Курсовая работа|Социальная работа

Особенности психологической коррекции нарушений эмоциональной регуляции у социально-дезадаптированных подростков

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 34

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ-РЕГУЛЯЦИИ У СОЦИАЛЬНО-ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ

1.1 Психологическая характеристика особенностей эмоциональной сферы и ее регуляции

1.2 Особенности эмоциональной регуляции в подростковом возрасте

1.3 Роль нарушений эмоциональной регуляции в структуре социальной адаптации подростка

1.4 Методы и формы психологической коррекции нарушений эмоциональной регуляции у социально-дезадаптированных подростков

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Проблема возможного управ­ления человеком своими эмо­циями и связи этого процесса с состоянием здоровья человека начали волновать философов уже в эпоху Ан­тичности и Нового Времени. Однако только в конце ХIХ – на­чале ХХ века начинают разрабатывать­ся теории эмоций, первыми из которых стали физиологические, эволюционные и бихевиористские модели. В них под­ходы к решению проблемы эмоциональной регуляции (ЭР) базировались преимуще­ственно на идее возможности учения человека различным ре­акциям на уровне эмоций через новые стимулы по механизму образования условных связей и измене­ния его эмоциональных реакций путем трансформации неконструктивных свя­зей между стимулами и реакциями.

Исследования тематики регуляции эмоций в рамках когнитивного подхода, берущие свое начало в работах Р. Лаза­руса по проблеме стресса, когнитивной оценке угрозы и совладающего поведе­ния, а также исследования ЭР в рамках когнитивно-ориентированных моделей психотерапии, начиная с работ А. Бека и А. Эллиса, являются продуктивной ли­нией в развитии данной проблемати­ки. Сегодня именно этот подход пред­ставлен работами, в которых проблема эмоциональной регуляции начинает обозначаться как самосто­ятельное направление исследований [2].

Анализ разнообразных исследований по описанной проблеме последних лет позволяет заключить, что по­давляющее большинство их представля­ет эмоциональную регуляцию как совокупность осознаваемых и неосознаваемых психи­ческих процессов, усиливающих, осла­бляющих, модифицирующих, перена­правляющих либо удерживающих на одном уровне качество и интенсивность эмоциональных реакций и эмоциональ­ных состояний человека для того, чтобы позволить ему адаптивно функциониро­вать в эмоционально значимых ситуаци­ях.

Bridges, Margie, and Zaff  считают, что регулирование эмоций является группой процессов, которые человек может использовать, чтобы вызвать положительную или отрицательную эмоцию, удерживать эмоцию, контролировать или изменять ее, и они различают переживание эмоций и то, как эмоции может демонстрироваться.

Cicchetti и соавторы обращают внимание на роль регуляции в адаптации индивидуума: эмоциональное регулирование – это «внутренние и внешние факторы, посредством которых эмоциональное возбуждение перенаправляется, контролируется, изменяется и модифицируется, чтобы индивидуум мог адаптироваться в эмоционально возбуждающих ситуациях». Они подчеркивают роль регуляции эмоций в поддержании внутреннего возбуждения «в пределах управляемого, оптимизирующего деятельность диапазона».

Об этом же пишут Panfile и Laible, которые рассматривают эмоциональную регуляцию как способность человека реагировать на требования окружающей среды с помощью ряда эмоций (как положительных, так и отрицательных) контролируемым образом.

Таким образом, авторами подчеркивается не ограничение эмоциональной регуляции только контролем или подавлением эмоций, но включает осознание и оценку своего эмоционального опыта, его изменение, целенаправленность, преднамеренность и направленность на адаптацию.

Так, как уже было сказано термин «эмоциональная регуляция» может обозначать два типа регуляторных явлений: эмоции как регулирующие и эмоции, как регулируемые. Эмоция как регулируемая относится к изменениям активированной эмоции. К ним относятся изменения валентности эмоций, интенсивности или времени и могут возникать у индивидуума (например, снижая стресс с помощью самоуспокоения) или между людьми (например, ребенок делает несчастную родительскую улыбку) [5].

Развивая эти идеи с позиций системного подхода, М.А. Падун предла­гает рассматривать эмоциональную регуляцию в качестве систем­ного процесса [4].

Анализ работ, опубликованных в нашей стране и за рубежом, позволяет заклю­чить, что в их числе фактически не пред­ставлены исследования, целенаправленно ориентированные на изучение системы эмоциональной регуляции в норме и патологии с выделением ее уровней и/или компонен­тов, а также механизмов в их системном взаимодействии. Несмотря на богатство накопленного феноменологического ма­териала и указания целого ряда авторов на необходимость поиска психологиче­ских механизмов эмоциональной регуляции (Асмо­лов, 2016; Соколова, 2016; Падун, 2016; Зинченко, Первичко,2016; Gross,2016 и др.).

Актуальность исследования психологического здоровья в подростковом возрасте определяется наличием целого ряда факторов, присущих как образовательной среде, так и самому возрастному периоду, которые неизбежно оказывают влияние на физическое и психическое состояние подростков. Развитие эмоциональной сферы в этом возрасте характеризуется трудностями регуляции, которые проявляются в повышенной возбудимости, лабильности, противоречивости эмоций. Особый эмоциональный статус подростков делает актуальным изучение факторов, связанных с процессом развития аффективной сферы. Актуальность исследования обусловлена необходимостью в совершенствовании содержания, форм и методов работы с социально-дезадаптированными подростками по коррекции эмоциональной регуляции. Посредством психолого-педагогической программы появляется возможность коррекции нарушений эмоциональной регуляции.

Цель научно-практической работы: характеристика особенностей психологической коррекции нарушений эмоциональной регуляции у социально-дезадаптированных подростков.

Задачи научно-практической работы:

  1. Характеристика особенностей эмоциональной регуляции у подростков с трудностями социальной адаптации,
  2. Характеристика методологии психологической коррекции нарушений эмоциональной регуляции у социально-дезадаптированных подростков,
  3. Исследование уровня эмоциональной регуляции у социально-дезадаптированных подростков.

Объект исследования: подростки с трудностями социальной адаптации.

Предмет исследования: психологическая коррекция эмоциональной регуляции у социально-дезадаптированных подростков.

Гипотеза исследования: мы считаем, что в подростковом возрасте эмоциональную регуляцию можно изменить, при разработке и реализации психолого-педагогической программы.

Методы исследования. Для решения поставленной выше цели, в ходе написания работы, был использован комплекс методов: теоретический анализ литературы, анализ документации, эксперимент, количественные и качественные методы обработки данных.

Для проведения исследовательской части работы, были использованы следующие методики:  Опросник временной перспективы. Ф. Зимбардо (ZTPI), Опросник на когнитивную регуляция эмоций. О.Л. Писарева, А. Гриценко, Методика оценки эмоционального интеллекта (ЭмИн, Люсин, 2009), Опросник эмоциональной саморегуляции. Польская Н.А., Разваляева А.Ю.), Анкета «Риск девиантной социализации подростка» Польская Н.

Эмпирическая база исследования: СПб ГБУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям Невского района Санкт-Петербурга», отделение «Социальная гостиница для несовершеннолетних». В эксперименте принимало участие 11 подростков, в возрасте от 13 до 17 лет.

Структура исследования. Данная научно-практическая работа состоит из введения, двух основных глав и параграфов к ним, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

ГЛАВА 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ-РЕГУЛЯЦИИ У СОЦИАЛЬНО-ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ

1.1 Психологическая характеристика особенностей эмоциональной сферы и ее регуляции

В исследованиях O. Gruber, T. Goshke (2016) указывается, что механизмом произвольного действия является когнитивный контроль, который обладает одновременно гибкостью и стабильностью. Это выражается в наличии вариативности реакций на один и тот же стимул, но в тоже время в способности удерживать поставленные цели. В результате экспериментальных исследований было выявлено, что оптимальный баланс между двумя противоположными функциями когнитивного контроля может быть установлен с помощью влияния эмоциональных состояний. Негативные эмоции усиливают в контроле функцию стабильности, а позитивные способствуют нарастанию переключаемости. Таким образом, изучение деятельности индивида должно идти не только в направлении когнитивного и мотивационного аспекта, а в первую очередь затрагивать эмоциональную составляющую [22].

Исходя из признания значительного влияния эмоциональной саморегуляции и культурно опосредованного характера развития эмоций (Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, О.С. Никольская и др.), стоит отметить особенности дифференциации эмоций в онтогенезе. Х. Вернер описал дифференциацию эмоций, начиная с психического синкретизма (слитности восприятия, мышления, эмоций и моторных проявлений) раннего периода развития  [20].

Характерно, что при описании многообразия проявлений эмоциональной сферы и Рубинштейн ничего не говорит об аффектах, помимо этого о настроении, и страсти, выделяет отдельно от трех уровней эмоционального реагирования, отмечая лишь видовую родственность [11].

Первый — это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Он связан с физическими чувствованиями удовольствия - неудовольствия, которые обусловлены органическими потребностями. Они могут быть, по Рубинштейну, как специализированными, местного характера, отражая в качестве эмоциональной окраски или тона отдельное ощущение, так и более общего, разлитого характера, отражая более или менее общее самочувствие человека, не связанное в сознании с конкретным предметом (беспредметные тоска, тревога или радость).

Второй, более высокий уровень эмоциональных проявлений, по Рубинштейну, составляют предметные чувства (эмоции). На смену беспредметной тревоги приходит страх перед чем-нибудь. Человек осознает причину эмоционального переживания. Опредмеченность чувств находит свое высшее выражение в том, что сами чувства дифференцируются, в зависимости от предметной сферы, к которой относятся, на интеллектуальные, эстетические и моральные. С этим уровнем связано восхищение одним предметом и отвращение к другому, любовь или ненависть к определенному лицу, возмущение каким-либо человеком или событием и т. п.

Третий уровень связан с более обобщенными чувствами, аналогичными по уровню обобщенности отвлеченному мышлению. Это чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т. п. Они тоже могут иногда выступать как более или менее частные состояния, приуроченные к определенному случаю, однако чаще всего они выражают общие устойчивые мировоззренческие установки личности. Рубинштейн называет их мировоззренческими чувствами.

Авторы подчеркивают, что термин «регулирование эмоций» должен быть ограничен понятием эмоций как регулируемым, широко определенным [5].

Стоит отметить, что выделяются следующие типы эмоций:

  1. Контроль эмоций и регулирование эмоций;
  2. Антецедентное и реальное регулирование эмоций;
  3. Регуляцию, которая идет от субъектов, внешних по отношению к ребенку, и регуляции, которая инициируется и/или в основном выполняется ребенком;
  4. Ненамеренное поведение, и поведение, связанное с регулированием, на основе целей;
  5. Произвольную регуляцию, по сравнению с другим поведением, которое менее произвольно контролируется.

Далее необходимо рассмотреть каждый тип более подробно.

Контроль можно определить как торможение или ограничение, и предполагается, что оно линейно возрастает от низкого до высокого ограничения. Контроль является частью регулирования, когда он является произвольным, но регулирование включает в себя нечто большее, чем произвольное торможение – например, оно включает в себя способности активировать поведение и перенести внимание, а также планирование. Адаптивное регулирование включает в себя оптимальное количество контроля, а также способность инициировать действия по мере необходимости. Т. е. регулирование является адаптивным, тогда как контроль может быть адаптивным или дезадаптивным, в зависимости от его гибкости и возможности произвольного управления им.

Рассматривая отношения между регулированием эмоций и мерами социализации (а также другими конструкциями), важно учитывать степень, в которой контроль или регулирование является произвольным. Произвольный контроль в значительной степени совпадает с концепцией усиленного контроля Ротбарта, определяемой как «способность подавлять доминантный ответ для выполнения субдоминантного» .

  1. Garnefski, N. and Kraaij, V. (2018). Specificity of relations between adolescents’ cognitive emotion regulation strategies and symptoms of depression and anxiety. Cognition and Emotion. Vol. 32, no. 7, pp. 1401–1408. DOI: https://doi.org/10.1080/02699931.2016.1232698
  2. García-Sancho E., Salguero J.M., Fernández-Berrocal P. Ability emotional intelligence and its relation to aggression across time and age groups. Scand. J. Psychol. 2017; № 58: 43 – 51.
  3. Gross, J.J. (2016) Emotion Regulation: Current Status and Future Prospects. Psychological Inquiry. 26, 1–26
  4. Del Rey R., Mora-Merchán J.A., Casas J.A., Ortega-Ruiz R. Elipe P. «Asegúrate» Program: effects on cyber-aggression and its risk factors [Programa «Asegúrate»: efectos en ciberagresión y sus factores de riesgo]. Comunicar. 2018; № 26: 39 – 48.
  5. Sara F. Waters & Ross A. Thompson (2016) Children’s perceptions of emotion regulation strategy effectiveness: links with attachment security, attachment & human development, 18:4, 354-372, DOI: 1080/14616734.2016.1170051
  6. Silvers J.A., Insel C., Powers A., Franz P., Helion C., Martin R. The transition from childhood to adolescence is marked by a general decrease in amygdala reactivity and an affectspecific ventral-to-dorsal shift in medial prefrontal recruitment. Dev. Cogn. Neurosci. 2017; № 25: 128 – 137.
  7. World health statistics 2016: monitoring health for the SDGs, sustainable development goals. World Health Organization: WHO Press, 2016
  8. Авдулова, Т.П. Психология подросткового возраста: Учебное пособие / Т.П. Авдулова. - М.: Academia, 2015. - 288 c.
  9. Авдулова, Т.П. Психология подроскового возраста: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.П. Авдулова. - М.: ИЦ Академия, 2016. - 240 c.
  10. Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования : электрон. науч. журн. – 2016. – Т. 8. – № 40. – Электронный документ. – Режим доступа : http://psystudy.ru (дата обращения: 11.11.2015).
  11. Бенгина Е.А., Гришаева С.А. Кибербуллинг как новая форма угрозы психологическому здоровью личности подростка. Вестник ГУУ.2018; № 2: 153 – 157.
  12. Власова Н.В. Особенности регуляции эмоций в подростковом возрасте (на примере воспитанников кадетской школы-интерната) Психологическая наука и образованиеru («Психолого-педагогические исследования») 2017. Том 9. № 2. С. 70–83.
  13. Волков, Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логичексие схемы: Учебное пособие / Б.С. Волков. - М.: ВЛАДОС, 2016. - 511 c.
  14. Волков, Б.С. Психология подросткового возраста (для бакалавров) / Б.С. Волков. - М.: КноРус, 2018. - 176 c.
  15. Ворсина О. П., Колмакова Н. Б. Особенности мотивации и содержания суицидального поведения несовершеннолетних, совершивших завершенные суициды // Общественное психическое здоровье: настоящее и будущее : сб. материалов VI Нац. конгр. Посоц. психиатрии и наркологии. Уфа, 18–20 мая 2016 г. М. : ФМИЦПН им. В. П. Сербского Минздрава России, 2016. С. 87–88.
  16. Евсеенкова Е.В., К.Н.Белогай, Ю.В.Борисенко Развитие эмоциональной саморегуляции подростков средствами арт-терапии в контексте профилактики суицидального поведения. – М.: Наука, 2017. – 352 с.
  17. Захарова, И. Ю. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы / И.Ю. Захарова. - М.: Теревинф, 2016. - 179 c.
  18. Зинченко Ю.П., Первичко Е.И. Клинико-психологическое исследование регуляции эмоций: культурно-деятельностный подход // Вопросы психологии. – 2016.
  19. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. Академия, 2016.
  20. Кисова В.В. Проблема регуляции поведения и деятельности в зарубежной психологии // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-regulyatsii-povedeniya-i-deyatelnosti-v-zarubezhnoy-psihologii (дата обращения: 25.09.2020).
  21. Ковалец, И.В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющие отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере / И.В. Ковалец. – М.: ВЛАДОС, 2016, - с. 128.
  22. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /В.В.Лебединский, О.С. Никольская. –М.: МГУ, 1990. – с. 87.
  23. Макарова Е.А., Макарова Е.Л., Махрина Е.А. Психологические особенности кибербуллинга как формы интернет-преступления. Российский психологический журнал.2016; № 3: 293 – 311.2016; № 3:293 – 311.
  24. Мирошниченко А.А., Мерзлякова Д.Р. Региональная стратегия сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательных отношений // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9, № 1. С. 44–53. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090105
  25. Мищенко, Л.В. Интегративная психология пологендерного развития индивидуальности человека (том 2. период подросткового и раннего юношеского возраста) / Л.В. Мищенко. - М.: КноРус, 2018. - 496 c.
  26. Молчанов, С.В. Психология подросткового и юношеского возраста: Учебник для академического бакалавриата / С.В. Молчанов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 351 c.
  27. Падун М.А. Регуляция эмоций и ее нарушения // Психологические исследования : электрон. науч. журн. – 2016. – т. 8. – № 39. – электронный документ. – режим доступа : http://psystudy.ru (дата обращения: 20.09.2020).
  28. Первичко Е.И.Культурно-деятельностный подход к проблеме регуляции эмоций: теоретическое обоснование и эмпирическая верификация концептуальной модели // Национальный психологический журнал. 2016. №2 (22). url: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-deyatelnostnyy-podhod-k-probleme-regulyatsii-emotsiy-teoreticheskoe-obosnovanie-i-empiricheskaya-verifikatsiya (дата обращения: 21.09.2020).
  29. Посохова Светлана Тимофеевна, Изотова Маргарита Хаджумаровна Эмоциональная регуляция межличностного взаимодействия подростков // Медицина: теория и практика. 2019. №S. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnaya-regulyatsiya-mezhlichnostnogo-vzaimodeystviya-podrostkov (дата обращения: 25.09.2020).
  30. Райс, Ф. Психология подросткового возраста / Ф. Райс, К. Долджин. - СПб.: Питер, 2018. - 380 c.
  31. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин; Пер. с англ. В. Квиткевич, Ю. Мирончик.. - СПб.: Питер, 2016. - 816 c.
  32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2019.720с
  33. Савенышева С.С. Эмоциональная саморегуляция: подходы к определению в зарубежной психологии // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/09PSMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
  34. Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь, Проспект, 2019
  35. Сергиенко Е.А. Психологическое здоровье: субъективные факторы // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2017. № 4(10). C. 98–117. DOI: https://doi.org/ 10.28995/2073-6398-2017-4-98-117
  36. Соколова Е.Т. Клиническая психология утраты Я. – Москва, 2016
  37. Уланова А.Ю. Когнитивная регуляция эмоций и отношение к здоровью в подростковом возрасте // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnaya-regulyatsiya-emotsiy-i-otnoshenie-k-zdorovyu-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 25.09.2020).
  38. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов [Текст] / И.А. Фурманов. – М. : Владос. – 2016. – 80 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социальная работа
2015 год 27 стр.
Курсовая Технология социальной работы с пожилыми людьми
diplomstud
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 26 стр.
Курсовая Детская беспризорность как социально-педагогическая проблема
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 29 стр.
Курсовая Работа социального педагога с семьями «группы риска»
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2017 год 39 стр.
Курсовая Социальная профилактика отклоняющегося поведения детей
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское