Актуальность исследования Младший школьный возраст представляет собой один из важнейших этапов онтогенеза личности Начало регулярного школьного обучения обусловливает серьезные физические и психические перегрузки, которые требуют от младшего школьника существенного напряжения всех ресурсов организма Со сменой ведущей деятельности от игровой к учебной наблюдается перераспределение статического и динамического компонентов двигательной активности в сторону преобладания статических нагрузок Следствием этого становится снижение памяти, внимания и работоспособности ребенка, повышение утомляемости, нарушение подвижности ведущих процессов нервной системы [4] Детскому организму необходимо приспособиться к новым жизненным условиям, и он не всегда отвечает адекватной реакцией на их резкое изменение Это зачастую отрицательно отражается на физическом состоянии и здоровье детей и требует особенного внимания к младшим школьникам
Особое внимание следует обратить на тех детей, которые часто и долго болеют респираторными заболеваниями, то есть на часто болеющих детей По последним данным Министерства здравоохранения РФ в 2019 г доля этих детей в общем количестве младших школьников в зависимости от возраста составляла 40-55%, и на них приходилось около 70-75% всех случаев респираторных заболеваний [5] Однако, с точки зрения некоторых исследователей, количество таких детей может быть гораздо больше, поскольку в стадии ремиссии они считаются здоровыми [2] Наиболее распространенными в структуре респираторных заболеваний являются болезни дыхательной системы, и в первую очередь обструктивный бронхит [3]
Каждый случай заболевания респираторной инфекцией оказывает серьезное воздействие на организм ребенка, негативно влияет на некоторые системы организма и органы, на факторы резистентности организма как специфического, так и неспецифического характера В первую очередь страдают такие системы организма, как дыхательная и сердечно -сосудистая[4] У значительного количества младших школьников, переболевших респираторными заболеваниями, наблюдаются остаточные признаки воспаления дыхательной системы (ринит, гиперемия зева) и нарушение функции внешнего дыхания с признаками гипоксемииУ часто болеющих детей нарушается морфофункциональное состояние организма, его физическое развитие, работа адаптационных систем, что может способствовать развитию хронических патологий [1]
Оздоровление часто болеющих детей младшего школьного возраста немыслимо без применения средств физической реабилитации, которая способствует коррекции их физического развития и улучшению состояния здоровья в целом В то же время исследования по проблемам физической реабилитации часто болеющих детей малочисленны, и в основном касаются физиотерапевтических процедур или санаторно-курортного лечения Сведения о применении средств и методов физической реабилитации, часто болеющих детей носят разрозненный характер и имеют общий недостаток, выражающийся в том, что в них не содержится комплексного подхода к коррекции физического развития и здоровья детей младшего школьного возраста Это и обусловило актуальность настоящего исследования
Объект исследования: процесс физической реабилитации часто болеющих младших школьников
Предмет исследования: средства и методы физической реабилитации в коррекции физического развития и здоровья часто болеющих младших школьников
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и определить эффективность методики коррекции физического развития и здоровья, часто болеющих младших школьников средствами физической реабилитации
Задачи исследования:
- На основе анализа специальной литературы изучить и дать характеристику существующей системы коррекция физического развития и здоровья часто болеющих младших школьников
- Сформировать методику коррекции физического развития и здоровья, часто болеющих младших школьников средствами физической реабилитации
- Оценить эффективность сформированной методики
Гипотеза
Эффективность методики коррекции физического развития и здоровья, часто болеющих младших школьников средствами физической реабилитации Может значительно увеличиться, если будут реализованы следующие образовательные условия:
- раскрыты содержание и средства физического воспитания с учетом состояния здоровья занимающихся;
- разработаны методические требования к средствам физической реабилитации в группах;
- разработана методика проведения занятий при распространенных заболеваниях
Методологическая основа исследования выражается в следующем: теории общественного развития и образования (АВ Мудрик, ИС Кон, НВ Андреенкова, ЕА Леванова, ММ Плоткин и др); единства закономерностей развития по условиям (ЛС Выготский, ТВ Розанова, ТА Власова, ЛВ Занков, ВИ Любовский, ВП Кащенко, АР Лурия, ГЯ Трошин и др); а также системным, личностно-деятельностным, интегрированным, гуманистическим, технологическим подходами: (НПАбаскалова,
ВГАфанасьев, БГАнаньев, ЛСВыготский, ПЯГальперин, ИАЗимняя, ОАГерасименко, РПДименштейн, КНВентцель, ИАКолесникова, ВПБеспалько, ЛВЗагрекова и др)
Теоретическую базу исследования составили:
- теория экономического районирования, разработанная НН Баранским
- работы по внедрению здоровьесберегающих методик в учебный процесс (ММ Безруких, ЕН Антонио, НП Абаскалова, МП Асташина, ГК Зайцев, ВФ Базарный, ИА Баева, ИН Гурвич, Т Ю Богачева, ЕА Леванова и др);
-Концепция физического воспитания детей (ВА Баландин, ЛЛ Артамонова, ЮВ Высочин, ВА Богданова, ВК Бальсевич, ВМ Выдрин, ГА Хайнц и др);
Эмпирическая база исследования Исследование проводилось на базе ГБУЗС №5, детская поликлиника №1 города Севастополя, расположенная по адресу ул Ленина 20
Научная новизна итогов нашего исследования заключается в следующем
- разработаны критерии определения уровня функционального и физического состояния ЧБД
- разработаны программа физической реабилитации для специальной подгруппы часто болеющих детей и программа ОФК для детей контрольной и экспериментальной подгрупп
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в следующем:
- результаты исследования и материал дипломной работы могут быть положены в основу лекции в разделе «Физическая реабилитация часто болеющих младших школьников»;
- дополнительно к разделу по теории и методике физического воспитания младших школьников, содержащему информацию об особенностях процесса оздоровительной физической культуры младших, часто болеющих школьников
Апробация работы Проверка и внедрение результатов на практике проводились в ходе экспериментальных работ на базе ГБУЗС №5, детская поликлиника №1 и СОШ №22 имени НА Острякова, города Севастополя
Материалы магистерской диссертации были оформлены в виде статьи в сборнике по результатам научно-практической онлайн конференции с международным участием «Здоровый образ жизни, физическая культура и спорт: тенденции, традиции, инновации» в Севастопольском экономико–гуманитарном институте (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ имени ВИ Вернадского» 6-7 октября 2020 года
Краткий обзор содержания выпускной квалификационной работы Работа состоит из введения, основной части, заключения и приложений Основная часть состоит из трех разделов и нескольких подразделов В ходе работы обработано 48 литературных источников Объем работы 65 страниц
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЗДОРОВЬЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Понятие физической реабилитации, её задачи, принципы и средства
Само понятие реабилитация представляет собой восстановление здоровья, функций организма и трудоспособности Причиной появления нарушений в работе организма может быть много, начиная от болезней, травм, заканчивая физическими патологиями Следовательно, основная цель реабилитации состоит в эффективном и своевременном проведении мероприятий с целью возвращения человека к нормальной жизни и полноценной жизни Всемирная организация здравоохранения предложила следующую формулировку: «Реабилитация представляет собой совокупность мероприятий, позволяющих приспособиться людям, перенесших травмы, болезни, страдающим врожденными дефектами, к новым условиям жизни в социуме» [5, с 37] Сам термин реабилитация произошел от латинского слова rehabilis— «восстановление способности»
Существуют следующие виды реабилитации:
- психологическая, суть которого составляет восстановление психического состояния здоровья человека;
- медицинская, которая необходима по причине медикобиологических последствий заболеваний;
- физическая, основная задача которой состоит в восстановлении физиологических функций человека;
- профессиональная (трудовая), целью которой является восстановление трудоспособности и работоспособности;
- социально-экономическая,которая возникает вследствие нарушения связей с семьей или обществом
Следовательно, существует много сторон у одного процесса под названием реабилитация, но единым является объект реабилитации – это здоровье человека, восстановление его трудоспособности и места в обществе Поэтому, понятия выздоровление и реабилитация не являются равнозначными, выздоровление предполагает только восстановление здоровья, а реабилитация – это более емкое понятие, которое кроме восстановления здоровья предполагает восстановление психического состояния, трудоспособности, социального статуса в семье и обществе, душевного равновесия и прочее
Далее рассмотрим основные задачи реабилитации:
- восстановление бытовых навыков больного, которые предполагают способность самостоятельно передвигаться и выполнять минимальный набор задач по дому;
- восстановление профессиональных навыков для продолжения своей трудовой деятельности;
- вторичная профилактика, которая направлена на постоянный контроль функциональных возможностей организма для исключения последующих патологий
Основной целью реабилитации является полное восстановление возможностей организма, которые были утрачены по причине болезни Если данная цель невыполнима, то основной целью становится частичное восстановление возможностей организма и развитие компенсационных функций Методом реабилитации выступают лечебно-восстановительные мероприятия, основными из которых выступают: физические упражнения, массаж, занятия на тренажерах, психотерапевтические занятия и аутотренинг На сегодняшний день физическая реабилитация выступает в качестве основного метода восстановления здоровья людей
Большинство исследователей сходятся во мнении, что физическая реабилитация представляет собой часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, основной задачей которой является восстановление физиологического здоровья человека либо его компенсационных способностей с целью полноценной жизни в семье и обществе, на основе следующих методов: физические упражнения, массаж и физиотерапи
Методы физической реабилитации выступают частью педагогического, образовательного процесса Специалистом по физической реабилитации выступает реабилитолог, который должен владеть не только знаниями и методами восстановления, но и навыками педагогики Для специалиста важно уметь определить наиболее подходящий перечень мероприятий в конкретном случае Это довольно сложно для специалиста любого уровня образования и опыта, поэтому реабилитолог должен владеть методами оценки воздействия нагрузки и эффективности возможных мероприятий
Физические упражнения, которые больной вынужден повторять много раз систематически позволяют постепенно повысить функциональные возможности организма, что совершенствует имеющиеся и укрепляет новые навыки двигательной активности, а также повышает выносливость и адаптивность организма
Рассмотрим основные педагогические принципы лечебно- восстановительных тренировок:
–индивидуальность, то есть разработка мероприятий для данного конкретного больного с его особенностями: заболевание, возраст, пол и уровень физической активности до болезни
–сознательное участие больного в процессе восстановления, что способствует скорейшему и наиболее эффективному применению реабилитационных мероприятий
–постепенность, что означает своевременную смену сложности физических упражнений с учетом возможностей организма
–систематичность, несмотря на необходимую длительность лечения только систематичность выполнения мероприятий позволит достигнуть максимального восстановления организма
–цикличность, что означает важность чередования работы и отдыха, чтобы результат от упражнений был максимальным
–соблюдение соотношения новых и постоянных упражнений, на новые должно отводиться от 10-15 % всего объема физических мероприятий
–умеренность физической нагрузки
Можно выделить следующие основные этапы процесса реабилитации: 1восстановительная терапия, данный этап предполагает
психологическую и функциональную подготовку больного к реабилитационным мероприятиям его восстановления;
- реадаптация, что подразумевает подготовку больного к наращиванию реабилитационных мероприятий;
- реабилитация, суть данного этапа состоит в исключении зависимости больного от внешних факторов, реабилитация его в социальном аспекте
Если обратиться к статистическим данным Всемирной организации здоровья, то более 660 млн человек на планете имеют тяжелые заболевания, требующие реабилитации Из этого числа 200 000 человек – дети
Реабилитационные меры необходимы тем детям, которые имеют ограниченные возможности Позволяют достичь им полного потенциала, за короткий промежуток времени вернуть к обычным условиям жизни Восстановительная программа состоит из определенных услуг, которые применяются с рождения и до подросткового возраста Это не только специализированное вмешательство, а методы, которые направлены на обеспечение участия детей
Восстановительная программа должна основываться на следующих принципах:
–Реабилитация должна проходить в специализированных учреждениях, которые занимаются всеми видами восстановительного лечения, имеют высококвалифицированных работников Учреждения должны иметь налаженную связь с иными узкопрофильными восстановительными клиниками
–Терапия должна начинаться на ранней стадии заболевания, только в этом случае можно ожидать хороший результат Изначально составляется программа реабилитации, которая дополняет комплексное лечение
–Реабилитационный процесс должен осуществляться беспрерывно, до достижения хорошего результата