Проблема возможного управления человеком своими эмоциями и связи этого процесса с состоянием здоровья человека начали волновать философов уже в эпоху Античности и Нового Времени. Однако только в конце ХIХ – начале ХХ века начинают разрабатываться теории эмоций, первыми из которых стали физиологические, эволюционные и бихевиористские модели. В них подходы к решению проблемы эмоциональной регуляции (ЭР) базировались преимущественно на идее возможности учения человека различным реакциям на уровне эмоций через новые стимулы по механизму образования условных связей и изменения его эмоциональных реакций путем трансформации неконструктивных связей между стимулами и реакциями.
Исследования тематики регуляции эмоций в рамках когнитивного подхода, берущие свое начало в работах Р. Лазаруса по проблеме стресса, когнитивной оценке угрозы и совладающего поведения, а также исследования ЭР в рамках когнитивно-ориентированных моделей психотерапии, начиная с работ А. Бека и А. Эллиса, являются продуктивной линией в развитии данной проблематики. Сегодня именно этот подход представлен работами, в которых проблема эмоциональной регуляции начинает обозначаться как самостоятельное направление исследований [2].
Анализ разнообразных исследований по описанной проблеме последних лет позволяет заключить, что подавляющее большинство их представляет эмоциональную регуляцию как совокупность осознаваемых и неосознаваемых психических процессов, усиливающих, ослабляющих, модифицирующих, перенаправляющих либо удерживающих на одном уровне качество и интенсивность эмоциональных реакций и эмоциональных состояний человека для того, чтобы позволить ему адаптивно функционировать в эмоционально значимых ситуациях.
Bridges, Margie, and Zaff считают, что регулирование эмоций является группой процессов, которые человек может использовать, чтобы вызвать положительную или отрицательную эмоцию, удерживать эмоцию, контролировать или изменять ее, и они различают переживание эмоций и то, как эмоции может демонстрироваться.
Cicchetti и соавторы обращают внимание на роль регуляции в адаптации индивидуума: эмоциональное регулирование – это «внутренние и внешние факторы, посредством которых эмоциональное возбуждение перенаправляется, контролируется, изменяется и модифицируется, чтобы индивидуум мог адаптироваться в эмоционально возбуждающих ситуациях». Они подчеркивают роль регуляции эмоций в поддержании внутреннего возбуждения «в пределах управляемого, оптимизирующего деятельность диапазона».
Об этом же пишут Panfile и Laible, которые рассматривают эмоциональную регуляцию как способность человека реагировать на требования окружающей среды с помощью ряда эмоций (как положительных, так и отрицательных) контролируемым образом.
Таким образом, авторами подчеркивается не ограничение эмоциональной регуляции только контролем или подавлением эмоций, но включает осознание и оценку своего эмоционального опыта, его изменение, целенаправленность, преднамеренность и направленность на адаптацию.
Так, как уже было сказано термин «эмоциональная регуляция» может обозначать два типа регуляторных явлений: эмоции как регулирующие и эмоции, как регулируемые. Эмоция как регулируемая относится к изменениям активированной эмоции. К ним относятся изменения валентности эмоций, интенсивности или времени и могут возникать у индивидуума (например, снижая стресс с помощью самоуспокоения) или между людьми (например, ребенок делает несчастную родительскую улыбку) [5].
Развивая эти идеи с позиций системного подхода, М.А. Падун предлагает рассматривать эмоциональную регуляцию в качестве системного процесса [4].
Анализ работ, опубликованных в нашей стране и за рубежом, позволяет заключить, что в их числе фактически не представлены исследования, целенаправленно ориентированные на изучение системы эмоциональной регуляции в норме и патологии с выделением ее уровней и/или компонентов, а также механизмов в их системном взаимодействии. Несмотря на богатство накопленного феноменологического материала и указания целого ряда авторов на необходимость поиска психологических механизмов эмоциональной регуляции (Асмолов, 2016; Соколова, 2016; Падун, 2016; Зинченко, Первичко,2016; Gross,2016 и др.).
Актуальность исследования психологического здоровья в подростковом возрасте определяется наличием целого ряда факторов, присущих как образовательной среде, так и самому возрастному периоду, которые неизбежно оказывают влияние на физическое и психическое состояние подростков. Развитие эмоциональной сферы в этом возрасте характеризуется трудностями регуляции, которые проявляются в повышенной возбудимости, лабильности, противоречивости эмоций. Особый эмоциональный статус подростков делает актуальным изучение факторов, связанных с процессом развития аффективной сферы. Актуальность исследования обусловлена необходимостью в совершенствовании содержания, форм и методов работы с социально-дезадаптированными подростками по коррекции эмоциональной регуляции. Посредством психолого-педагогической программы появляется возможность коррекции нарушений эмоциональной регуляции.
Цель научно-практической работы: характеристика особенностей психологической коррекции нарушений эмоциональной регуляции у социально-дезадаптированных подростков.
Задачи научно-практической работы:
- Характеристика особенностей эмоциональной регуляции у подростков с трудностями социальной адаптации,
- Характеристика методологии психологической коррекции нарушений эмоциональной регуляции у социально-дезадаптированных подростков,
- Исследование уровня эмоциональной регуляции у социально-дезадаптированных подростков.
Объект исследования: подростки с трудностями социальной адаптации.
Предмет исследования: психологическая коррекция эмоциональной регуляции у социально-дезадаптированных подростков.
Гипотеза исследования: мы считаем, что в подростковом возрасте эмоциональную регуляцию можно изменить, при разработке и реализации психолого-педагогической программы.
Методы исследования. Для решения поставленной выше цели, в ходе написания работы, был использован комплекс методов: теоретический анализ литературы, анализ документации, эксперимент, количественные и качественные методы обработки данных.
Для проведения исследовательской части работы, были использованы следующие методики: Опросник временной перспективы. Ф. Зимбардо (ZTPI), Опросник на когнитивную регуляция эмоций. О.Л. Писарева, А. Гриценко, Методика оценки эмоционального интеллекта (ЭмИн, Люсин, 2009), Опросник эмоциональной саморегуляции. Польская Н.А., Разваляева А.Ю.), Анкета «Риск девиантной социализации подростка» Польская Н.
Эмпирическая база исследования: СПб ГБУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям Невского района Санкт-Петербурга», отделение «Социальная гостиница для несовершеннолетних». В эксперименте принимало участие 11 подростков, в возрасте от 13 до 17 лет.
Структура исследования. Данная научно-практическая работа состоит из введения, двух основных глав и параграфов к ним, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ-РЕГУЛЯЦИИ У СОЦИАЛЬНО-ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ
1.1 Психологическая характеристика особенностей эмоциональной сферы и ее регуляции
В исследованиях O. Gruber, T. Goshke (2016) указывается, что механизмом произвольного действия является когнитивный контроль, который обладает одновременно гибкостью и стабильностью. Это выражается в наличии вариативности реакций на один и тот же стимул, но в тоже время в способности удерживать поставленные цели. В результате экспериментальных исследований было выявлено, что оптимальный баланс между двумя противоположными функциями когнитивного контроля может быть установлен с помощью влияния эмоциональных состояний. Негативные эмоции усиливают в контроле функцию стабильности, а позитивные способствуют нарастанию переключаемости. Таким образом, изучение деятельности индивида должно идти не только в направлении когнитивного и мотивационного аспекта, а в первую очередь затрагивать эмоциональную составляющую [22].
Исходя из признания значительного влияния эмоциональной саморегуляции и культурно опосредованного характера развития эмоций (Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, О.С. Никольская и др.), стоит отметить особенности дифференциации эмоций в онтогенезе. Х. Вернер описал дифференциацию эмоций, начиная с психического синкретизма (слитности восприятия, мышления, эмоций и моторных проявлений) раннего периода развития [20].
Характерно, что при описании многообразия проявлений эмоциональной сферы и Рубинштейн ничего не говорит об аффектах, помимо этого о настроении, и страсти, выделяет отдельно от трех уровней эмоционального реагирования, отмечая лишь видовую родственность [11].
Первый — это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Он связан с физическими чувствованиями удовольствия - неудовольствия, которые обусловлены органическими потребностями. Они могут быть, по Рубинштейну, как специализированными, местного характера, отражая в качестве эмоциональной окраски или тона отдельное ощущение, так и более общего, разлитого характера, отражая более или менее общее самочувствие человека, не связанное в сознании с конкретным предметом (беспредметные тоска, тревога или радость).
Второй, более высокий уровень эмоциональных проявлений, по Рубинштейну, составляют предметные чувства (эмоции). На смену беспредметной тревоги приходит страх перед чем-нибудь. Человек осознает причину эмоционального переживания. Опредмеченность чувств находит свое высшее выражение в том, что сами чувства дифференцируются, в зависимости от предметной сферы, к которой относятся, на интеллектуальные, эстетические и моральные. С этим уровнем связано восхищение одним предметом и отвращение к другому, любовь или ненависть к определенному лицу, возмущение каким-либо человеком или событием и т. п.
Третий уровень связан с более обобщенными чувствами, аналогичными по уровню обобщенности отвлеченному мышлению. Это чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т. п. Они тоже могут иногда выступать как более или менее частные состояния, приуроченные к определенному случаю, однако чаще всего они выражают общие устойчивые мировоззренческие установки личности. Рубинштейн называет их мировоззренческими чувствами.
Авторы подчеркивают, что термин «регулирование эмоций» должен быть ограничен понятием эмоций как регулируемым, широко определенным [5].
Стоит отметить, что выделяются следующие типы эмоций:
- Контроль эмоций и регулирование эмоций;
- Антецедентное и реальное регулирование эмоций;
- Регуляцию, которая идет от субъектов, внешних по отношению к ребенку, и регуляции, которая инициируется и/или в основном выполняется ребенком;
- Ненамеренное поведение, и поведение, связанное с регулированием, на основе целей;
- Произвольную регуляцию, по сравнению с другим поведением, которое менее произвольно контролируется.
Далее необходимо рассмотреть каждый тип более подробно.
Контроль можно определить как торможение или ограничение, и предполагается, что оно линейно возрастает от низкого до высокого ограничения. Контроль является частью регулирования, когда он является произвольным, но регулирование включает в себя нечто большее, чем произвольное торможение – например, оно включает в себя способности активировать поведение и перенести внимание, а также планирование. Адаптивное регулирование включает в себя оптимальное количество контроля, а также способность инициировать действия по мере необходимости. Т. е. регулирование является адаптивным, тогда как контроль может быть адаптивным или дезадаптивным, в зависимости от его гибкости и возможности произвольного управления им.
Рассматривая отношения между регулированием эмоций и мерами социализации (а также другими конструкциями), важно учитывать степень, в которой контроль или регулирование является произвольным. Произвольный контроль в значительной степени совпадает с концепцией усиленного контроля Ротбарта, определяемой как «способность подавлять доминантный ответ для выполнения субдоминантного» .