В настоящее время в лингвистике прослеживается повышенный интерес к изучению юмора и комического в художественной литературе на примере анализа специфических особенностей стиля отдельно выбранных авторов с их чрезвычайно обширным инвентарем.
Комическое и ироническое в сатирических произведениях можно рассмотреть в любом компоненте, включая – простые слова, различные обороты, выражения, повторы, предложения и слова, выражающие оценку, неодобрение и т.д. Такие явления мы можем заметить в произведениях О. Генри.
Можно утверждать, что произведения этого писателя наполнены самыми разными стилистическими средствами. О. Генри в своих произведениях использует такие средства в большом количестве для описания событий, различного рода явлений и персонажей. Но, нужно отметить, что самым главным стилистическим приемом, который можно встретить практически во всех произведениях О. Генри является ирония. Можно с уверенностью сказать, что это «визитная карточка» О. Генри, отличающая его от других писателей.
Актуальность исследования определяется необходимостью изучения выразительных средств в художественной литературе.
Целью исследования является выявление и определение стилистических средств, способствующих созданию иронии и юмора в произведениях О. Генри.
В соответствии с поставленной целью в исследовании выдвинуты следующие задачи:
– проанализировать теоретический аспект терминов «ирония» и «юмор»;
– выделить функционально-знаковую природу иронии и юмора;
– определить особенности иронии и юмора и сферы их употребления
– определить стилистическую фигуру актуализирования юмора и иронии в произведениях О. Генри.
Объектом исследования служат проявления комического и иронического в произведениях О. Генри.
Предметом исследования являются выразительные средства, участвующие в создании эффекта комического и иронического в произведениях О. Генри.
В ходе написания курсовой работы были использованы методы сплошной выборки, стилистического анализа, контекстуального анализа и сравнительного анализа.
Материал исследования представлен художественными произведениями О. Генри: «Фараон и хорал» ( «The Cop and the Anthem»), «Дары волхвов» («The Gift of the Magi»), «Вождь краснокожих» («The Ransom of Red Chief»), «Персики» («Little Speck in Garnered Fruit»), «От имени менеджмента» («On Behalf of the Management»), «Последний лист» («The Last Leaf»), «На чердаке» («The Skylight Room»), «Младенцы в джунглях» («Babes in the jungle»).
Практическая ценность состоит в том, что его результаты могут быть использованы в качестве иллюстрированного материала при чтении курсов стилистического анализа художественного текста.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИРОНИИ И ЮМОРА КАК СТИЛИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
1.1. Функционально-знаковая природа иронии и юмора
В культурной системе существуют такие явления, которые известны многим и широко распространены, но вместе с тем, они остаются загадочными. К таким примерам мы можем отнести иронию. Она очень часто используется в речи, ее можно найти в литературных текстах, однако, стараясь понять и определить ее внутреннюю структуру, мы сталкиваемся с некими осложнениями. Ирония имеет место в самых ярких и затейливых художественных стилях. Во всех периодах истории европейской литературы мы сталкиваемся с этим явлением, а 20 век вообще считается «царством иронии».
Мы попытаемся дать характеристику главным прошедшим периодам для того, чтобы внести новые образы и взгляды в общую историю изучения понятия «ирония». Небольшое вступление в историю проблемы направит нас на современное толкование его значения.
Выражение насмешки посредством употребления слова в значении, совершенно противоположном его основному значению, и с прямо противоположными коннотациями (смыслами), притворное восхваление, за которым в действительности стоит порицание, называется иронией. Противоположность коннотации заключается в том, что оценочный элемент меняется с положительного на отрицательный, ласковая эмоция на издевку в употреблении слов с поэтической окраской по отношению к предметам тривиальным и избитым, чтобы показать их ничтожество, убогость и смехотворность [Арнольд 2002: 66]. По словам Л. И. Тимофеева, ирония - это своеобразное «ласковое ругательство». Она – это явление, которое потешно отрицает, а в действительности подтверждает, критикует обстоятельство, а также указывает суть.
Ирония была рождена из стилистического приема, который был известен античным авторам. Древние греки понимали под этим понятием словесное лукавство, проще говоря, когда человек пытается быть и казаться глупее, чем он есть на самом деле. Более того, древнегреческое искусство изложило и развило иронию как разновидность эстетического отношения к реальности, создав амплуа потешника - ирониста, который выдаёт себя за глупца с целью осмеять кичливость, бахвальство и другие недостатки людей. [Борев 1970: 99]. Существует такое понятие как «Мастер иронии». Это тот, чьему творчеству свойственно явление иронии, а также тот, кто может отстаивать истину «от обратного». Имеется мнение, что первым мастером иронии был древнегреческий философ и мыслитель Сократ. Ирония Сократа – это прикрытая, скрытая издевка над теми, кто имеет о себе высокое мнение и считает себя «очень знающим» человеком. Сократ в диалоге с такими людьми обращался к ним с заранее выдуманными вопросами, которые потихоньку заводили их в тупик. Таким образом, человек сбивался с толку, начинал путаться в своих соображениях, а Сократ, тем самым, лишал его «самоуверенности», показывая несовпадение в его суждениях [Метод Сократа. URL: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Метод_Сократа]. В диалоге «Пир» Платон показывает, как Сократ разыгрывал роль сторонника своего оппонента, и воображая согласие, доводил его взгляды до состояния абсурда.
После Аристотеля, в период с 5 в. до н.э. и до 19 в. в поэтике иронию объясняли как риторический приём, который называл вещи обратными именами. В дальнейшем такие произведения как «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, произведения Свифта, сатиры Лукиана строились на последовательном его применении.
В философском учении классицизма ирония рассматривалась как особенность, признак комического, а также как один из приемов смехотворности в сатире. В литературе существует такое понятие как «ирония судьбы», что означает роковое несоответствие ожиданий людей с тем, что было предопределено им богами. И нужно отметить, что «ирония судьбы» относится не к комической, а именно к трагедийной коллизии (столкновение противоположных сил).
В начале 19 в. романтизм совершенно переменил взгляды на иронию. В своей эстетике романтики подняли ее на уровень философской жизненной позиции, в сущности уподобляя ее с рефлексией (размышление, самоанализ). Также они отметили то, что ирония носит в себе как комический, так и трагический оттенок. Свобода от несовершенства, несостоятельности действительности имело важное значение для романтического сознания. Эта идея требовала «универсального иронизирования» – устремления художника не только на реальные предметы и явления, но также и на свои собственные взгляды и соображения о них. Романтиками в категориальном понятии «Игра» было установлено желание беспрепятственно и смело переступать через границы принятых норм и суждений, не зависимым какой-либо окончательной истиной. Творчество и жизненная установка поэта представлялись в некоторой степени высокой, значительной иронической игрой, в принципе, как и все «игры мироздания».
Идеологи послеромантического искусства сделали упор на то, чтобы универсализация иронии не создавала предмет изображения жалостной игрушкой в руках мастера (художника), не преображала суть иронии и ее игры в свою цель.
Говоря о 20 в., он дал множество пониманий объективной иронии. Наиболее распространённая из всех – «эпическая ирония» Томаса Манна. Уже в его раннем творчестве она имеет значительное место. Он отстаивал идею о том, что ирония важна для искусства как один из самых широких взглядов на действительность. По его мнению, она способствует возрождению конкретного образа человека в искусстве. Таким образом, Томас Манн приходит к выводу, что «Объективность – ирония, и дух эпического искусства – дух иронии» [Беркович 2016. URL: http://litbook.ru/article/9830/]
За последние сто лет ирония являлась предметом исследовательского интереса психологов, логиков, лингвистов, а также и представителей таких отраслей гуманитарного знания, как семиотика (наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем) и теория коммуникации (наука о законах общения).
Можно сказать, что семиотика делает возможной ироническую интерпретацию не только текстов, но и музыкальных произведений, фотографий. Кроме того, семиотический критерий можно применять для классификации иронии. Здесь можно отметить работы Ю. М. Лотмана и его школы. Функционирование иронии в различных сферах коммуникации трактуется в непосредственной связи с социальными ролями коммуникаторов. Такой интерес к социальным ролям указывает на то, что именно роль формирует (определяет) возможность различных коммуникативных действий.
Было подтверждено, что существенность иронической образности непостоянно и в определённом примере индивидуально. Можно добавить, что устойчива лишь функция иронии – связывать противоречивое, делать образ перекрестьем двух и более знаковых систем.
Юмор – это вид комического изображения, построенный в виде незлой шутки. Проблема юмора, а именно ее изложение относится к античности и связана с именами Цицерона, Платона, Аристотеля, чьи взгляды главным образом носили феноменологический, объективистский характер: центральное положение занимало смешное, а не смеющийся. И уже в то время была осмыслена социальная значимость комического. Немецкая классическая эстетика сыграла немаловажную роль в современном понимании юмора. "Смех есть аффект от превращения напряженного ожидания в ничто" – классическая формулировка И. Канта, которая заложила основы для изучения юмора как психического механизма, результатом которого является смех [И. Кант 1994: 183]. Но нужно отметить, что в период античности само понятие «юмор» не было связано со смехом. Смех на протяжении определённого времени сравнивали с чем-то негативным, порочным, безрассудным, бестолковым и глупым