ВКР|Теория государства и права (ТГиП)

Форма государства: исторический опыт и современные проблемы

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2016 | Страниц: 74

Цена: 1 500
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ

1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

1.1. Учения о форме государства

1.2. Понятие, характерные черты форм государства

2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА ФОРМЫ

 ГОСУДАРСТВА

2.1. Причины и особенности изменения форм государственного режима

2.2. Форма российского государства на современном этапе

2.3.  Проблемы и перспективы развития формы российского государства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы дипломной работы определяется необходимостью с современных позиций рассмотреть категорию формы государства, выявив факторы, влияющие на форму государства. Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти). Форма государства характеризует отношения между людьми и государством в процессе управления ими, способы организации высших органов государственной власти, административно-территориальную организацию государства. Все эти правоотношения, взятые вместе, образуют публичный правопорядок, который называется государственным устройством.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, регламентирующие отношения между людьми и государством.

Предметом исследования выпускной квалификационной работы является форма государства (формы правления, устройства и режима), виды, классификации форм государства.

Теоретической основой написания работы послужили учебники ведущих юристов по теории государства и права, истории политических и правовых учений (Аристотель, Платон, Полибия, Цицерона  и др.), основам права, учебно-методические пособия, монографии по правовому государству, гражданскому обществу ведущих ученых правоведов современности и прошлых поколений. Также источником и материалом для работы послужили статьи из газет и журналов, нормативно – правовые акты, основной закон (Конституция Российской Федерации).

Целью работы является рассмотрение исторического становления России как формы государства, изучение современных проблем института формы государства.

Эта цель предполагает постановку и решение следующих основных задач:

- изучить учения о форме государства

- рассмотреть понятие, характерные черты форм государства

- рассмотреть и проанализировать причины, особенности изменения форм государственного режима

- рассмотреть форму  российского государства на современном этапе

- изучить проблемы и перспективы развития формы российского государства.

Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в том, что была предпринята попытка комплексного рассмотрения формы государства, факторов, влияющих на форму государства, при этом показано, каким образом форма государства и составляющие ее элементы определяют политику государства.

Теоретическая и практическая значимость дипломной работы состоит в том, что в ней на основе систематического изучения философских и юридических концепций, а также анализа конституционных актов и действующего законодательства разработано комплексное представление о форме государства, факторах, влияющих на форму государства, дано описание основных моделей государств в зависимости от формы государств.

Методологическую основу работы составляет всеобщий диалектико-материалистический метод, ретроспективный метод и методы анализа, синтеза, сравнительного правоведения.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Исследование изменений форм правления в Российском государстве в период с XII-XV вв. по настоящее время показало их многообразие и изменяемостью
  2. Республиканская форма правления возникает в России в качестве альтернативы монархии в условиях интенсивного развития экономических отношений, когда экономически господствующие слои общества отделены от верховной власти, но стремятся к ней.
  3. Установлено что в зарубежных странах, происходит смещение определенных форм правления, в том числе и республиканской и монархической формы правления.
  4. Проведен анализ существующей в настоящее время в России формы правления, а именно президентско-парламентской республике и данные ее основные характеристики и тенденции развития.

Структура работы состоит из введения, двух глав и списка литературы

 

1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

1.1. Учения о форме государства

В отечественной и зарубежной литературе проблемы, касающиеся форм государства, традиционно занимали значительное место и привлекали к себе особое внимание исследователей. Констатируя данное обстоятельство, Г. Еллинек не без оснований писал, что "определение форм государства, родов государства является одной из старейших проблем государствоведения". Учение о формах государства играет «весьма значительную роль у Платона и Аристотеля, и, по всей вероятности, зачатки его относятся еще к более древней эпохе»[1].

Рассматривая понятие формы государства, равно как и различные ее стороны и аспекты, необходимо исходить, прежде всего, из того, что форма: а) является одной из важнейших "составных" частей, проявлений и атрибутов государства и б) не существует сама по себе, вне связи и взаимозависимости с другими "составными" частями, атрибутами государства.

В частности, форма государства всегда имеет самую непосредственную связь с сущностью и содержанием государства, выступает в качестве выразителя его сущности и содержания. Исходя из этого, можно сказать, что каковы сущность и содержание государства, такова, в конечном счете, и его форма.

Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Изучить же государство с точки зрения его формы - значит, в первую очередь изучить его строение, составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.

Форма государства, так же как его сущность и содержание, никогда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, неизменной. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов она всегда изменялась и развивалась. Постоянно менялось и представление о ней. Справедливо утверждение Л. Гумпловича о том, что "учение о различии государств или о государственных формах является столь же шатким и неустановленным, как и определение понятий государства"[2].

Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, что за всю историю развития государства и права были выдвинуты десятки, если не сотни различных теорий о форме государства. Предлагались самые различные подходы и варианты решения данной проблемы. Еще в Древней Греции и Древнем Риме философы и юристы высказывали самые различные, порой весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они различаются[3].

Один из величайших мыслителей античности, древнегреческий философ Платон исходил, например, из того, что идеальной формой правления "идеального государства" как государства "лучших и благородных" является "законная власть немногих" - аристократия. Кроме того, им рассматривались "законная монархия" - царская власть и "незаконная" - олигархия[4].

Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене в силу "испорченности человеческой натуры" ее форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и, соответственно, в этом же направлении изменять свою форму.

Аристократия, согласно учению Платона, приводящая к появлению частной собственности на землю и превращению свободных людей в рабов, может вырождаться в так называемую тимократию. Последняя, представляющая собой критско-спартанский тип государства, господство наиболее сильных воинов, может постепенно превращаться в олигархию. Олигархия же, основанная на имущественном цензе и власти немногих богатых, - в демократию. Наконец, демократия как власть народа и для народа, в силу опьянения последнего свободой сверх меры, в "неразбавленном виде" может вырождаться в свою противоположность-тиранию - самую худшую форму государства, при которой безраздельно господствуют произвол, бесправие широких масс и насилие. Глава государства - тиран - захватывает власть от имени народа и выступает как "ставленник народа"[5].

На многообразие форм государства имел свои взгляды и Аристотель - ученик Платона и вместе с тем его критик. Считая форму государства системой, олицетворяемой верховной властью в государстве, Аристотель определял ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство) как монархию, аристократию или политию-демократию. Эти формы государства он назвал "правильными", ибо в них просматривалась общая польза правителей. Каждая из данных "правильных" форм могла легко искажаться и превращаться в соответствующую "неправильную" форму - тиранию, олигархию или охлократию. "Неправильные" формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях[6].

Традиции древнегреческой мысли в исследовании форм государства развивались и в Древнем Риме. Цицерон (106-43 гг. до н.э.), например, выделял в зависимости от числа правителей три простые формы государства (царскую власть - монархию, власть оптиматоров - аристократию, народную власть - демократию) и смешанную форму.

Когда верховная власть находится в руках у выборных лиц, то говорят, что "эта гражданская община управляется волей оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют) является такая община, в которой все находится в руках народа"[7]. Для того чтобы предотвратить искажение и вырождение той или иной простой формы государства, великий римский оратор и государствовед предлагал использовать смешанную форму, складывающуюся в результате выделения и смешения положительных качеств всех простых форм[8].

Учения и отдельные идеи, касающиеся формы государства, развивались не только в Древней Греции и Древнем Риме, но и в других странах. Причем не только на ранних и средних стадиях существования и развития цивилизации, но и во все последующие столетия.

Значительное внимание исследованию формы государства уделяется в современной отечественной и зарубежной литературе. Разумеется, среди авторов-современников, так же как и среди предшественников, нет единого мнения о понятии, видах и содержании формы государства. Высказываются самые разные точки зрения. Имеют место самые различные подходы к определению понятия и содержания формы государства, а также к их классификации.

Традиционным, например, для отечественного государствоведения и правоведения 60-70-х годов было представление о форме государства как институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства[9]. Позже, вплоть до настоящего времени, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. Данное глубоко обоснованное мнение преобладает не только в отечественной, но и в зарубежной литературе.

Говоря о форме государства как таковой, следует заметить, что в разные годы, равно как и в настоящее время, она определялась и определяется неодинаково.

В одних случаях под формой государства понимается "внешнее выражение социально-классового и национально-территориального содержания государства, которое определяется характером взаимоотношений между основными структурами системы государства - между высшими органами государственной власти, между этими органами и органами власти и управления территориальных подразделений государства"[10]. При этом поясняется, что "правовое положение высших органов государственной власти и отношения между ними определяют форму управления". В то же время отношения государства как целого с его составными частями (административно-территориальными единицами, автономными образованиями, субъектами федерации) "определяют форму государственного устройства"[11].

В других случаях под формой государства подразумевается "организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима"[12].

Наконец, в третьих случаях о форме государства говорится как о категории, которая "показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности"[13].

Существуют и другие варианты определения понятия формы государства как таковой, безотносительно ее различных видов и разновидностей. Они в той или иной мере отличаются друг от друга. Однако их различия не играют существенной роли, поскольку это в основном формально-юридические, а точнее - "лингвистические" отличия, касающиеся степени точности тех или иных определений и формулировок.

Гораздо более важным во всех этих определениях формы государства является не их различие, а сходство, заключающееся в том, что они, независимо от своих внешних особенностей и атрибутов, определяют и "оформляют" один и тот же объект - явление под названием государственная (публичная) власть[14].

Нормативные источники:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  2. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
  3. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
  4. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О саморегулируемых организациях».
  5. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О национально-культурной автономии».
  6. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
  7. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «Об общественных объединениях».
  8. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О политических партиях».
  9. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 30.03.2016) «О коммерческих организациях».
  10. Указ Президента РФ от 03.06.96 N 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации».
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года № 275. (ред. от 23.12.2014) "Об утверждении Правил формирования и предоставления из федерального бюджета единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2015).
  12. Приказ Минфина России от 29.10.2015 N 409 "Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации".

Учебная и научная литература:

  1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2 т. 3-е изд., стереотипное. Т. М.: Юристъ, 2011.- 320 с.  
  2. Актуальные проблем истории государства и права, политических и правовых учений. Под ред. О.Ю. Рыбакова. Москва, Статут, 2012. – 191 с.
  3. Актуальные проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Р.В. Шагиева. - М.: Норма, 2015. – 214 с.
  4. Бехтерев С.Л. Региональный социум в переходный период российской государственности на рубеже XX—XXI вв. (историко-правовой анализ): монография / отв. ред. Л.Н. Бехтерева. Ижевск, 2012. – 395 с.
  5. Глава государства: монография / Кутафин О.Е. - М.: Проспект, 2013. - 560 c.
  6. Градовский А.Д. Общее государственное право. М.: Книга по Требованию, 2012.- 388 с.
  7. Григорьев В.А. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.А. Григорьев. - М.: ИНФРА-М, 2015. – 218 с.
  8. Гукежиоков М.X. Проблемы классификации форм государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011.
  9. Гумплович Л. Общее учение о государстве. М.: Проспект, 2015. – 626 с.
  10. Деркач А.А. Теория государства и права. 2-е изд. -М.: РАГС, 2011. – 161 с.
  11. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2008. – 458 с.
  12. Жданов Д.В. Теория государства и права. 2-е изд., перераб и доп. М.: «ЛексКнига», 2012. – 629 с.
  13. И.Ф.Мачин. История политических и правовых учений. Москва, ЮРАЙТ, 2013. - 412 с.
  14. Иванников И.А. Теория государства и права. М.: РИОР; ИНФРА-М: Академцентр, 2012. – 352 с.
  15. Иванов А. А. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А. А. Иванов; под ред. В. П. Малахова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. – 351 с.
  16. Левакин И.В. Российская Федерация: проблемы государственного единства / И.В. Левакин. М.: "Эдель-М", 2002. - 320 с.
  17. Марченко М.Н. //Теория государства и права: учебн. пособие для вузов. – М.: Зерцало, 2-е изд., 2013. – 560 с.
  18. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 560 с.
  19. Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства. Л., 1971. – 163 с.
  20. Спасенников, Б. А. Теория государства и права: [Электронный ресурс]: курс лекций по дисциплине Теория государства и права.- М.: ФЛИНТА, 2013. – 290 с.
  21. Смоленский М.Б. Правовая культура как элемент социокультурного пространства: Перспективы становле­ния в современной России: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Ростов н/Д, 2014. – 9-10 с.
  22. Теория государства и права. Практикум/Е.В.Сафронова, А.Ю.Кузубова, Л.Л.Соловьева - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 195
  23. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько; РАН. Саратовский филиал Института государства и права. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 640 с.
  24. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько; РАН. Саратовский филиал Института государства и права. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 640 с.
  25. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.Г. Хабибулина, В.В. Лазарева. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. - 624 с

Периодические издания:

  1. Алебастрова И. А. Большинство и меньшинство в демократической политической системе: к вопросу о гарантиях статуса оппозиции. Конституционное и муниципальное право. 2015. № 1. - 17-23 с.
  2. Арзамаскин Н.Н. Теоретико-методологические основания возникновения, становления и развития формы рос­сийского государства: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. – 26 с.
  3. Боброва К.Н. Конституционно-правовая характеристика формы российского государства и направления ее развития: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. – 125 с.
  4. Борис Макаров.Россия: Особенности национального голосования - 2012г. - 1-21 с.
  5. Бошно С.В. Государство и право. Право и современные государства. 2013. № 6. – 1-16 с.
  6. Гаптрахманов В.М.Принципы и формы организации государственной власти в России: политико-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. Казань, 2013. – 4-5 с.
  7. Ескина Л.Б. К вопросу об обосновании института конституционно-правовой ответственности в российской правовой системе. Конституционное и муниципальное право. 2012. № 8. - 4-15 с.
  8. Иванников И.А. Эффективность государственной власти в России: теоретико-политологический анализ: авто­реф. дис. ... д-ра полит. наук. Ростов н/Д, 2006. – 7 с.
  9. Сироткин М.В. Особенности федерализма на современном этапе развития России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. – 10-11 с.
  10. Кряжков В.А. Выборы в системе местного самоуправления: конституционно-правовая модель, тенденции и перспективы. Конституционное и муниципальное право. 2011. № 9. - 53-56 с.
  11. Кряжков В.А. Законодательная модернизация статуса Конституционного Суда Российской Федерации Конституционное и муниципальное право. 2011. № 10. - 29-34 с.
  12. Киреев В.В. Теоретические проблемы реформирования Конституции Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Челябинск, 2010. – 7-8 с.
  13. Коломытцева О.Н. Контроль общества над государством: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2013. – 24-25 с.
  14. Кушхов И.Р. Соотношение элементов формы государства. Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 6. – 10-15 с.
  15. Лукьянова Е. А. Депутатские риски (некоторые вопросы современной трансформации статуса депутата парламента) Конституционное и муниципальное право. 2012. № 9. - 34-39 с.
  16. Лукьянова Е. А. Общество и государство в России – диагностика состояния глазами конституционалиста Конституционное и муниципальное право. 2013. № 4. - 16-21 с.
  17. Лукашевич М.Б. Эволюция формы Российского государства (историко-правовой анализ): дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2013. – 191 с.
  18. Мазаев В. Д., Минх Г. В. Законодательная инициатива как инструмент реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации Конституционное и муниципальное право. 2013. № 1. - 50-55 с.
  19. Михайлов А.Е. Перспективы развития формы современного российского государства в стратегии и тактике законотворчества. Юридическая техника. 2015. № 9. – 478-484 с.
  20. Шевердяев С.Н. О некоторых общих аспектах развития российского конституционного права в контексте актуализации темы политического протеста. Конституционное и муниципальное право. 2013. N 7. – 27 с.
  21. Шереметьева В.А. "Государственный режим": проблемы теории и типологии. Государственная власть. 2011. N 2. – 6-9 с.
  22. Юридический словарь. Дашков и К, 2015. – 320 с.

Интернет ресурсы:

  1. www.consultant.ru
  2. garant.ru
  3. duma.gov.ru

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

ВКР Теория государства и права (ТГиП)
2018 год 52 стр.
ВКР Понятие, структура и роль правосознания
antiplagiatpro
ВКР Теория государства и права (ТГиП)
2015 год 58 стр.
Социальная функция государства
antiplagiatpro
ВКР Теория государства и права (ТГиП)
2020 год 50 стр.
Государственное управление в сфере защиты государственной тайны
antiplagiatpro
ВКР Теория государства и права (ТГиП)
2020 год 61 стр.
Принципы исследования социально-экономических и политических процессов
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское