Глава 1. Понятие, развитие законодательного регулирования и сфера применения договора коммерческой концессии в России и зарубежных странах
1.1. Понятие, значение и правовая природа договора коммерческой концессии
1.2. Становление, развитие законодательного регулирования и сфера применения договора коммерческой концессии в России и зарубежных странах
1.3. Соотношение франчайзинга и договора коммерческой концессии: теоретические и практические проблемы
Глава 2. Понятие, признаки, условия договора коммерческой концессии и франчайзинга
2.1. Понятие, значение и признаки договора коммерческой концессии
2.2. Предмет и объект как существенные условия договоров коммерческой концессии и франчайзинга
2.3. Цена, форма и срок как условия (элементы) договора коммерческой концессии
Список используемых источников
Актуальность исследования. Значительные системные перемены, произошедшие в экономике Российской Федерации, смена вектора экономического развития, потребовали коренной перестройки гражданского законодательства России. Эта общая посылка полностью верна для проблематики гражданско-правового регулирования отношений коммерческой концессии. Прежнее отечественное гражданское законодательство не знало категории «коммерческая концессия». По этой причине в условиях государственной экономики возможность передачи для использования в предпринимательской деятельности комплекса исключительных прав советским гражданским законодательством не допускалась. Соответственно и в советской цивилистике вопросы, связанные с передачей в пользование комплекса исключительных прав, были преданы забвению, поскольку экономическая действительность потребности в правовом регулировании оборота указанных комплексов исключительных прав не испытывала.
В изменившихся экономических условиях появилась срочная необходимость урегулировать общественные отношения, возникающие при предоставлении одной стороной другой стороне за вознаграждение права использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав (право на фирменное наименование, коммерческое обозначение, охраняемую коммерческую информацию и т.д.). Общий порядок такого использования закреплен в главе 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Однако несмотря на перестройку правового регулирования, проблематика использования комплексов исключительных прав в предпринимательской деятельности пока не получила окончательного теоретического осмысления в современной цивилистике. Отсутствие прочного теоретического фундамента вызывает множество вопросов в правоприменительной практике. В связи с этим можно утверждать, что перед теорией и практикой стоят задачи, направленные на незамедлительное решение проблем правового регулирования использования комплексов исключительных прав в предпринимательской деятельности в России.
Все сказанное в совокупности и предопределяет актуальность и необходимость настоящего исследования.
Степень разработанности темы. Проблематика коммерческой концессии была предметом научных исследований таких авторов, как Г.Е. Авилов, А.П. Белов, С.А. Бобков, А.Б. Борисова, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, М.В. Данилов, В. Евдокимова, М.И. Кулагин, В.В. Меркулов, Н.В. Месяшная, К. Нам, О.В. Новосельцев, O.A. Орлова, Б.И. Пугинский, Ю.В. Романец, В.Д. Рудашевский, И.Рыкова А.П. Сергеев, М.А. Фурщик и некоторых других. Однако с момента написания работ большинством из этих авторов прошел определенный временной период, в течение которого произошло накопление нового практического опыта и обновление гражданского законодательства.
Рассмотрение отдельных аспектов правового регулирования отношений коммерческой концессии имело место в периодической печати в виде статей, носящих фрагментарный характер по отношению к теме в целом.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются нормы права, правоприменительной практика, доктринальные взгляды учёных. Предметом данного исследования выступают нормы гражданского права, регулирующие отношения коммерческой концессии.
Цели и задачи исследования. Целью является обоснование научных положений о договоре коммерческой концессии и предложения по улучшению законодательства. Вышеуказанная цель и предопределила постановку следующих задач:
- рассмотреть правовую природу договора коммерческой концессии и выделить его существенные признаки, позволяющие отграничивать исследуемый договор от иных гражданско-правовых договоров;
- исследовать проблематику основных условий договора коммерческой концессии;
- проанализировать проблемы формы и регистрации договора коммерческой концессии;
- рассмотреть субъектный состав и структуру договорных связей в обязательствах коммерческой концессии;
- проанализировать содержание обязательства коммерческой концессии;
- решить проблемные вопросы ответственности за нарушение обязательства коммерческой концессии;
- рассмотреть основания, порядок и правовые последствия прекращения обязательства коммерческой концессии;
- выявить пробелы законодательства, регулирующего отношения коммерческой концессии;
- разработать и представить теоретическое обоснование по дальнейшему совершенствованию законодательства, регулирующего отношения коммерческой концессии.
Методология исследования. Методологической основой настоящего исследования являются общенаучные методы познания, а также ряд частно-научных методов: исторического и сравнительного правоведения, формально-логический, комплексного исследования, системно-структурный и другие - в их разнообразном сочетании.
Теоретической основой диссертации явились труды ведущих отечественных ученых-правоведов дореволюционного, советского и современного этапов развития правовой науки: М.М. Агаркова, С.С. Алексеева, H.A. Баринова, М.И. Брагинского, A.B. Бенедиктова, В.В. Витрянского, В.П. Грибанова, О.С. Иоффе, А.Кабалкина, Ю.Х. Калмыкова, О.М. Козырь, М.И. Кулагина, A.JI. Маковского, В.В. Меркулова, Е.А. Павлодского, Б.И. Пугинского, В.К. Райхера,
Ю.В. Романца, О.Н. Садикова, Д.Н. Сафиуллина, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, В.А. Тархова, Ю.К. Толстого, В.А. Хохлова, С.А. Хохлова, З.И. Цыбуленко, Г.Ф. Шершеневича и других.
Эмпирической основой исследования послужила судебно-арбитражная практика по спорам, возникающим при заключении, исполнении и прекращении договора коммерческой концессии, опубликованная в печати и собранная автором лично.
Глава 1. Понятие, развитие законодательного регулирования и сфера применения договора коммерческой концессии в России и зарубежных странах
1.1. Понятие, значение и правовая природа договора коммерческой концессии
Процесс рыночных отношений между экономическими субъектами и функционирующими предприятиями на современном этапе объясняется присутствием определенных категорий и механизмов осуществления коммерческой деятельности, ложащихся в основу их управления. Изучая особенности функционирования рыночных механизмов, важным становится анализ аспектов, участвующих в процессе обеспечения прозрачности и рациональности осуществления деятельности, в том числе в экономической и в финансовой сфере.
Определение сущности отдельно взятых категорий, относится к первостепенному этапу изучения особенностей функционирования сферы отношений между общественными институтами. Ознакомимся с сущностью категории «коммерческая концессия» более подробно.
Процесс развития рыночной конкуренции на современном этапе ложится в основу изменения аспектов функционирования рынка, подтверждающих механизм осуществления производственных и хозяйственных операции между экономическими субъектами. В здоровой и рациональной рыночной конкуренции создаются предпосылки для развития аспектов осуществления бизнеса в разных отраслях хозяйствования. Основные предпосылки развития бизнеса представлены на рис.1.
Рисунок 1. Предпосылки развития бизнеса в присутствия рыночной конкуренции
В рамках развития рассматриваемого процесса весьма очевидным становится проявление предпосылок возможных форм общей интеграции, которые могут принимать как вертикальный и горизонтальный вид в зависимости от возможных целей проведения качественного взаимодействия со стороны экономических субъектов и агентов[1].
Проведение тесного сотрудничества, обмена профессиональным опытом, или проведение совместной производственной деятельности может осуществляться на общественных началах заинтересованных сторон, однако регламентация всего перечня действия, приводящих к качественной кооперации должно сводится к регламентации отношений именно в установленной юридической форме. Регулирование данной сферы отношений на современном этапе достигается, за счет заключения договора коммерческой концессии.
В рамках осуществления качественной кооперации в отечественной практике весьма большое распространение получили три основных формы взаимодействия, а именно:
- дистрибуция;
- франчайзинг;
- лицензирование.
Применение данных моделей в проводимой кооперации и интеграции имеет ряд определенных отличий, однако активно их используя, многие экономические агенты не принимают во внимание специфику их осуществления на практической основе.
Сама сложность при применении моделей заключается в том, что франчайзинг и дистрибуция не закреплены в отечественной законодательной практике с точки зрения понятийного определения. При выборе определенной модели проведения качественной кооперации происходит смешивание понятий, в результате чего, все рассматриваемые категории относятся к франчайзингу и искажаются с точки зрения своего практического применения.
Процесс определения сущности, понятия и правового регулирования отдельно взятой категории сводится к необходимости изучения понятий «коммерческая концессия» и «франчайзинг». В рамках заимствования из иностранных источников понятие франчайзинга дословно переводится как «право», а термин «концессия» дословно трактуется как уступки или внесение разрешения на осуществление какого – либо действия.
В рамках развития категории «коммерческая концессия» ранее она применялась в регулировании процессов частного и государственного партнерства, ориентированного на достижение целей развития общества и создания потенциала для регулирования сферы отношений между субъектами и институтами в более позднее время. Использование данного термина было связано с реализацией перспективных проектов в сфере развития промышленного производства, возможности привлечения инвестиционного капитала и управления процессами использования сырьевой сферы[2].
Отдельным ответвлением рассматриваемых категорий стало определение франшизы, которое в переводе с французского дословно означает «льгота». По своему совокупному значению термин «франшиза» и «франчайзинг» очень близки. Однако в научных изданиях и работах отечественных и зарубежных авторов, термин «франчайзинг» относится к сфере применения в регулировании рыночных отношений между субъектами, которые принимают именно концессионный вид. Термин «франшиза» же применяется для регулирования отношений между контрагентами в реализации системы тесного сотрудничества в сфере изменяющихся условий функционирования и развития рынка.
В рамках применения сферы управления данными категориями тесного сотрудничества становится весьма очевидным возможность и необходимость регулирования системы рыночных отношений между агентами путем внедрения критериев независимой оценки возможности их применения в функционировании отдельно взятых отраслей экономики.
Процесс применения категории «коммерческая концессия» в сфере общественных отношений сводится к позиции поиска унифицированной формы понятий, которая приводит к возможному и качественному механизму оценки тесного сотрудничества между агентами и компаниями в будущие периоды времени[3].
По мнению автора Матвеева И.В. «коммерческая концессия» это не отдельный вид осуществления коммерческой деятельности, а возможность реализации, создания и продвижения товаров, работ и услуг в неограниченном количестве. Касаемо именно отечественной практики трактовки понятия «коммерческая концессия», то все авторы пытаются дать поредение в наиболее полной смысловой форме.
По мнению автора Брагинского М.И., коммерческая концессия представляет по своей специфики форму осуществления деятельности, ориентированной на получение дохода, связанную с наличием системы взаимоотношений с другими участниками рынка, которые закреплены законодательно, путем предоставления одной стороной технологий производства, возможных каналов сбыта продукции, положений стратегии ведения бизнеса, основывающейся на рациональном использовании имеющихся в распоряжении организации производственных и реализационных ресурсов. Данное сотрудничество обуславливается возможностью развития определенных параметров рынка, налаживания сбыта и реализации товаров, работ и услуг в том количестве, которое приведет к получению достаточного уровня прибыли, необходимого для покрытия затрат и формирования резервного фонда на случаи негативных проявлений отдельно взятых факторов деятельности.
При соблюдении процесса предоставления рассматриваемых положений, сторона, предоставляющая в пользование другой стороне рассматриваемые факторы, обязуется проводить консультационную и информационную поддержку с целью максимизации финансового результата, то есть получения прибыли [4].
Приведенное понятие основывается на том, что коммерческая концессия напрямую связана с процессом осуществления деятельности со стороны экономических субъектов, которые заинтересованы к максимизации экономического эффекта ведения деятельности в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
По мнению автора Новосельцев О. В. понятие коммерческой концессии должно иметь более выраженный определенный характер, раскрывающийся как сущность данной категории, установленный правовой аспект, регулирующий ее применение на практической основе. Именно поэтому, процесс определения понятия» коммерческой концессии определяется более выраженными характеристиками. Коммерческая концессия – форма долгосрочного делового сотрудничества между экономическими субъектами, при котором одно хозяйствующее лицо, или предприятие предоставляет заинтересованной стороне осуществлять производственную или реализационную деятельность с помощью использования патентных технологий путем лицензирования, имеющее установленные сроки. В рамках соблюдения параметров коммерческой концессии также может быть разрешена возможность осуществления товарами и продукцией, которая имеет отличительные знаки. С точки зрения правового поля и регулирования, договор коммерческой концессии имеет установленные сроки и порядок осуществления на практической основе.
С точки практического применения процесс коммерческой концессии может выступать в форме договорных отношений между хозяйствующими предприятиями, подразумевающие использование товарных знаков, которые лицензированы, и используются более крупным исполнителем, функционирующим предприятием с целью получения определенной финансовой выгоды. Использование персонального товарного знака или марки может приводить к росту объемов сбыта продукции мелких компаний, которые ориентированы на достижении условий рыночного равновесия, увеличения параметров массового сбыта с целью получения определенного уровня прибыли, прежде всего, в краткосрочной перспективе[5].