Введение
Глава 1. Теоретические основы социокультурного фактора в международном бизнесе
1.1 Понятие национальной культуры и её роль в международном бизнесе
1.2 Механизм влияния социокультуры на бизнес
1.3 Кросс-культурное измерение в международном бизнесе
Глава 2. Влияние социокультурных различий на деятельность международной компании
2.1 Социокультурные различия и их влияние на деятельность международной компании
2.2 Социокультурные различия на микро-, мезо- и макроуровне
Заключение
Список литературы
Сегодня культура оказывает влияние на различные сферы социальной жизни, включая экономику, политику, образование, спорт и бизнес.
Всё самое значимое в глобальных трансформациях, включая экономические и политические изменения, так или иначе, обусловлены культурой – её ценностями, мировоззренческими установками, стереотипами поведения и интересами.
Нельзя продвигать экономику, образование и социальные услуги лишь опираясь на модернизацию, технологические новации. Так же как ошибочно искать ответ на проблемы модернизации России лишь в новых технологиях. Для эффективного экономического роста необходимо генерирование новой социально-коммуникативной среды, ядром и архитектором которой выступает культура.
Изучение воздействия социокультурной среды на международные экономические отношения начинается со времен окончания Второй мировой войны. До этого времени деловая коммуникация основополагалась на национальном мировоззрении, культурах различных наций, а также на индивидуальном менталитете каждого государства.
По мнению ученых, стартом углубленного изучения кросс-культурного менеджмента в сфере международного бизнеса можно считать план Маршала, а именно применение экономических моделей США на иностранных рынках.
В связи с этим в настоящее время в каждом развитом государстве с пересечением и взаимодействием разнообразных культур можно столкнуться чаще, чем это планирует менеджмент организаций.
С течением времени влияние социокультурной среды на международный бизнес становится вся более ярко выраженным, а иногда даже приносящим некоторые трудности компаниям: в российской и иностранной экономиках растет число кросс культурных механизмов бизнес-сотрудничества, основанных на соединении и взаимопроникновении ценностей, а также введении поведенческих норм различных культур и субкультур.
Создание и введение бизнеса в России предполагает наличие своеобразных региональных особенностей. В этом случае менеджменту приходится действовать сразу и во множестве культур внутри государства (непосредственно между регионами России) и под влиянием культур с внешних источников, которые могут повлиять на сущность и бытность россиян в том числе и не самым благоприятным способом. Кросс-культурные разногласия (в плане привычных стереотипов в рамках одного государства) становятся все более рискованней в зависимости от размеров культурного диапазона ведения бизнеса, также, как и более критичными становятся требования к компетенции управленческого состава к кросс-культурной сфере. В связи с этим необходимо уделять особое внимание знанию менеджеров собственной культуры, а также специфики культур своих партнеров, коллег и клиентов из других регионов, так как аспект влияния социокультурной среды на международный бизнес достаточно актуален на сегодняшний день.
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение влияния социокультурной среды на международный бизнес.
Задачи курсовой работы:
- Рассмотреть понятие и роль национальной культуры в международном бизнесе;
- Раскрыть механизм влияния социокультуры на бизнес;
- Рассмотреть менеджмент как часть «культурной инфраструктуры»;
- Выявить социокультурные различия и их влияние на деятельность международной компании;
- Выделить социокультурные различия на микро-, мезо- и макроуровне.
Объектом исследования данной курсовой работы является менеджмент в международном бизнесе, предметом исследования – его кросс-культурное измерение.
В работе использованы следующие общенаучные методы: метод анализа, синтеза, индукции, дедукции, метод абстрагирования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы социокультурного фактора в международном бизнесе
1.1 Понятие национальной культуры и её роль в международном бизнесе
Вопрос о соотношении экономики и культуры является одним из самых сложных и запутанных в современном знании. В научных областях экономики и культуры существует много совершенно разных взглядов на этот предмет до недавнего времени большинство экономистов игнорировали культурный фактор при анализе экономических явлений и процессов [5, c 29]
В большинстве случаев это было связано с трудностями четкого определения понятия "культура". Однако многие исследователи утверждают, что традиции и привычки отдельных этнических групп, конфессий и групп населения оказывают серьезное влияние на их экономические достижения [20, c 12].
Ещё основоположники классической экономической теории считали, что культурные факторы иногда оказывают гораздо большее влияние на поведение людей, чем примитивное преследование личной выгоды [2, c 67]. Несмотря на многочисленные обращения российских экономистов к вопросам взаимодействия культуры и экономики, в российской обществоведческой (в том числе экономической) литературе преобладает скорее социологический и/или культурологический подход к их описанию; российские экономисты склонны обращаться к анализу культурных факторов скорее с целью выявления и описания специфичных для экономики России или другой страны аспектов хозяйствования, как в рамках сравнительного анализа, так и в рамках более или менее подробного документирования экономической или хозяйственной культуры в прошлом и настоящем[3, c 54].
Этот подход, безусловно, имеет право на существование, а исследования, проводимые с его использованием, могут быть ценным источником, в частности, фактологической информации (в числе заметных публикаций этой направленности можно упомянуть работы Н.И. Боенко, Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко, К.Н. Панферова, И.Г. Минервина. Вместе с тем, как нам представляется, в современной российской академической литературе практически не представлены работы, посвященные теоретико-экономическому анализу развития культуры и ее элементов, то есть анализу, призванному выявить экономическую логику эволюции культурных ценностей. Впрочем, стоит вспомнить, что советская экономическая наука исходила из постулированного классиками марксизма примата экономических факторов в эволюции всех аспектов общественной жизни, включая материальную и нематериальную культуру, идеологию, мораль [10, c 78].
Иными словами, в российской литературе советского периода можно все же обнаружить попытки такого анализа. Однако догматизм в интерпретации идей исторического материализма советскими политэкономами не способствовал развитию методологии и методики их эмпирического подтверждения (в целом и относительно конкретных культурных феноменов).
Национальная культура является одним из самых важных аспектов формирования социокультурного мировоззрения личности, определяющим его нравственную и духовную индивидуальность и позволяющим реализовать себя в своей области. К каждому социуму, государству, среде жизнедеятельности принадлежит собственная национальная культура, что подразумевается, как результат эволюционного процесса, который характеризует своеобразие конкретной среды.
Обычаи, традиции, устои, язык, искусство уникальное поведение в обществе и многое другое – все это включает в себя такое понятие как культура. Материальная культура демонстрирует реальные осязаемые достижения личности, в то время как духовная культура состоит из совокупности ценностей, норм, идей, приоритетов.
Социальная культура подвергается постоянному развитию, которое характеризуется прогрессивностью и консервативностью.
Прогрессивность культуры заключается в попытках достижения своеобразного идеала деятельности общества, достичь которого, безусловно, не предоставляется возможным в связи с постоянным ростом потребностей добиться чего-либо более красивого, совершенного и т.д. На этом базируются перспективы развития любой национальной культуры.
Консервативность культуры заключается в том, что каждая нация поддерживает, оберегает, передает ее из поколения в поколение. Более того, любая чужая культура всегда подлежит оценке через призму своей собственной культуры. Это проявляется во всех составляющих элементах культуры – языке, обычаях, традициях, ритуалах, правах, ценностях и т. д.
Национальная культура всегда играет определяющую роль в развитии конкретного государства и общества. Это совокупность духовных и материальных ценностей народа, а также фундаментальных путей взаимодействие индивида с социумом и окружающим миром. Национальная культура оказывает колоссальное воздействие на формирование человеческого менталитета и его национальное своеобразие.
Для оценивания роли национальной культуры в международной предпринимательской деятельности можно выделить 3 основных метода.
При использовании метода универсалистов считается, что значение культуры чересчур преувеличено в рамках ведения бизнеса. Идея заключается в том, что все люди одинаковы в какой-то степени и нет необходимости делать поправку на культурные особенности, ожидая на выходе значительного роста эффективности менеджмента многонациональными коллективами.
Идея экономико-кластерного метода заключается в том, что намного большую роль в повышении эффективности управления персоналом играет уровень экономического развития нации, нежели чем ее культурная составляющая. Менеджер проводит сравнительный анализ экономического развития стран-участниц процесса международной экономической деятельности.
Культурно-кластерный метод предполагает высокий уровень значимости изучения и практического использования культурных ценностей в эффективности международного менеджмента. В пользу данного подхода говорят факты, подтверждающие наличие государств, абсолютно не имеющих ничего общего непосредственно в культурно-историческом развитии, но достигающих зачастую идентичных экономических результатов, при этом построенных на различных способах управления.
Идентификация типа национальной культуры является и важной миссией, и мощнейшим инструментов в руках международного менеджера.