Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования проекта инновационного развития инфраструктуры в условиях рынка
1.1 Экономическая сущность и классификация инноваций в условиях развития рыночной инфраструктуры
1.2 Генезис, содержание и сущность инфраструктуры в инновационной экономике
1.3 Процесс формирования проекта инновационного развития инфраструктуры в условиях рынка
Глава 2. Влияние различных факторов на развитие проекта инновационного развития инфраструктуры в социально-экономической сфере
2.1 Влияние человеческого капитала на развитие проекта инновационного развития инфраструктуры
2.2 Влияние маркетинговых исследований на процесс формирования проекта инновационного развития инфраструктуры
2.3 Методические рекомендации по созданию инновационных моделей анализа и прогнозирования в сфере услуг
Глава 3. Формирование проекта инновационного развития инфраструктуры в социально-экономической сфере на региональном уровне
3.1 Модель комплексной системы элементов проекта инновационного развития инфраструктуры в социально-экономической сфере
3.2 Концепция комплексной программы развития проекта инновационного развития инфраструктуры региона
3.3 Комплексный подход к оценке экономической эффективности проекта инновационного развития инфраструктуры на региональном уровне
Заключени
Библиографический список
Приложения
Актуальность темы исследования. Современные процессы глобализации и государственного регулирования экономики характеризуются необходимостью решения инфраструктурных проблем не только на отраслевом, но и на региональном уровне. Инновации в социально-экономической сфере являются важнейшим фактором формирования конкурентных преимуществ и достижения устойчивого экономического роста. Вместе с тем, с развитием инноваций в России существуют проблемы. Необходимо отметить, что формирование и развитие инновационной инфраструктуры является приоритетным направлением в обеспечении необходимых условий функционирования базовых отраслей экономики, которые сдерживают возможные темпы экономического роста отдельно взятых регионов, ослабляют российский потенциал в международном разделении труда, что в немалой степени занижает конкурентные преимущества России в мировой системе рынков.
Инновационная инфраструктура является фундаментом в развитии экономики и социальной сферы России. Формирование и функционирование инновационного развития инфраструктуры необходимо для координации взаимодействия между различными элементами в рыночной экономике. При этом необходимо выявить перспективные направления её развития, повысить ее эффективность в плане трансформации человеческого капитала, что определяет актуальность выбранной темы исследования.
В ходе решения инфраструктурных проблем инновационная инфраструктура и механизмы ее функционирования располагают значительным отечественным и зарубежным опытом, что обусловлено множеством подходов и концепций. Существующие процессы взаимодействуют с научно-техническим прогрессом, выявляя при этом приоритетные управленческие проблемы.
Существуют крупные научные исследования и публикации в системе управления инновационной инфраструктурой, однако теоретические аспекты раскрыты без учета комплексного подхода. В первую очередь в экономической мысли отсутствует единый подход к системному мониторингу инновационного потенциала на региональном уровне с учетом координации взаимодействия финансово-экономических, производственных, человеческих, природно-ландшафтных и информационно-технологических ресурсов. Актуальность рассматриваемой проблемы характеризуется тем, что необходимо осуществлять комплексный анализ производственного капитала не только отдельных предприятий, но и региона в целом по аккумулированию и ретрансляции инноваций с помощью соотнесения полученных результатов и необходимых затрат на формирование и развитие проекта инновационного развития инфраструктуры. Методически обоснованная экономическая целесообразность разработки и принятия инновационных управленческих решений с учетом конкурентоспособности того или иного региона, и трансформации инновационного портфеля позволит ускорить инновационный рост региона, а также создать необходимые предпосылки для прогнозирования в условиях риска и неопределенности, что позволит повысить эффективность функционирования работы как отдельных предприятий, так и региона в целом с учетом возможных сценариев.
Инновационная инфраструктура ряда отечественных предприятий практически не формируется, т.к. отсутствуют эффективные методы и механизмы использования возможностей человеческого капитала (знаний, опыта, навыков, квалификации персонала) для комплексных исследований и целевого внедрения инноваций. Поэтому изучение информационного ресурса и развитие теоретических и методических аспектов, направленных на формирование и развитие проекта инновационного развития инфраструктуры региона, с учетом комплексного управления факторообразующими параметрами и в первую человеческим капиталом, является актуальной и своевременной задачей.
На постиндустриальном этапе функционирования и развития инновационной инфраструктуры наметился ряд проблем, в частности недостаточно исследований по формированию эконометрической инфраструктуры с использованием возможностей анализа и прогнозирования в инновационной деятельности, что позволят сделать не только качественную, но и количественную интерпретацию прогноза спроса в различных отраслях экономики.
При этом под эконометрической инфраструктурой инновационной деятельности следует понимать комплексную систему эконометрических методов и моделей формирования и функционирования проекта инновационного развития инфраструктуры на альтернативной основе в условиях рынка и государственного регулирования экономики и финансов.
Неуклонный рост и трансформация рынка инноваций создают реальные предпосылки к конкурентным преимуществам в этой отрасли. В условиях жесткой конкуренции организации повышенное внимание уделяют удовлетворению растущих потребностей клиентов. У компаний, которые не работают в этом направлении реальные перспективы минимальны или полностью отсутствуют. Поэтому инновационная инфраструктура в социально-экономической сфере требует постоянной подготовки профессионалов, осознающих глобальность проблем с одной стороны, и способных реагировать на постоянно растущие потребности клиентов генерированием творческих стратегий, основанных на опыте в данной сфере, - с другой. Необходима экономически обоснованная концепция развития проекта инновационного развития инфраструктуры в социально-экономической сфере, которая должна носить системный и комплексный характер.
Потенциальные возможности проекта инновационного развития инфраструктуры, направленные на удовлетворение потребностей всех социальных групп населения свидетельствуют, что государственные приоритеты многих стран мира в развитии базовых отраслей экономики, научно-технического прогресса способствуют тому, что повышается не только конкурентоспособность предприятий всех форм собственности, но и уровень мезоэкономики в целом.
В современных условиях актуальной задачей становится разработка инновационных инструментариев при решении инфраструктурных проблем, разработка методических основ формирования проекта инновационного развития инфраструктуры на этапе модернизации рыночной экономики.
Таким образом, необходимость разработки комплексной системы формирования проекта инновационного развития инфраструктуры в социально-экономической сфере, и оценке его на основе рыночных механизмов ее функционирования и определили выбор темы диссертации.
Степень разработанности проблемы. Теоретические и практические вопросы формирования и развития проекта инновационного развития инфраструктуры в социально-экономической сфере являются на современном этапе объектом ряда разработок отечественных и зарубежных ученых. Предлагаемые автором диссертации теоретические основы формирования и развития проекта инновационного развития инфраструктуры и его оценки в социально-экономической сфере основываются на методике и методологии комплексного подхода к ее исследованиям на существующем сценарии социально-экономического развития региона с использованием инструментария эконометрических методов и моделей в модернизации рыночной экономики на региональном уровне.
Вопросами теоретического и методологического характера, связанными с рядом аспектов, в том числе и понятийного аппарата по проблемам инновационного развития экономических систем в свое время занимался ряд отечественных и зарубежных ученых: И.А. Баев, О.Г. Голиченко А.Г. Гранберг, М.А. Гусаков, В.Я. Захаров, Г.Б. Клейнер, А.И. Панов, Г.В. Рожков, А.В. Тебекин, А.А. Трифилова, Д.В. Хавин, Э.А. Фияксель, Е.Г. Ясин, И. Ансофф, П. Друкер, Д. Кларк, С. Клайн, Р. Нельсон, М. Портер, Р. Росвелл, Н. Розенберг, Й. Шумпетер и др. Инфраструктурные проблемы инновационной экономики отражены в исследованиях российских и зарубежных ученых: Л.И. Абалкина, А.Х. Катаева, А.А. Корнилова, Н.В. Мордовченкова, И.А. Морозовой, А.С. Новоселова, С.С. Носовой, Ю.Н. Петрова, О.В. Трофимова, В.Т. Федько, Л.С. Шаховской, С.Н. Яшина, Ф. Котлера, Дж. Боуэна, К. Эрроу и др.
Несмотря на значительное число исследований, в которых в той или иной степени решаются инфраструктурные проблемы инновационной деятельности, специфика формирования проекта инновационного развития инфраструктуры учтена в недостаточной мере, что и требует системных исследований в плане создания ее теоретической и методической концепции.
Комплексные исследования инновационной инфраструктуры, основанные на системном анализе, являются своевременными и весьма необходимыми. Эффективность исследования в полной мере зависит от корректной оценки изменений в развитии проекта инновационного развития инфраструктуры в социально-экономической сфере на региональном уровне, ее конкурентных преимуществ в условиях рынка.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является определение теоретических и методических основ формирования, а также концепции развития и повышения эффективности функционирования проекта инновационного развития инфраструктуры в социально-экономической сфере на региональном уровне. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
– изучить и проанализировать классификацию инноваций, показать их значимость в условиях развития рыночной инфраструктуры;
– проанализировать понятие и сущность инфраструктуры в инновационной экономике и на этой основе определить концептуальный подход к формированию конкурентоспособной инновационной инфраструктуры;
– определить влияние человеческого капитала, маркетинговых исследований, организационно-экономических механизмов на формирование и развитие проекта инновационного развития инфраструктуры на региональном уровне;
– разработать методические рекомендации по созданию эконометрических моделей анализа и прогнозирования инновационных процессов в региональной экономике;
– сформировать комплексную систему элементов проекта инновационного развития инфраструктуры в социально-экономической сфере и на ее основе создать модель их эффективного функционирования;
– разработать концепцию комплексной программы развития проекта инновационного развития инфраструктуры региона;
– сформировать комплексный подход к оценке экономической эффективности проекта инновационного развития инфраструктуры на региональном уровне с использованием системного анализа.
Объектом исследования является процесс формирования проекта инновационного развития инфраструктуры Нижегородской области.
Предмет исследования являются подходы к формированию проекта инновационного развития инфраструктуры в контексте развития человеческого капитала, проведения эффективных системных исследований, применения эконометрических методов и моделей анализа и прогнозирования инновационных процессов в социально-экономической сфере на региональном уровне.
Теоретической и методической основами диссертации послужили фундаментальные и прикладные работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития инновационной инфраструктуры, НИОКР профильных организаций по ее модернизации в социально-экономической сфере.
Инструментарно-методический аппарат исследования. В ходе диссертационного исследования были использованы общенаучные методы: системный анализ, классифицирование, экономико-математическое и графическое моделирование, методы и опыт проведения комплексных, системных исследований.
Ряд теоретических методических положений и выводов, содержащихся в диссертации, иллюстрированы табличными, графическими и эконометрическими моделями.
Информационно–эмпирическую базу исследования составили статистические и экономические издания России и других стран; Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области; материалы, опубликованные в периодической печати и специальной научной литературе, информационный ресурс Интернета. Нормативно-правовую базу исследования составили нормативные акты законодательных органов Нижегородской области.
Концепция диссертационного исследования. Формирование проекта инновационного развития инфраструктуры позволит создать реальные условия для эффективного государственного регулирования социально-экономической сферы с учетом возможностей комплексного анализа и прогнозирования конкурентных преимуществ ряда предприятий в условиях «встраивания» их в систему региональных рынков.
Научная новизна работы заключается в разработке методических основ формирования проекта инновационного развития инфраструктуры в социально-экономической сфере на региональном уровне, способствующих развитию и повышению инновационного уровня развития региона.
К наиболее существенным научным результатам, полученным автором и выносимым на защиту, относят следующее:
– дано определение инновационной инфраструктуры региона, в котором в качестве основных параметров ее функционирования предлагается считать человеческий капитал, маркетинг, эконометрические методы и модели, а также разработана графическая модель инновационной инфраструктуры, элементы которой в дальнейшем явились основой создания концепции комплексной программы инновационного развития региона;
– создана система моделей формирования инновационной инфраструктуры в зависимости от уровня развития человеческого капитала, ресурса маркетинга, инжиниринговых процессов на региональном уровне;
– разработаны методические рекомендации по созданию эконометрических моделей анализа и прогнозирования инновационных процессов в мезоэкономике, позволяющие получить не только качественный, но и количественный прогноз спроса на услуги предприятий социальной инфраструктуры;
– предложена комплексная система элементов инновационной инфраструктуры, основными из которых являются человеческий капитал, инновации, инфраструктура, информация, институты, инвестиции и др. (всего 13 элементов) на основе которой сформирована модель их эффективного использования, позволяющая учитывать резервы повышения рейтинга предприятий социальной сферы на региональном уровне;
– сформирован комплексный подход к оценке экономической эффективности инновационной инфраструктуры на региональном уровне с использованием системного анализа, позволяющий определить сценарии её возможного функционирования.
Работа выполнена в полном соответствии с паспортом научных специальностей ВАК 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством: управление инновациями (п.2.11. Определение направлений, форм и способов перспективного развития инновационной инфраструктуры. Принципы проектирования и организации функционирования инновационных инфраструктур на микро-, мезо- и макроуровнях).
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования обусловлена необходимостью совершенствования методов перспективного развития инновационной инфраструктуры в социально-экономической сфере на региональном уровне в современных условиях на основе комплексного подхода.
Основные теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации в полной мере могут быть использованы при формировании инновационной инфраструктуры в социально-экономической сфере на региональном уровне, государственными структурами власти при определении перспективных направлений развития регионов.
Концептуальные положения и теоретические выводы диссертационного исследования могут использоваться в преподавании курсов «Инновационный менеджмент», «Институциональная экономика», «Инновационная экономика» и др.
Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях, семинарах, заседаниях «круглых столов» межрегионального, регионального, межвузовского и вузовского уровня в 2017-2020 гг. в городе Н.Новгород.
Среди них: Вторая Всероссийская конференция с международным участием «Наследие В.Г. Короленко. Стратегии гуманизма» (г. Н.Новгород, 16-18 апреля 2019г.); Всероссийская научно-практическая конференция "Психология управления персоналом и социальное предпринимательство в условиях изменения технологического уклада" (г. Н.Новгород, 14–15 ноября 2019 года).
Основные положения диссертации опубликованы в центральных изданиях, рекомендованных ВАК: Журнал Вестник ННГУ. Серия: Социальные науки; Журнал Аудит и финансовый анализ.
Публикации. Основные результаты исследования изложены в 3 работах общим объемом 2,4 п.л. (вклад автора 1,3 п.л.).
Глава 1. Теоретические основы формирования проекта инновационного развития инфраструктуры в условиях рынка
1.1 Экономическая сущность и классификация инноваций в условиях развития рыночной инфраструктуры
Понятие «экономика, основанная на знаниях» характеризует процесс развития стран на современном этапе, опирающихся на знания, информацию и высокую квалификацию персонала предприятий. При этом возрастает потребность в такой экономике со стороны государства и бизнеса. Процесс накопления знаний и управления информационными технологиями все более усложняется, а уровень взаимосвязи предприятий и организаций различных форм собственности способствует приращению профессиональных и специальных знаний. Вместе с тем приоритетом в экономическом развитии высокоразвитых стран становится рост инновационной активности в социальном секторе.
Инновации являются существенным фактором роста производства и производительности труда. Несмотря на то, что понимание инновационной деятельности и ее позитивное влияние на экономику значительно возросло, еще недостаточно исследований по выявлению ее качественного вклада при решении инфраструктурных проблем. Известно, что по мере развития мировой экономики эволюционирует и инновационный процесс. Глобализация способствует резкому расширению доступа предприятий к информации и новым рынкам, росту международной конкуренции и появлению новых организационных форм для управления макропоставками. Развивающийся технологический прогресс и увеличение информационных потоков знаний рассматривается как приоритетная движущая сила экономического роста и инноваций [82]. Вместе с тем мало системных исследований по влиянию факторов на инновационный процесс.
Для разработки теоретических и методических основ создания инновационных моделей необходимо структурировать инновационный процесс [17], включающий в себя непосредственно инновационную деятельность, а также исследования и разработки, взаимодействие между участниками инновационного процесса и соответствующими потоками знаний с учетом их количественной и качественной интерпретации.
Впервые термин «инновация» был введен западными учеными в 1930г. [41, с.240]. Значительное влияние на процесс формирования теории инноваций оказали работы Йозефа Шумпетера, который считал, что двигателем экономического развития являются инновации в ходе динамического процесса, в котором новые технологии заменяют старые, назвав этот процесс «творческим разрушением». С точки зрения Шумпетера, «радикальные» инновации порождают крупные разрушительные изменения, тогда как поэтапные, «инкрементальные» инновации непрерывно двигают вперед процесс изменений. Шумпетер предложил следующие 5 типов инноваций:
- введение в обращение новых продуктов;
- введение в обращение новых методов производства;
- открытие новых рынков;
- освоение новых источников снабжения сырьем или другими ресурсами;
- создание новых рыночных структур для той или иной отрасли промышленности [120].
Инновации способствуют повышению экономической эффективности функционирования предприятия, тем самым, повышая мотивацию в их осуществлении. В частности, развивая и повышая мощность производственных процессов открываются реальные возможности по расширению спектра ассортимента выпускаемой продукции, созданию новых изделий. Такая организация производства способствует повышению способности предприятия приобретать и создавать новые знания, которые могут быть использованы для осуществления последующих инноваций.
Решение о внедрении инноваций осуществляется как правило на альтернативной основе и в условиях риска и неопределенности [118]. Предполагаемые достижения в сфере науки и высоких производственных технологий, прогнозирование рынка, спрос на выпускаемую продукцию, как правило, непредсказуемы. При этом уровень неопределенности может варьироваться в зависимости от рассматриваемой отрасли, жизненного цикла товара или услуги и других факторообразующих параметров. Внедрение новых продуктов и процессов, проведение новых маркетинговых или организационно-экономических методов и инструментариев, также характеризуются высокой степенью неопределенности. При этом поиск и сбор необходимой информации является затратным с точки зрения финансового механизма и временных параметров.
Работа в условиях неопределенности заставляет предприятия сомневаться на стадиях принятия решения, несмотря на высокий уровень конкурентоспособности окружающей среды, побуждающей их внедрять новую продукцию, товары или услуги, осуществлять поиск новых рынков и внедрять новые технологии, практические и организационные методы. В свою очередь неопределенности могут сдерживать внешнее финансирование для предприятия или региона, отклонять инновационные проекты.
Опыт функционирования предприятий свидетельствует о том, что его организационная структура может позитивно влиять на инновационные разработки. При этом отдельные структурные подразделения оказываются наиболее конкурентоспособными в условиях влияния экзогенных (внешних) факторов. Так, интегрированность организационных подразделений улучшает координацию взаимодействия, процесс планирования и востребованности инновационных проектов и программ. Она эффективна в тех отраслях экономики и социальной сферы, для которых особенно важными являются постепенные накопления знаний и технологий [82]. Демократические свободы, гибкая форма организации, предоставляющая работникам возможность самостоятельного принятия управленческих решений, способствует приросту экономического и социального эффекта при создании необходимых инноваций. Следует отметить, что в условиях рынка базовым элементом экономики является маркетинг.
Теории маркетинга сосредотачиваются на поведении потребителя, рыночном обмене между покупателем и продавцом, а также на нормативных подходах [110]. В связи с тем, что и покупатели, и продавцы отличаются друг от друга, руководство предприятий всегда стоит перед дилеммой: каким образом необходимо адаптировать свою продукцию к спросу покупателя. Различный спектр потребителей способствует тому, что дифференциация продукции является важнейшим фактором стабильности спроса. Это касается также и создания новых продукции, товаров и услуг. При этом спрос на продукты зависит не только от объективных условий, но и от социальных факторов и статуса предприятия, использовавшего полезные свойства товара или услуги для активного влияния на повышение спроса.
Существующие теории маркетинга повышенное внимание уделяют также практическому маркетингу. Например «модель маркетинг-микс», в центре которой стоит правило «Четырех Р маркетинга» – продукт (product), цена (price), продвижение (promotion) и размещение (placement). При этом понятие «продукт» включает изменения в дизайне и упаковке, производимые для повышения привлекательности продукта или представление его на новом рынке или сегменте рынка. Понятие «цена» подразумевает использование методов ценообразования применительно к товарам и услугам. В понятие «продвижение» входят стратегический или инновационный маркетинг, направленный на ретрансляцию полезных свойств продукции или повышения информации о ней у продавцов и потребителей. Четвертое "Р" – размещение – подразумевает типы каналов сбыта, избираемых предприятием для продажи своих продуктов, и способы организации этих каналов для наилучшего продвижения продукции на рынок [116].
Диффузия новых знаний и технологий является центральным элементом инновационного процесса. Процесс диффузии часто включает больше, нежели простое освоение знаний и технологий, так как предприятия, адаптирующие новые знания и технологии, обучаются и строят на них свою дальнейшую деятельность. Теории диффузии рассматривают главным образом факторы, влияющие на решения предприятий об освоении новых технологий, их доступ к новым знаниям и способность к усвоению [109].
Процесс накопления знаний и совершенствования передовых технологий в значительной мере зависит от взаимосвязей между предприятиями и сторонними организациями. Это касается в первую очередь рыночных ситуаций, когда речь идет о завуалированном знании, накопленном в памяти людей, или же об информации, заключенной в сложившейся практике организаций. Для того, чтобы получить доступ к этим видам знаний, необходим непосредственный личный контакт с его носителями.
Несмотря на то, что информация общедоступна, ее поиск может представлять серьезную проблему, т.к. поиск новой информации – это весьма трудоемкое дело. Поэтому легкость коммуникационного взаимодействия, наличие эффективных каналов передачи информации, навыков внутри организации и между организациями – важнейшая проблема в плане диффузии знаний и технологий.
- Александрова А.И. Структура управления инновационной деятельностью // Проблемы современной экономики. - 2013. - N 3 (47). - С.62-65.
2.Абалкин, Л.И. Логика экономического роста / Л.И. Абалкин. – М.: Институт экономики РАН, 2002. – 228с.
- Алексеев А.Н. Инновационный менеджмент: учебный курс (учебно- методический комплекс). - Режим доступа: http://www.e-collcge.ru.
4.Аколупина, Р. Человеческий потенциал и его роль в возрастании человеческого капитала [Электронный ресурс] / Р. Аколупина // Управление персоналом. – [2007]. – №9. – Режим доступа: http://www.top-personal.ru/issue.html?1142
- Анализ и финансирование инновационных проектов: учебное пособие. Проскурин В.К. Автор : Проскурин В.К. Издательство «Инфра-М», 2011. - 112с.
6.Андрианов, В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал / В.Д. Андрианов. – М.: «Экономика», 2002. – 662с.
- Арутюнов Ю.А., Гончаренко Л.П. Инновационная политика // Издательство «КноРус», 2011. - 352с.
- Балдин К.В., Передеряев И.И., Голов Р.С. Инвестиции в инновации: Учебное пособие // Издательство: «Дашков и Ко», 2011. - 238 с. 2-е изд.
- Бармута К.А. Управление эффективным управлением промышленных предприятий в условиях освоения инноваций: теория, методология, практика. Автореферат дисс. доктора экон. наук. - Москва: Донской государственный технический университет, 2010. - 43 с.
10.Бойко, И.В. Что мешает развитию инновационной экономики в России? [Электронный ресурс] / И.В.Бойко. – Режим доступа: http: //www.opec.ru/
- Боронин О.С. Методы оценки эффективности инновационных проектов (на примере проектов в области эксплуатационной безопасности автомобильного транспорта): дис. кандидата экономических наук: 08.00.05 - Нижний Новгород, 2011.- 174 с.
12.Голиченко, О.Г. Анализ результативности инновационной деятельности регионов России / О.Г. Голиченко, И.Н. Щепина // Экономическая наука современной России. – 2009. – №1(44). – с.77-95
- Горфинкель В.Я. Экономика инноваций: Учебник / Под ред. В.Я. Горфинкель. // Издательство «Вузовский учебник», 2011. - 416с.
14.Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики / А.Г. Гранберг. – М.: TASIC, 2002. – 492с.
15.Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики: и начало и фундамент/ А.Г. Гранберг // ЭКО. – 2001. – №9 (327).
16.Гуков, В.П. Экономические проблемы формирования инфраструктуры в регионе (препринт) / В.П. Гуков, А.Н. Ерш. – Новосибирск, 1984. – 15с.
17.Гурман, В.И. Моделирование устойчивого развития с учетом инновационных процессов / В.И. Гурман // Экономика и математические методы. – Т. 39. – №1. – 2003.
18.Гусаков, М.А. Инновационное направление развития регионов / М.А. Гусаков, Е. М. Рогова, Д. В. Проскура // Экономика и управление. – 2008. –№1 (33).
19.Денисов, А.Ю. Экономическое управление предприятием и корпорацией / А.Ю. Денисов, С.А. Жданов. – М.: Дело и сервис, 2002. – 416с.
20.Егоров, Е.Е. Инновационные методы обучения персонала в формировании интеллектуального потенциала фирмы / Е.Е. Егоров // Инновации в системе непрерывного профессионального образования: Материалы IX Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов (3,4 апреля 2008г.). – Т.2. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2008. – с.32-34
21.Егорова, Н.Е. Система моделей прогнозирования спроса на продукцию сферы услуг / Н.Е. Егорова, А.С. Мудунов // Экономика и математические методы. – Т. 39. – №1. – 2003.
22.Залесский, Л.Б. Инновационной экономике нет альтернативы / Л.Б. Залесский // Общество и личность: пути развития, возможности и ресурсы: Вторая межвузовская Интернет-конференция (1 января – 31 декабря 2009г.). Нижегородский филиал Современной гуманитарной академии, г. Нижний Новгород. – М.: Изд-во СГУ, 2010. – с. 278-293.
23.Захаров, В.Я. Стратегическое управление промышленными комплексами: монография / В.Я. Захаров. – Н.Новгород, ВВАГС, 2001. – 179с.
- Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб./Росстат. - М., 2017. – 170 с.
25.Иванюк, И.А. Маркетинговая модель воспроизводства интеллектуального капитала / И.А. Иванюк. – М.: Изд-во «Высшая школа», 2003. – 204с.
26.Иващенко, А.А. Товарная биржа / А.А. Иващенко. – М.: Международные отношения, 1991. – 272с.
- Инвестиции в России. 2017: Стат.сб./ Росстат. - М., 2017. – 188 с.
28.Инновации в туризме и адаптивной физической культуре: сборник материалов 1-й Международной интернет-конференции (филиал сочинского гос. ун-та туризма и курортного дела в г. Н.Новгород, 2009, январь) / общ. ред. д.э.н., проф. Н.В. Мордовченкова. – Н.Новгород: «Вектор ТиС», 2009. – 276с.
- Инновационный проект: методы отбора и инструменты анализа рисков: Учебное пособие - ("Образовательные инновации") / Под ред. Бабаскина С.Я. Издательство «Дело», 2010. - 238с.
- Катаев, А.Х. Транспортная инфраструктура рыночной экономики. – Душанбе: Первая типография, 1997. – 110с
31.Кендрик, Дж. Совокупный капитал США и его формирование / Дж. Кендрик. – М.: Прогресс, 1978. – 275с.
32.Ковалев, Н.Р. Региональная производственная инфраструктура / Н.Р. Ковалев. – Владивосток, 1987. – 142с.
33.Козельская, И.Н. Инфраструктурное обеспечение функционирования рынка транзитивной экономики: Дис. … д-ра экон. наук/ И.Н. Козельская. – Саратов, 1997. – 372с.
34.Комлев, С.Г. Словарь иностранных слов /С.Г. Комлев. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 672 с.
35.Коробейников, О.П. Экономика предприятия: учебное пособие / О.П. Коробейников, Д.В. Хавин, В.В. Ноздрин. – Н.Новгород, ННГАСУ, 2003. – 242с.
36.Коровкин, С.Ю. Политический истеблишмент и чувство «Мы» в сфере международной политики / С.Ю. Коровкин // Научный поиск: Сб. научных работ студентов, аспирантов и преподавателей / под ред. А.В. Карпова. Яросл. гос. ун-т. – Ярославль, 2005. – с. 164-169.
39.Корчагин Ю.А. Современная экономика России / Ю.А. Корчагин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 670с.
40.Косоногова, И.А. Роль инноваций и управление портфелем инвестиций для стратегического роста/ И.А. Косоногова // Дайджест Финансы. –2003. – №12 (108).
- Кошелев Е. В., Яшин С. Н. Математика. Практикум: учеб. пособие. Н. Новгород: Изд-во НГТУ им. Р. Е. Алексеева, 2013.
42.Краткий словарь экономических терминов / сост. В.Г. Слагода. – М.: ФОРУМ, 2010. – 128с.
- Кузнецов Б.Т. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности // Издательство «Юнити-Дана», 2011. - 295с.
44.Лукьянов Г.И. Риск в инновационном предпринимательстве / Г.И. Лукьянов // Промышленное развитие России: проблемы, перспективы: Труды VI Международной научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов: в 2-т. (26 октября 2008г.). – Н.Новгород: ВГИПУ, 2008. – с.242-245.
- Маркидес К. Новая модель бизнеса. Стратегии безболезненных инноваций // Издательство «Юрайт, Альпина Бизнес Букс, Альпина Паблишерз», 2010. - 298с.
- Миллер Фредерик Р. Инновационная экономика // Издательство «Книга по требованию», 2010. - 76с.
47.Мордовченков, Н.В. Концепция формирования комплексной программы мезомаркетинга в инфраструктуре туризма / Н.В. Мордовченков, Р.А. Рыбаков // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – №15 (108). – с.63-64
48.Мордовченков, Н.В. Методологические основы совершенствования функционирования современной инфраструктуры (региональный аспект) / Н.В. Мордовченков. – Н.Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2002. – 319с.
49.Мордовченков, Н.В. Методология комплексного исследования инфраструктурных проблем в условиях глобализации экономики и финансов / Н.В. Мордовченков. – Н.Новгород: ВГИПА, 2003. – 359с.
50.Мордовченков, Н.В. Методология маркетинговых исследований в совершенствовании сферы услуг на речном транспорте: теория, опыт, перспективы: монография / Н.В. Мордовченков, Р.А. Рыбаков, С.А. Давыдова. – Н.Новгород: Гладкова О.В., 2008. – 139с.
51.Мордовченков, Н.В. Опыт и перспективы формирования комплексной программы: институционально-инфраструктурный аспект / Н.В. Мордовченков // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: ежегодник. – Вып.9 / ООН РАН, ЮССРЭН, ЮНЦ РАН, ВолГУ; гл. ред. О.В. Иншаков; редкол.: В.В. Курченков (зам гл. ред) [и др.]; ред совет Л.А. Аносова [и др.]. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. – с. 540-553
52.Мордовченков, Н.В. Оценка влияния человеческого капитала на инновационный процесс управления персоналом предприятия / Н.В. Мордовченков // Материалы первых Прохоровских чтений «Проблемы повышения эффективности управления предприятий транспорта. –Н.Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2004. – 164с.
53.Мордовченков, Н.В. Проблемы региональной инфраструктуры в процессе формирования промышленной политики / Н.В. Мордовченков // Государственное регулирование экономики. Региональный аспект: Материалы IV Международной научно-практической конференции: в 2 Т., Том II. – Н.Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2003. – с.145-147
54.Мордовченков, Н.В. Современный маркетинг в инфраструктуре туризма: монография / Н.В. Мордовченков, Р.А. Рыбаков. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2009. – 335с.
55.Мордовченков, Н.В. Теоретические основы развития и повышения эффективности труда в отраслях экономики: регионально-инфраструктурный аспект: монография / Н.В. Мордовченков, Р.А. Рыбаков, В.В. Смирнов. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2008. – 161с.
56.Морозов Ю.П. Методологические основы организации управления технологическими инновациями в условиях рыночных отношений: Дис. …д-ра. экон. наук / Ю.П. Морозов. – Н.Новгород, 1991. –390с.
57.Морозова, И.А. Маркетинговое обеспечение развития инфраструктуры рынка транспортных услуг: Дис.… докт. экон. наук / И.А. Морозова. – Волгоград, 2008. – 360с.
58.Муханова, Е.Б. Теоретические основы и пути формирования рыночной инфраструктуры / Е.Б. Муханова. – М.: ИЭ РАН, 1994. – 162с.
59.Мытник, И.Н. Моделирование и прогнозирование потребности торговых организаций и предприятий в товарах (на примере областного звена потребительской кооперации): Дис. …канд. экон. наук / И.Н. Мытник. – М.: 1991. – 135с.
60.Мясников, В.А. Вопросы инновационного развития России на современном этапе / В.А. Мясников // Инновации в системе непрерывного профессионального образования: Материалы IX Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов (3,4 апреля 2008г.). – Т.2. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2008. – с. 52-54
61.Никонова, Я.И. Формирование национальной инновационной системы / Я.И. Никонова // Влияние социально-экономических кризисов на развитие процесса глобализации мировой экономики: Материалы Международной научно-практической конференции (17 февраля 2009г.). – В 2-х частях. – Ч.2 / Отв. ред. Л.А. Тягунова. – Саратов: Издательство «Научная книга», 2009. – с.56-60.
62.Новиков, А.И. Эконометрика: учебное пособие / А.И. Новиков. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 106 с.
- Нонака Икуджиро, Такеучи Хиротака Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах // Издательство «Олимп-Бизнес», 2011. - 384 с.
64.Носова, С.С. Производственная инфраструктура в составе государственно-монополистического капитализма / С.С. Носова. – М.: Высшая школа, 1983. – 127с.
65.Носова, С.С. Социалистическая инфраструктура в воспроизводственном процессе / С.С. Носова. – М.: Экономика, 1984. – 160с.
66.Носова, С.С. Экономическая теория: учебник для вузов / С.С. Носова. – М.: Владос, 1999. – 520с.
67.Основы логистики / под ред. Л.Б. Миротина и В.И.Сергеева. – М.: ИНФРА, 1999. – 200с.
68.Панов, А.И. Менеджмент: учебное пособие / А.И. Панов. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2006. – 224с.
69.Петраков, Н.Я. Русская рулетка: экономический эксперимент ценою 150 миллионов жизней. / ред. кол.: Д.С. Львов (пред.) / Н.Я. Петраков. – М: ОАО «Экономика», 1998, – 286с.
70.Петров, Ю. Становление глобально-информационно-технологического уклада в России: сценарии технико-экономического развития и задачи реформирования финансовых институтов / Ю.Петров, М. Жукова, А. Карапетян // Российский экономический журнал. – 2002. – № 2;
71.Петров, Ю.Н. Инновационная школа комплексной системы управления региональной инфраструктурой в условиях рынка / Ю.Н. Петров, Н.В. Мордовченков // Менеджмент и государственное регулирование экономики: Сборник трудов I международной НПК. – Н.Новгород: ВГИПА, 2004. – с.215
72.Пимогина, Л.В. Социальная инфраструктура в условиях интенсификации социалистического воспроизводства: Дис. … канд. экон. наук / Л.В. Пимогина. – М., 1989. – 167с.
73.Попов, Е.В. Потенциал маркетинга предприятия / Е.В. Попов // Маркетинг в России и за рубежом. – 1999. – № 5. – с.16
74.Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер. – М.: Международные отношения, 1993. – 896с.
- Прахалад К.К., Кришнан М.С. Пространство бизнес-инноваций: Создание ценности совместно с потребителем / Пер. с англ. В. Егоров. Издательство «Юрайт, Альпина Бизнес Букс, Альпина Паблишерз», 2011. - 258с.
- Разумовская, М. Моделирование денежных поступлений в процессах инновационного предпринимательства, развертываемых на базе технологических систем военного - промышленного комплекса / М. Разумовская // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. – Хабаровск. – 2002. – № 3
- Райзберг, Б. А.Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 512 с.
78.Региональная экономика: учебник для вузов / под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – М.: «ЮНИТИ», 1999. – 424с.
79.Регионоведение / под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи «ЮНИТИ», 1999. – 419с.
80.Реут, О.П. Инновационная инфраструктура как механизм создания финансово-экономических и других условий для развития инновационной деятельности [Электронный ресурс] / О.П. Реут, Ю.Г. Алексеев, Ф.А. Романюк. – Режим доступа: http: //www.technopark.by/business/230.html
81.Рожков Г.В. Генезис инновационной экономики в России: монография / под ред. С. Г. Ерошенкова / Г.В. Рожков. – М.: МАКС Пресс, 2009. – 886с.
82.Руководство Осло / Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям // перевод с английского. Издание второе исправленное. – М., 2010. – 206с.
83.Рыбаков, Ф.Ф. Северо-Запад России: тернистый путь к рынку// Ф.Ф. Рыбаков, А.И. Чистобаев, К.В. Шконда и др. – СПб: ОЦ и ЭМ, 2002, – 358с.
- Сафарян К.В. Инновационный бизнес: практические аспекты оценки активов // Издательство «Дело», 2010. - 188с.
85.Семенова, Т. Ю. Инновационные программы и проекты в системе регионального развития [Электронный ресурс] / Т. Ю. Семенова // Проблемы современной экономики. –№3(23).
86.Сергеев, В. И. Логистика в бизнесе / В. И. Сергеев. – М., 2001. – 190с.
87.Скоблякова, И.В. Воспроизводство индивидуального и общественного человеческого капитала в постиндустриальной экономике. Автореф. дис. … докт. экон. наук / И.В. Скоблякова. – Орел, 2008. – 48 с.
88.Словарь по экономике и финансам «Глоссарий.ру» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?Rdqutusoqg
89.Солюс, Г.П. Инфраструктура и ее роль в современном капиталистическом воспроизводстве: Автореф дис. … д-ра экон. наук / Г.П. Солюс, 1969. – с.25.
90.Софина, Т.Н. Рынок услуг: методологические основы формирования и функционирования: Дисс. …д-ра экон. наук / Т.Н. Софина. –СПб.: 1999. –304с.
91.Тарасов, А.Н. Моделирование процесса повышения инновационного потенциала предприятия на основе управления развитием его человеческого капитала: Автореф. дис.… канд. экон. наук / А.Н. Тарасов. – Н.Новгород, 2010. – 26с.
92.Татаркин, А.И. Моделирование устойчивого развития как условия повышения безопасности территории / А.И. Татаркин, Д.С. Львов, А.Л. Куклин и др. – Екатеринбург: Урал. ун-т, 1999. – 276с.
93.Тебекин, А. В. Инновационное развитие экономики / А. В. Тебекин. – М.: Моск. гос. акад. делового администрирования, 2008. – 347 с.
94.Товмач, Л.Н. Финансовая инфраструктура инновационной деятельности в России / Л.Н. Товмач // Экономика и социум: современные модели развития общества в аспекте глобализации: Материалы второй Международной научно-практической конференции (15 октября 2008г.). – В 3-х частях. – Ч.3.– Саратов: Издательство «Научная книга», 2008. – с.245-253.
- Трофимов, О.В.. Методология формирования стратегии инновационного развития промышленных предприятий в условиях модернизации экономики: дисс. доктора экон. наук, Нижегород. гос. ун-т, Нижний Новгород, 2011. - 305 с.
96.Федько, В.Т. Функциональная устойчивость промышленности на основе формирования системного инфраструктурного комплекса: монография / В.Т. Федько. – Ростов-на-Дону: РГЭА, 2000. – 181с.
97.Фильченков, В.А. Формирование государственно-частного партнерства в социальной сфере: Автореф. канд. экон. наук / В.А. Фильченков. – М., 2008. –28с.
98.Финансовый словарь «Финнам» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.finam.ru/dictionary/wordf014D3/
- Хавин, Д.В. Антикризисное управление. Теория и практика: учебное пособие / Д.В. Хавин, В.Я. Захаров, А.О. Блинов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 288с.
100.Хейнман, С.А. Экологические проблемы научно-технологической революции / С.А. Хейнман. – М., 1975. – 86с.
- Хомкин К.А. Инновационный проект: подготовка для инвестирования // Издательство «Дело», 2010. - 120с.
102.Четыре красноярских "И" Дмитрия Медведева [Электронный ресурс] / Красноярский рабочий. – [2008]. – февраль. – Режим доступа: http://www.krasrab.com/archive/2008/02/16/02/view_article
103.Шаховская, Л.С. Маркетинг образовательных услуг: монография / Л.С. Шаховская, Е.Г. Гущина. – Волгоград: РПК «Политехник», 2004. – 144 с.
104.Экономическая энциклопедия. – М.: Экономика: Ин-т экон. РАН, 1999. – 1050с.
- Яшин, С.Н., Кошелев Е.В. Финансовый и инвестиционный анализ инноваций: учеб. пособие / НГТУ им. Р.Е. Алексеева.- Нижний Новгород, 2010. - 307с.
- Яшин, С.Н. Формирование механизма и технологии управления инновационной деятельностью предприятий региона: монография / С. Н. Яшин, Н. А. Мурашова; НГТУ им. Р. Е. Алексеева. – Нижний Новгород, 2010. – 256с.
- Яшин С.Н., Трифонов Ю.В., Кошелев Е.В. Формирование механизма управления инновационным развитием промышленного региона: монография. Н. Новгород: ООО «Печатная Мастерская РАДОНЕЖ», 2017.
108.Dalrumple, Douglas J. Marketing Management / J.D. Dalrumple. – 6 th eg. – Johy Wiley & Sons, 1995.
109.Hall, B. Innovation and Diffusion / The Oxford Handbook of Innovation // B.Hall, J. Fagerberg, D. Mowery, R.R. Nelson (eds.). – Oxford: Oxford U P, 2005.
110.Hunt, S.D. Marketing Theory: the Philosophy of Marketing Science / S.D. Hunt. – N. Y.: Irwin, 1983.
111.Jams Thurmond An Argument for Investing in Infrastructure / J. Thurmond // Public Management, 1984.
112.Kline, S.J. An Overview of Innovation / The Positive Sum Strategy: Harnessing Technology for Economic Growth // S.J. Kline, N. Rosenberg. – Washington D.C.: National Academies Press, 1986.
113.Lundvall, B.A. National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning / B.A. Lundvall. – London: Pinter Publishers, 1992.
114.Nelson , R.R. An Evolutionary Theory of Economic Change / R. R. Nelson, S. G. Winter. – Cambridge: Belknap Press, 2005.
115.Nelson, R.R. National Innovation Systems / R. R. Nelson. – Oxford: Oxford U P, 1993.
116.Perreault, W.D. Essentials of Marketing / W.D Perreault, E.J. McCarthy. – N.Y.: McGraw-Hill/Irwin, 2005. – 688 P.
117.Proposed Guidelines for Collecting and Interpreting Technological Innovation Data - Oslo Manual // OECD. – Paris: Eurostat, 1997.
118.Rosenberg, N. Exploring the Black Box: Technology, Economics, and History / N. Rosenberg. – Cambridge: Cambridge University Press, 1994.
119.Rosenstein, Rodan P. Notes on the Theory of the Big Push in Economic Developmtnttore Latin America / R.P. Rosenstein. – N.Y., 1991. – P.60.
120.Schumpeter, J.A. The theory of economic development: An Inquiry into Profits, Capital, Credit, Interest and the Business Cycle. / J.A. Schumpeter. – Cambridge, 1934.