретические основы геобрендинга
1.1 Сущность понятия геобрендинга и его задачи
1.2 Брендинг монопрофильных и «закрытых» городов: особенности и возможности
Глава 2. Территориальный брендинг как инструмент развития региона
2.1 Архитектура бренда
2.2 Формирование геобренда современного российского города
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Брендинг территорий (геобрендинг) - одно из актуальных направлений современных стратегических коммуникаций, стратегия развития и повышения конкурентоспособности территориальных образований. В ее основе - коммуникационные технологии, интегрирующие экономические, социальные, культурные, политические аспекты управления территориями и направленные на создание устойчивого образа территории, привлекательного для туристов, инвесторов, бизнесменов, самих жителей и новых переселенцев.
Бурное развитие городов является важнейшей причиной актуализации проблемы брендинга территории. В 2000 году из 6 млрд населения планеты 47% проживало в городах. Доля горожан к 2030 г увеличится до 60% и вырастет до 70% в 2050 г. В российских городах проживает более 70% населения. Города будут все острее конкурировать между собой за привлечение инвестиций, резидентов, туристов. Города стали активно работать над созданием привлекательности для всех возможных целевых аудиторий - жителей, туристов, инвесторов и др. Российские города и регионы в новых экономических условиях стали нуждаться в имиджевой и репутационной идентификации.
Стратегия продвижения территории через управление её нематериальными активами должна учитывать мнение всех целевых аудиторий, составляющих внутреннюю и внешнюю общественность, постоянно изучать общественное мнение и работать с ним. Европейские специалисты выделяют две важнейшие компоненты репутации территории: создавать различия, дифференциацию, и соответствовать морали, этике, «устойчивому развитию».
Геобрендинг как коммуникационная стратегия направлен на обеспечение комплексности, проблемно-аналитического характера и наглядности дифференциации социокультурного портрета территории, что может быть востребовано административными, деловыми, политическими структурами, СМИ, учреждениями образования и культуры конкретных регионов.
Объект- Геобрендинг как инструмент государственной политики.
Предмет- специфика геобрендинга.
Задачи:
1.Изучить геобрендинг.
2.Проанализировать геобрендинг на примере Казани и Крыма.
Методы исследования- анализ литературы.
Глава 1. Теоретические основы геобрендинга
1.1 Сущность понятия геобрендинга и его задачи
Что такое бренд? Это не логотип и не слоган. Бренд - это то, что стоит за ними, набор смыслов, которые отвечают на вопрос «Почему я должен сделать выбор в пользу этого продукта?». Это в общем и целом. Если конкретно по теме геобренда - то он должен отвечать, в основном, на три вопроса: «Почему я должен здесь остаться?», «Почему я должен сюда приехать?» (это туристический геобрендинг) и «Почему я должен принести сюда свои деньги?» (это инвестиционный геобрендинг). Если для территории важно найти ответы на эти вопросы, то она должна заниматься геобрендингом.
Брендинг ни в коем случае не призван создать новую реальность для города, он нужен для того, чтобы зафиксировать имеющееся эмоциональное пространство города в идейной, вербальной, визуальной форме. Бренд - это просто коммуникационный инструмент. Можно спокойно жить и без него. А можно его создать и использовать с целью увеличения эффективности многих городских процессов».
Геобрендинг (брендинг территорий) - это стратегия развития и повышения конкурентоспособности территориальных образований - от малонаселенных пунктов до больших регионов. В ее основе лежит комплексный подход к развитию территории и повышению ее привлекательности для местного населения, инвесторов и туристов. Стратегия также предполагает, что будет использоваться комплекс инструментов анализа ресурсов территории, формулировки предложений для целевых аудиторий и различных способов их трансляции. Задачи геобрендинга обусловлены маркетингом территории, т.е. основным словом здесь будет «продвижение».
И, несмотря на то, что это исключительно коммуникационная стратегия (т.е. она должна нести некий месседж аудитории), суть идеи должна соответствовать интересам целевой группе, отвечать ее запросам. Так, чтобы территория была привлекательной для людей с различной мотивацией.
В настоящее время инвестиционная привлекательность региона в значительной степени зависит от того, насколько эффективно используется его социально-экономический, политический и культурный потенциал. Между городами идет постоянная конкуренция за инвестиционные ресурсы. И успех стратегии развития во многом зависит от имиджевой политики органов власти, выстраивающей эффективную обратную связь с общественностью. Общая логика состоит в том, что без информации не будет доверия, а без доверия не будет инвестиций и развития производства. Как следствие, отсутствие развития производства приведет к тому, что не будет экономического роста.
Современная имиджевая политика базируется на использовании современных PR- и коммуникационных технологий, что позволяет региону занять собственную нишу в условиях растущей конкуренции за привлечение инвестиционных ресурсов, а также талантливых людей, креативных профессионалов и менеджеров. В частности, в условиях конкуренции за привлечение ресурсов одним из наиболее действенных инструментов становится бренд города.
1.2 Брендинг монопрофильных и «закрытых» городов: особенности и возможности
Все больше городов целенаправленно занимаются маркетингом своих территорий, формированием своего территориального бренда, которые обуславливают инвестиционную и туристическую привлекательность местности. Таким образом, особенно в условиях глобализации, постоянного роста конкуренции, уравнения условий хозяйствования на различных территориях, маркетинг территории, ее имидж и бренд выходят на первый план при сравнении примерно равных по условиям хозяйствования и проживания географических зон.
Существует шесть основных измерений ценностей бренда территории:
- функциональное измерение (набор условий, обеспечивающих качество и стоимость жизни);
-эмоциональное (совокупность эмоций, вызываемых брендом территории);
- социально-культурное (территориальная субкультура, образованность населения, а также его толерантность);
- духовно-историческое (восприятие историко-культурного и религиозного наследия территории);
- инновационное (развитость науки и образования, наличие передовых предприятий, наукоградов);
- измерение глобальной ответственности территориальных властей (отношение к экологической, военной безопасности).
Поскольку бренд территории связан рамками географии, то и его миссия должна отражать глобальную геополитическую миссию территории (для крупных городов) или национальную географическую миссию территории (для средних и малых городов). Таким образом, необходимо отметить следующие специфические факторы, влияющие на формирование бренда территории: географическое положение и глобальная геополитическая роль территории, природно-ресурсный потенциал, национально-культурные особенности страны, территориальной единицей которой является данная территория, текущая визуальная политика и символика территории.
Архитектура бренда территории строится на основе структур территориальных суббрендов: структуры геральдических символов территории, инвестиционных брендов (брендов свободных экономических и инновационных зон, наукоградов, технопарков); брендов исторических личностей; брендов памятников культуры и архитектуры; корпоративных и товарных брендов; брендов социальных организаций (вузов, театров, библиотек); шоу-брендов (парков, кино, ресторанов, торговых центров); брендов событий (выставок, семинаров, конференции, олимпиад, конкурсов).
Универсальных способов создания бренда города не существует, однако разработаны основные рекомендации по организации процессов территориального брендинга, которые также затрагивают процессы формирования репутации и продвижения города: 1. Имидж, бренд и репутация города должны быть признаны одним из его активов, в основе которого лежат эксклюзивные особенности территории, нуждающиеся в изучении, развитии и активном продвижении; 2. Необходима единая стратегия продвижения города, основанная на традициях и предполагающая нововведения; 3. Вопросы формирования имиджа и репутации города должны рассматриваться на уровне региональных властей; 4. Желательно создание специального комитета, занимающегося брендингом города, формированием его репутации. Основной задачей данного комитета является разработка рекомендаций как для региональных органов власти, так и для частных компаний. 5. В состав специального комитета необходимо включить социологов, историков, деятелей культуры, лидеров бизнеса, политических деятелей, специалистов по связям с общественностью, журналистов, экономистов, специалистов по маркетингу, юристов, экспертов по продвижению территории.