ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
1.1 Характеристика нарушений речи и их причины
1.2 Классификация врожденных пороков развития лица, при которых нарушается речь
1.3 Классификация дыхательных гимнастик
Глава 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ У ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ
2.1. Цель и задачи исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Организация исследования
Глава 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования определяется необходимостью с самого раннего возраста приучать детей к систематическим занятиям физической культурой, здоровому образу жизни. Дошкольное время один из значительных периодов в жизни ребенка в формировании физического здоровья и навыков, обеспечивающих его улучшение, укрепление и сохранение в будущем.
В течение последних лет наблюдается ухудшение здоровья детей, снижение уровня их физического развития, нервно - психического и физических состояний. На этом фоне возникла стойкая тенденция увеличения количества детей, имеющих всевозможные речевые нарушения (Журн. Адаптивная физическая культура. 2018, №3.С. 45). К категории лиц с ограниченными возможностями здоровья относятся и лица с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи (ОНР)).
За последние 10 лет число диагнозов «общее недоразвитие речи» приблизилось к 70% процентам. По данным литературы эти дети характеризуются нарушениями в двигательной сфере. Средства адаптивной физической культуры способствуют преодолению этих нарушений.
Еще в 1930 - е годы Л.С. Выготский свидетельствовал о огромной роли устной речи в развитии и воспитании аномальных детей, ведь речь является средством накопления социального опыта и участия в социальной жизни. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально - волевой сферы детей.
Многие психологи отмечают недостаточную устойчивость внимания, тенденцию к снижению психологической работоспособности, низкий уровень мнемической функции, в особенности вербальной памяти (Сб.статейконф. XV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы физической культуры и спорта». 2018. С. 321).
Дети с речевой патологией часто забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Им тяжело перейти с одного вида деятельности на другой, путают где право, где лево.
К сожалению, нужно отметить, что в современных общеобразовательных программах недостаточно разработана методика совместной работы инструктора по физической культуре и учителя логопеда, направленная на развитие физических качеств и речи дошкольного возраста Поэтому, инструктору по физической культуре надо не только понимание общих подходов физического воспитания детей с нарушениями речи. А также знание отдельных методик работы с ними, чёткое представление о технологии изменения содержания физического воспитания, в соответствии с особенностями их двигательного и психического развития, определённых, как основным дефектом, так и сопутствующими нарушениями. Значение двигательной активности очень велико для развития и формирования биологической основы, на которой в дальнейшем возникает всё богатство нормальных поведенческих реакций человека.
Двигательная активность в дошкольном возрасте является главным фактором функциональной активизации обменных процессов в организме ребёнка. Причём после каждой очередной физической нагрузки происходит не просто возобновление затраченной организмом энергии в связи с его деятельностью, а избыточное восстановление, то есть фаза суперкомпенсации.
Вследствие этого роль физического воспитания в современном дошкольном образовании становится всё более значимой и актуальной, так как гармоничное развитие ребёнка невозможно без комплексного подхода к формированию основ его здорового образа жизни.
Вопросом коррекции и устранения недостатков ОНР детей с общим недоразвитием речи занимались Т.В. Туманова, Н.В. Клюева, Т.Б. Филичева, Т.А. Репина и др.
Гипотеза - предполагается, что занятия физической культурой окажут положительное влияние на дошкольников 5-7 лет с нарушениями речи.
Объект исследования - занятия физической культурой в режиме дня дошкольников 5-7 лет с нарушениями речи.
Предмет - коррекция нарушений речи у детей 5-7 лет средствами дыхательной гимнастики
Цель курсовой работы- подобрать эффективные средства физической культуры для дошкольников 5-7 лет имеющих нарушения речи.
Для реализации цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- Изучить теоретические основы реабилитации лиц с нарушением речи.
- Выполнить анализ использования дыхательной гимнастики у детей с ринолалией.
- Выявить мероприятия по повышению эффективности реабилитации лиц с нарушением речи.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, опрос, анкетирование.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, теоретической части, аналитической части, рекомендательной, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы реабилитации лиц с нарушением речи
1.1 Характеристика нарушений речи и их причины
Речевое нарушение — комплексное значение, означающее несоответствие речевой норме, которое полностью или частично препятствует речевому общению, и способствует ограничению адаптации индивида в социуме [11, c. 12].
В настоящее время в логопедии выделяют две классификации речевых нарушений:
- клинико-педагогическая;
- психолого-педагогическая.
Благодаря этим классификациям можно определить вид речевого нарушения и с помощью этого выбрать средства коррекции. Основой клинико-педагогической классификации является психолого-лингвистические критерии, которые подразделяют нарушения речи на две группы, в зависимости от того какой вид речи нарушен: устная или письменная. Психолого-педагогическая классификация выявляет речевую симптоматику на основе психолого-лингвистических критериев.
Симптомологический уровень анализа речевых нарушений характеризует внешние симптомы недоразвития речи у детей, позволяет определить поврежденные компоненты речевой системы.
Благодаря данным о состоянии сформированности структурных компонентов речи, можно направить ребенка в соответствующие группы детского дошкольного учреждения или школы [10, с. 17].
Клинико-педагогическая классификация делит речевые нарушения на:
- нарушение устной речи;
- расстройства фонационного оформления высказывания;
- дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата;
- брадилалия – патологически замедленный темп речи;
- тахилалия – патологически ускоренный темп речи;
- заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи;
- дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;
- ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения;
- дизартрия – нарушение произносительной стороны речи;
Нарушения структурно-семантического оформления высказывания:
- алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга;
- афазия – полная или частичная утрата речи.
Нарушение письменной речи:
- дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения;
- дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью психических функций, которые участвуют в реализации и контроле письменной речи. Данное нарушение проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения [8].
При дисграфии проявляется несформированность психических процессов (восприятия, памяти, мышления), также повреждены эмоционально-волевая сфера, несформированы оптико-пространственные представления, фонематические процессы, слоговой анализ и синтез, лексико-грамматическая сторона речи[3,c.65].
При возникновение письменного высказывания наш мозг выполняет специальные операции: замысел и внутреннее программирование, лексико-грамматическое структурирование, деление предложения на слова, фонематический анализ, соотнесение фонемы с графемой, моторная реализация письма под зрительным и кинестетическим контролем [28, с. 148].
Дисграфию характеризуют типичные и повторяющиеся ошибки на письме стойкого характера, которые не связанны с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки проявляются смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж); искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов); нарушением слитности и раздельности написания слов; грамматикой на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении) [25].
Также, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. На письме заметны колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот.
Психолого-педагогическая классификация:
- Нарушение средств общения:
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
- Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Нарушения в применении средств общения:
- Заикание – рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.
- Речевые нарушения могут возникать по разным причинам, но бывают случаи, когда одна причина вызывает различные нарушения речи. Примером может служить косноязычие [14, с.30].
Возникает оно по причине плохой работы периферического речевого аппарата, но и органические нарушения центрального или периферического речевого аппарата так, же могут являться причиной данного нарушения.
Классификация речевых нарушений по причине возникновения:
- Органические –возникают в результате серьезных нарушений строения анатомо-физиологической структуры периферических или центральных участков речевых механизмов.
- Функциональные – нарушается лишь функция речевых механизмов при сохранности их нормальной анатомо-физиологической структуры.