Курсовая работа|Социальная работа

Социально-педагогическая работа с подростками

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 31

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 Возрастно-психологические особенности подросткового возраста

1.2 Девиантное поведение в подростковом возрасте

1.3 Факторы  риска  суицидального  поведения в подростковом возрасте

ГЛАВА 2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1 Классификация профилактических мероприятий в структуре психологической помощи

2.2 Методы профилактики суицидального поведения в подростковом возрасте

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Проблема самоубийств известна еще с древних времен. Суицид представляет собой один из способов выражения гнева, протеста против оскорблений со стороны общества, а также выражается в виде средства восстановления чести и достоинства человека.

Проблематике суицидального поведения посвящено немало трудов, среди которых особо стоит отметить А.Г.Абрумовой [2], М.И.Черепанову[34], А.Е.Личко [17] и т.д. Г.А.Абрумова в своих работах пишет следующее: «Тема самодеструктивного поведения, то есть, поведение, которое направлено физическое уничтожение своего организма, является достаточно серьезной и требует серьезных раздумий о разнообразных причина, которые толкают подростков на суицид» [2, с. 59].

Если рассматривать статистику суицидов, то необходимо привести следующие статистические данные: основной причиной суицида в подростковом возрасте является болезненное состояние (26%), на втором месте – трудные семейные обстоятельства (12%), на третьем месте – сложные романтические ситуации (15%), на четвертом – плохие отношения с одноклассниками (15%), далее идут плохие отношения с взрослыми (8%), страх ответственности и стыд на ранее совершенное правонарушение, 5% - это употребление алкогольных напитков и наркотических веществ, 9% - прочее, в частности, невыясненные причины [18, с. 16].

Объект исследования: социально-педагогическая работа с подростками.

Предмет исследования: суицидальное поведение подросткового возраста.

Цель исследования: на основе изучения суицидального поведения подростков разработать и апробировать психологическую программу ее коррекции.

Гипотеза исследования: предполагается, что основными причинами суицида в подростковом возрасте являются такие личностные предпосылки как повышенный уровень тревожности, неустойчивость к фрустрационным ситуациям, акцентуации характера.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать возрастно-психологические особенности подросткового возраста;
  2. Охарактеризовать девиантное поведение в подростковом возрасте;
  3. На основании анализа психолого-педагогической литературы, рассмотреть факторы риска суицидального поведения в подростковом возрасте;
  4. Выявить психопрофилактику суицидального поведения подростков;
  5. Провести эмпирическое исследование по выявлению риск самоубийства, оценка уровня реактивной и личностной тревожности и уровня депрессии;
  6. С учетом полученных в ходе эмпирического исследования данных разработать и апробировать программу психологической коррекции суицидального поведения подростков;
  7. Осуществить анализ эффективности программы психологической коррекции суицидального поведения подростков;
  8. Разработать рекомендации по снижению суицидального поведения подростков.

Теоретико-методологическая основа исследования. Методологическую и теоретическую основу исследования составили исследования Э. Дюркгейма, А. Амбрумова, Т. Вашек, А. Лесной, В. Мушинского, В. Рыбаки, Бердяев Н.А, Бойко И.Б, Вроно Е.М, Гилинский Я., Румянцева Г., и других по вопросам профилактики суицидального поведения подростков.

Методы исследования. Для решения поставленной цели был использован комплекс методов: теоретический анализ литературы, анализ документации, эксперимент, качественные и количественные методы обработки данных.

Для нашего экспериментального исследования применялись следующие методики: анкета-опросник «Карта риска», которая выявляет риск самоубийства; оценка уровня реактивной и личностной тревожности по Ч.Д. Спилбергеру; методика определения уровня депрессии по В.А. Жмуровой.

Эмпирическая база исследования и выборка. СПб ГБУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям Невского района Санкт-Петербурга», отделение «Социальная гостиница для несовершеннолетних». Участие в исследовании принимали 15 подростков с девиантным поведением в возрасте 14-17 лет.

Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены специфические проявления суицидального поведения у подростков, а также разработана программа ее психологической коррекции.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что данная работа помогает расширить имеющиеся представления о суицидальном поведении в подростковом возрасте.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных в ходе исследования данных и разработанной на их основе программы психологической коррекции суицидального поведения в подростковом возрасте в практике психологического сопровождения развития трудных подростков.

Структура исследования. Научно-практическая работа состоит из введения, двух основных глав и параграфов к ним, заключения и списка использованной литературы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 Возрастно-психологические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст представляет собой важный и трудный этап в развитии и становлении человека, который в дальнейшем способствует определению судьбы. Данный возраст знаменуется переходом от детства к взрослой жизни. Происходит формирование мировоззрения, переосмысления ценностей, идеалов и жизненных перспектив [15, с.110].

Для того, чтобы дать характеристику особенностей эмоциональной сферы детей подросткового возраста, необходимо начать с рассмотрения специфики развития в целом. На данном этапе происходит переосмысление внутренних ценностей человека. Меняется образ и окружение. Изменяется манера общения подростка. Личностная самооценка начинает формироваться исходя из других внутренних требований. Данная особенность однако проявляется не у всех подростков. При этом фактически взрослым он еще не является. Все подростки без исключения хотят стать как эталоны своего личного восприятия – т.е. старшие. Подросток, как правило, просто начинает подражать. Взрослые становятся в наибольшей степени требовательны к подросткам.

Подросток под влиянием всех этих факторов выбирает для себя единственную на его взгляд верную стратегию – стать взрослым. Переход на данную стратегию в корне начинает менять личность подростка и его ориентиры. Личностные недостатки начинают оказывать огромное влияние на внутреннее развитие личности и самосознание подростка. Формирование внутреннего образа происходит у подростков под влиянием окружающих их образов других людей и их качеств.

Подростков отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, причем делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые. Подростки за счет этого стимула начинают выходить за рамки своих умственных возможностей, обучаться и развиваться более интенсивно.  Подросток сам обеспечивает себя всем необходимым.

Самообразование начинает дополнять фактический процесс обучения. Основанными ценностями для подростка выступают его умения и навыки. Они отражают его способность и готовность войти в мир взрослых и его интерес к нему. На данном этапе у подростков формируются способности организатора. На стыке эмоциональной и волевой сфер происходит формирование лидерских качеств.

Подростки наиболее активно развивают свои качества, чувствуют свою равноправность со старшими. Однако следует помнить, что подросткам должна быть дана максимальная самостоятельность в выборе деятельности. Подростки в наибольшей степени начинают прислушиваться к сверстникам и мнению людей старше. У них развивается моральная составляющая и острее чувствуются эстетические проблемы [23].

Изначально подростки негативно относятся к окружению в целом, что впоследствии сменяется лишь негативным отношением к конкретной ситуации и лишь после этого негативным отношением к отдельно взятым поступкам и личностям. Подростки с возрастом иначе воспринимают окружающий мир и окружение. Шаблоны восприятия и нормы принимают общий характер и становятся не важными для подростка.

Особенностями эмоциональной сферы подросткового возраста являются:

- обладание существенной нервной возбудимостью, которые могут проявляться в виде агрессии и вспыльчивости;

- устойчивые эмоциональные переживания. Данный критерий выражается тем, что подростки не забывают обиды и существенное значением придаются именно словам и деталям;

- преобладание состояния тревожности во время общения с противоположным полом. Подросток боится выглядеть смешным в глазах противоположного пола;

- чувство противоречия, выражается в том, что если подросток будет понимать, что его друг будет виноват, он будет защищать его;

- усиление чувства тревоги за счет повышения негативной самооценки и оценки их поведения в обществе своих сверстников;

- проявление чувства принадлежности к конкретной социальной группе общества. Данный фактор является причиной многих конфликтов со сверстниками, поскольку подростки плохо переносят критику сверстников, чем критику учителя или родителей;

- особое внимание подростки уделяют дружбе. Дружба у подростков является величиной интимной и острее всего переживаются именно проявления предательства в данной области. Равно как и критика друзей [3, с.81].

В подростковом возрасте начинаются складываться, оформляться устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования.

У подростков обостряется самовосприятие. Они начинают более критично относиться к тому, что говорят о них окружающие, как на них смотрят. Возрастает самокритика в плане своих физиологических данных. Физические недостатки часто преувеличиваются. Окружающие ждут от подростка не всегда адекватных его внутреннему состоянию действий. Взрослые возлагают на подростка порой еще непосильную ему ответственность и разочаровываются, когда подросток не оправдывает их ожидания [14, с.103].

В подростковом возрасте уже завершено физическое и половое созревание организма. Особенностью этого возраста является вступление в самостоятельную жизнь. На данном этапе жизни человека происходит формирование выбора профессий, происходит резкое изменение социальной помощи. Основной причиной всего перечисленного является неустойчивое эмоциональное состояние подростка. На данном этапе развития происходит также установка дружеских и интимных отношений, проигрывание половых ролей и развивается установка на семью, формирование базы мировоззрений и профессионального выбора [12, с.61].

Процесс становления взрослого человека начинается в пубертатном периоде и может привести к соматической и сексуальной зрелости. Данный процесс формируется посредством физических изменений, к которым стоит отнести наращивание мускульной силы, усиленный рост тела, появление волосяного покрова на лице, изменение голоса. Драматическим соматическим изменениям противопоставляется половая принадлежность, внешние телесные изменения у юношей в пубертатном периоде не носят столь стремительного характера. Некоторыми специалистами предположено, что это и является основной причиной того, что юноши меньше всего предрасположенные к расстройствам приема пищи, анорексии и пр.

  1. Акопян Л.С., Мишина С.С. Эмоциональные состояния как детерминанты суицидального поведения подростков // Поволжский педагогический вестник. / Л.С. Акопян, С.С. Мишина. – Т.7, –№ 1 (22) – 2019.  – 24 с.
  2. Амбрумова А.Г. Диагностика суицидального поведения /А.Г. Амбрумова. - М., 2016. - 48 с.
  3. Батурина, Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности / Г.И. Батурина. – М: Изд-во пед. ин-та., 2016. 411 с.
  4. Божович, Л.И. Развитие аффективно - потребностной сферы человека / Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2018. 538 с.
  5. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений /В.К. Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 2016. 379 с.
  6. Выготский,Л.С. Проблемы эмоций. Вопросы психологии /Л.С. Выготский. – М.: Логос, №3, 2017 г., 119 с.
  7. Выготский,Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства / Л.С. Выготский. – М.: Изд-не эксп. дефект.инст-та, 2015. 277 с.
  8. Галетян Г.С. Влияние алкоголя и наркомании на суицид несовершеннолетних / Г.С. Галетян // Вестник АГУ. - № 3 (64).– 2010. –155-159 с.
  9. Додонов, Б.И. Эмоции как ценность / Б.И. Додонов. – М.: Политиздат, 2015. 302 с.
  10. Дорофейков В.В., Бакулев С.Е., Задорожная М.С., Петрова Н.Н., Кайстря И.В. Клинико-лабораторный способ оценки степени тяжести депрессии у молодых лиц.// Медицинский журнал / В.В. Дорофейков [и др.]. – Т4. – 2018. – 74 с.
  11. Дубровина, И.В. Коррекционная программа развития способности к самопознанию и уверенности в себе у детей 11-13 лет / И.В. Дубровина. – М.: Тула, 2019. 17 с.
  12. Захарчук В.А. Суицид / В.А. Захарчук. – М., 2016.- С.61.
  13. Зинченко, В.П. Психологический словарь: перераб. и доп. 2-е изд. / В.П. Зинченко, Б.Г Мещерякова; под ред. В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, Пресс, 2017. 440 с.
  14. Изард, К. Эмоции человека / Е. Изард. – М.: Изд-во МГУ, переизд. 2016. 370 с.
  15. Исаев, Д.Н. Нужна ли подросткам помощь в восприятии смерти? // Вопросы психологии /Д.Н. Исаев. - 2016. - №3. - С. 110.
  16. Леус Э.В., Сидоров П.И., Соловьев А.Г. Диагностика девиантного поведения несовершеннолетних /Э.В. Леус [и др.] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.—2012.—№9. 322 с.
  17. Личко А.Е. Суицидальное поведение /А.Е. Личко. – М, 2016.- 261 с.
  18. Любинецкая, А. Семиклассница нарисовала свою смерть / А. Любинецкая // Комсомольская правда. – 2016. - №13. - С. 16.
  19. Майсак Н.В. Матрица социальных девиаций: классификация типов и видов девиантного поведения / Н.В. Майсак // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 4. 382 с.
  20. Мухина, В.С. Юность // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учеб.пособие для студентов высших учеб.заведений / В.С. Мухина / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. 3-е изд. – М., 2015. 324 с.
  21. Немов, Р.С. Психология /Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2016. 640 с.
  22. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. Пед. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. 401 с.
  23. Особенности суицидального поведения подростков – [Электронный ресурс] – URL: http://psyru/osobennosti-suicidalnogo-povedeniya-podrostkov_7346.htm (дата обращения: 18.09.2020).
  24. Петров, В.Ю. Методология и методы психологических исследований: Курс лекций /В.Ю. Петров. – Шуя: «Весть», 2019. 195 с.
  25. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан. – М.: Психологическая наука и образование, №2, 2016. 210 с.
  26. Психология подростка: учебник / Под ред. А.А. Реана. – Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА – Пресс, 2016. 381 с.
  27. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. – М.: Прогресс, Пер. с польск. 2016. 386 с.
  28. Рубинштейн,С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн.2-е изд. – М.: Просвещение, 2016. 482 с.
  29. Самыгин, П.С. Девиантное поведение молодежи /П.С. Самыгин. - Ростов-на-Дону: Феликс, 2016. – С.214.
  30. Семёнова Ю.В. Психологические особенности девиантного поведения школьников сельской местности / Ю.В. Семенов // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 26(119). URL: https://nauchru/journal/stud/119/75801 (дата обращения: 20.09.2020).
  31. Соловьева Е.А., Шаповалова В.Г. Мифы о самоубийстве / Е.А. Соловьева, В.Г. Шаповалова // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(28). URL: https://nauchru/archive/SNF_humanities/5(28).pdf (дата обращения: 20.09.2020)
  32. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л.И. Солнцева и др. / под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. 464 с.
  33. Фрейд, З. Психология бессознательного/ З. Фрейд. – СПб. : Питер, 2017. 400 с.
  34. Черепанова М.И. Суицид как социальная проблема общества /М.И. Черепанова. – М., 2016.-118 с.
  35. Шелюк О.Н. Подростковый суицид. Здравоохранение Юргы: опыт и инновации /О.Н.Шелюк. – №4. – 2018. – 71-73 с.
  36. Шингаров,Г.X. Место эмоции в структуре личности /Г.Х. Шингаров. – Ростов-на-Дону: переизд. 2015. 309 с.
  37. Щербакова Н.П. Химическая зависимость // Вестник науки и образования /Н.П. Щербакова. –2019. – №3. –105 с.
  38. Якобсон,П.М. Психология чувств.-2-е издание / П.М. Якобсон. 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2016. 443 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социальная работа
2015 год 27 стр.
Курсовая Технология социальной работы с пожилыми людьми
diplomstud
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 26 стр.
Курсовая Детская беспризорность как социально-педагогическая проблема
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 29 стр.
Курсовая Работа социального педагога с семьями «группы риска»
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2017 год 39 стр.
Курсовая Социальная профилактика отклоняющегося поведения детей
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское