ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Формирование нравственных качеств личности как психолого-педагогическая проблема
1.2 Формирование нравственных качеств у младших школьников
1.3 Роль внеурочной деятельности в формировании нравственных качеств младших школьников
2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников
2.2 Методика формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности
2.3 Результаты опытно - экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
В современных научных трудах широко рассматривается проблема формирования духовных, нравственных качеств и ценностных ориентаций у школьников разного возраста. Очевидны основные предпосылки ее возникновения. Во-первых, ученики живуткачеств в ценностном пространстве, создаваемом старшими членами семьи, которые по-разному пережили противоречивость ценностных тенденций в общественном сознании в 90-х годах. Во-вторых, отношения детей с внешним миром очень часто опосредуются телевизионными передачами, мультфильмами и фильмами, а также компьютерными играми, имеющими низкое качество с точки зрения нравственности и высокую популярность среди юных россиян. В-третьих, можно отметить неопределенность взглядов педагогов на содержание воспитания и организацию внеурочной деятельности детей.
Среди предпосылок актуальности исследований нравственной сферы современных учеников начальных классов выделяют В.И. Максакова, возрастные особенности и личность самого младшего школьника. Он изменился вместе с преобразованиями в обществе. Под влиянием новых социальных условий в его жизни появились следующие черты: информированность, пластичность в освоении новых объектов и явлений окружающей действительности, критичность, требовательность к уровню жизни, стремление к сотрудничеству, определенная независимость и самостоятельность в решении проблем отношений со сверстниками и др. Все это, с одной стороны, проявляется в более независимом от взрослого восприятии мира и поведении, а с другой стороны, повышает ориентированность на авторитеты сверстников. Данные особенности детерминируют применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
Актуальность исследования обусловлена рядом противоречий:
- между усилением внимания к проблеме нравственности детей и молодежи в обществе и приоритетностью в сознании учителей массовой школы задач обучения;
- между необходимостью в условиях складывающейся культурно-социальной среды целенаправленного формирования нравственных качеств младших школьников и стихийностью влияния на индивидуальную аксиосферу воспитанника субъективного ценностного пространства воспитателя;
- между готовностью детей младшего школьного возраста к осознанию своего отношения к явлениям социальной действительности и недостаточностью соответствующего ценностного наполнения учебно-воспитательного процесса;
Анализ современных психолого-педагогических источников свидетельствует о заинтересованности исследователей в решении проблем формирования качеств у современного поколения младших школьников. В отечественной науке предложены как разработки частных вопросов данной области М.В. Аникеев, И.В. Гильгенберг, М.В. Куранова, Е.В. Поленякина, М.И. Скоморохова, Т.Ю. Сычева, так и фундаментальные исследования, охватывающие разные возрастные этапы В.П. Бездухов, А.В. Воронцов, В.А. Караковский, Г.П. Иванова, А.В. Кирьякова, С.И. Маслов, Н.Е. Щуркова. Авторитетными учеными выявлены и поставлены вопросы, требующие дальнейшего изучения. Как свидетельствует анализ их работ, вопросам условий организации внеурочной деятельности в связи с формированием качеств учеников начальных классов уделено мало внимания. Здесь наиболее общие для школьников разного возраста и существенные ответы содержат труды В.И.
Казаренкова, Л.И. Маленковой, Н.Е. Щурковой; применительно к младшему школьному возрасту - работы В.И. Максаковой.
Проблема исследования заключается в выявлении педагогических условий, обеспечивающих формирование нравственных качеств у младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования нравственных качеств у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственных качеств у младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования заключается в определении необходимых педагогических условий для эффективного формирования нравственных качеств у младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование нравственных качеств у младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным, при соблюдение следующих условий:
- расширение ценностного пространства младшего школьника в личностно-значимой деятельности;
- организация деятельности, способствующей переживанию учениками ценностного отношения к явлениям действительности и осознанию общественного и личностного смысла ценности;
- включение младших школьников в коллективную творческую деятельность, направленную на актуализацию ценности.
Задачи исследования:
- Рассмотреть нравственные качества личности как психолого-педагогическую проблему.
- Изучить процесс формирования нравственных качеств у младших школьников Выявить особенности формирования нравственных качеств в младшем школьном возрасте.
- Теоретически обосновать роль внеурочной деятельности в формировании нравственных качеств младших школьников.
- Теоретически обосновать и эспериментально проверить эффективность условий по формированию нравственных качеств у учеников начальных классов во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования;
-эмпирические: наблюдение, беседа, опросы, анкетирование, эксперимент;
-математические методы обработки результатов.
База исследования: МАОУ СОШ № г.Ишима, Тюменской области.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Формирование нравственных качеств личности как психолого-педагогическая проблема.
В настоящее время общество получает большой объем необходимой информации, которую должны научиться тщательно выбирать. Людям необходимо иметь определенного вида нравственный «стержень», именно это поможет сохранить культуру на земле.
Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения очень актуальна на сегодняшний день. Каждый из нас старается оценивать свои действия, поступки, анализирует их. Все индивидуальны, то что существенно важно одному, для второго может не иметь ни какого значения. Одинаковые события, воспринимаются каждым человеком по своему. Во все времена философы задавались вопросом: Что же такое на самом деле нравственные ценности. Итак, философы отводят эмоциям и чувствам людей определенную значимость [18,с.3].
В учебнике по этике Гусейнова А.А. даётся следующее определение. Ценностями называются общие, установившееся представления, удовлетворяющие потребностям и интересам социума [11]. Согласно понятию, Лапина Н.И. ценностями называют общие знания людей о нормах своего поведения. На эти представления ориентируются ни только отдельные индивиды, но и социум, который с ними соотносит свои действия [26]
Все вышеперечисленное помогает нам дать определение ценности. Ценность – это значимость предмета или явления, которую она представляет для субъекта. По другому ценность можно назвать смыслом жизнедеятельности человека. Нравственность человека определятся в том, насколько он может учитывать другого человека и определять свое поведение в соответствии с благом общества и индивидов [45]. Обобщённо можно сказать, что суть нравственности можно вывести через понятие гуманизма.
Нравственность — есть принятие ответственности за всё что происходит с индивидом. Нравственность базируется на свободном выборе. Мораль же выступает как внешнее требование к поведению личности в соответствии с законом. Нравственность в свою очередь — есть внутренняя установка человека совершать поступки по совести. Исходя из всего этого мы можем вывести определение. Нравственные ценности - это внутренние духовные качества, регулирующее поведение индивида, которым следует человек. Также мы принимаем точку зрения из определения Кагана М.С., которая состоит в том, что нравственные ценности - это принятая общественная мораль, контролирующая его собственное поведение, опирающаяся на его моральные принципы и чувство совести [15].
В «Программе воспитания школьников» [51] Н.Е. Щуркова создала пирамиду базовых ценностей. Представим ее в виде схемы .
Рисунок 1.Пирамида базовых ценностей Н.Е. Щурковой
Мы будем опираться на мнение о том, что намного практичней будет взять во внимание небольшое количество, наиболее важных ценностей, которые в являются общими целями и ориентациями социализации и воспитания [32].
В нашем исследовании мы будем рассматривать следующие основные ориентиры: «человек», «близкие», «отечество», "человечество». Исходя из нашей точки зрения опора именно на данные четыре основания, обеспечит формирование следующих наиболее актуальных качеств для детей, как самостоятельность и оказание помощи в трудных ситуациях, смелость, честность, чуткость, доброта, дружелюбие. Именно эти ценности мы и будем рассматривать в исследовательской работе. В нашем исследовании мы рассмотрим 4 основных критерия нравственности: когнитивный, оценочно-эмоциональный, мотивационный, поведенческий, представим в таблице 1.
Таблица 1. Критерии нравственности
№
|
Критерии
|
Характеристика
|
1
|
Оценочно-эмоциональный
|
находится в довольно тесном взаимодействии с когнитивным критерием. Это происходит потому, что ценности имеют кардинальное отличие от знаний. Они показывают оценку индивида и формируются на уровне ощущений, в основном неосознанно. Оценки, показывающие отношение к нравственным ценностям, эмоциональные образы нравственных качеств, тон эмоциональных переживаний определяют явные показатели.
|
2
|
Мотивационный критерий
|
Его определяют: нравственные потребности и мотивы, сочувствие, альтруизм.
|
3
|
Поведенческий критерий
|
относятся индивидуальные оценивающие суждения, постоянство проявления себя, содержащее в себе некую однообразность в разнообразных случаях или условиях. Также к поведенческому критерию мы отнесём опору на общеизвестные нормы проявления себя в обществе.
|
4
|
Когнитивный критерий
|
входят общие воззрения о нравственных качествах в поведении людей, а также суть определённых нравственных цкачествах
|
Само понятие «развитие нравственности» раскрывается, как развитие личности и изменение сознания, ощущений и поведения в ходе выражения личностью своей индивидуальности в деятельности и поведении [2]. Процесс, который называется «формирование» же толкуется как формирование определенных сторон личности, которое содержит в создание таких ситуаций, в которых получается новый опыт. Формирование нравственных качеств имеет зависимость от возрастных особенностей младших школьников. [29]. В младшем школьном возрасте появляется сознательное подражание и идентификация [14]. Одним из факторов состоит в зависимости ребёнка от оценки его поведения взрослым. Например, освоение правил поведения имеет зависит от организации обратной связи. Данный вид оценки является подкреплением действий и поступков ребёнка. В оценке взрослого имеет большое значение поощрение, похвала, осуждение и наказание [28]. Но данный вид оценки будет иметь свои последствия. В.Е. Субботинский в своих исследованиях [5] доказал, что применение методов внешнего контроля, то есть поощрения и наказания приводит к формированию у ребёнка прагматичного поведения.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что формирование нравственных качеств, наиболее оптимально если основным методом будет медленный переход от ведущей роли внешнего контроля к внутреннему. Данный вид контроля может проявляться в виде самооценки, радости от сделанного, от действия или поступка или страдания от аморального поступка.
Формирование данных качеств требует отдельных занятий и много времени. В связи с тем, что на уроках больше времени уделяется учебной программе, то на полноценное формирование не остаётся времени
- Амонашвили, Ш.А. Размышления о Гуманной Педагогике / Ш.А. Амонашвили -М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2014. -464 с.
- Аплетаев, М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения / М.Н. Аплетаев -Омск: Изд-во Ом. ГПУ, 2013. -256 с.
- Артеменко, З.В. Азбука форм воспитательной работы: Справочник / З.В. Артеминко Ж.Е. Завадская -М.: Новое знание, 2014.-315 с.
- Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Л.М. Архангельский -М.: Знание, 2013. -61 с.
- Белякова, Е.Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект / Е.Г. Белякова -Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив., 2015. -152 с.
- Болотина,Л.Р. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах / Л.Р. Болотина, Д.И. Латышина -М.: Просвещение, 2012. -128 с.
- Большой толковый социологический словарь /Пер. с англ. -М, 2013.-Т. 2.-528 с.
- Внеурочная деятельность в продуктивно ориентированной открытой школе / Т.Н.Ивочкина, Т.И.Григус, Л.А.Спирина и др. -Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2014. -51 с.
- Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие /И.А.Колесникова, Н.Б.Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванов; Под общ. ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой. -М.: Издательский центр «Академия», 2015. -336 с.
- Гильгенберг,И.В. Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания: Автореф. дис. ... канд. пед. Наук / И.В. Гильгенберг -Челябинск, 2012. -23 с.
- Гусейнов,A.A. Этика: Учебник для студентов высших учебных заведений / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян -М.: Гардарика, 2014. -472 с.
- Демакова,И.Д. Должность или призвание: Беседы с организатором внеурочной воспитательной работы: Книга для учителя / И.Д. Демакова -М.: Просвещение, 2011.-159 с.
- Иванов, A.B. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности учащихся в условиях школьной среды//Научные труды государственногоНИИ семьи и воспитания / А.В. Иванов -М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2014. -Т.1.-С.83-87.
- Иващенко,Ф.И. Психология воспитания школьников. Учебное пособие / Ф.И. Иващенко -Минск: Ушверсггэцкае, 2013. -128 с.
- Каган, М.С. Философскаятеория ценностей / М.С. Каган -СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2009. -205 с.
- Казаренков,В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников: Учебное пособие / В.И. Казаренков -М.: Логос, 2009. -96 с.
- Караковский,В.А. История воспитательной системы обычной школы//Школа воспитания: 825-й маршрут / В.А.Караковского, Д.В.Григорьева, Е.И.Соколовой. -М.: Педагогическое общество России, 2014. -С. 7-30.
- Караковский,В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика шк. восп. Систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова -М.: Новая школа, 2011. -160 с.49.Кирьякова,A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей / А.В. Кирьякова -Оренбург, 1996. -188 с.
- Кирьякова,A.B. Педагогическая аксиология и инновационные процессы в обучении: Учебное пособие / А.В. Кирьякова, Г.А. Мелекесов -М.: Компания Спутник +, 2014. -103 с
20.Козлова,A.A. О развивающих играх для младших школьников//Тропинками педагогического поиска (в помощь организаторам внеурочной деятельности младших школьников) / А.А. Козлова, .И. Клочкова, И.В. Цветкова. -М.: Б.и., 2013. -Вып.1. -67 с.
21.Колечиц,Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т.Н. Колечиц, З.А. Кейлина-М.: Просвещение, -2010.
- Крушельницкая,О.И. Все вместе: Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству: Учеб.-метод. Пособие / О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова -М.: ТЦ Сфера, 2014. -80 с.
23.Кульневич,C.B. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина -Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2010. -288 с.
24.Кутьев,В.О. Внеурочная деятельность школьников / В.О. Кутьев -М.: Просвещение, 2013.-223 с.
25.Лазурский,А.Ф. Программа исследования личности в ее отношениях к среде / А.Ф. Лазурский -СПб.: Тип. Александрова, 2012. -40 с.
26.Лапин,Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян //Социологические исследования / Н.И. Лапин -2015. -No 5. -С. 3-19.
27.Лихачев,Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей России в XIX и XX веках) / Б.Т. Лихачев -Самара: Издательство СИУ, 2014. -85 с
28.Лихачев,Б.Т. Воспитание и социум: личностные смыслы общественного самосознания / Б.Т. Лихачев -М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2009.-150 с.
29.Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников: Метод пособие для учителя / В.И. Максакова -М.: Просвещение, 2013. -254 с.
- Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие / Л.И. Маленкова -М.: Педагогическое общество России, 2012. -480 с.
31.Байкова, Л.А Методика воспитательной работы: Учебное пособие / А.Л. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина -М.: Академия, 2015. -144 с.
32.Нравственность в современном мире -Мн: Изд. ООО «Красико -Принт», 2013. -128 с.
33.Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов, Под общ. ред. Л.И, Скворцова. -М.: Изд-во Оникс; Изд-во Мир и образование, 2014. -976 с.
34.Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. -Москва: Большая Российская энциклопедия, 2012. -528 с.
35.Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии / С.Д. Поляков -М.: Новая школа, 2013. -304 с.
36.Слободчиков,В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев -М.: Школьная пресса, 2010.-416 с.
37.Созонов,В.П. Организация воспитательной работы в классе / В.П. Созонов -М.: Центр «Педагогический поиск», 2012. -160 с
.38.Философский энциклопедический словарь /Под ред. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутинко. -М.: ИНФРА-М., 2008. -576 с.
39.Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? / К. Фопель -М.: Генезис, 2009. -541 с.
40.Харламов, И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания //Педагогика / И.Ф. Харламов -2013.-No 3. -С. 52-60.
41.Ценностные ориентации в сфере педагогического образования: история и современность. Сб. в 2-х ч. /Под ред. Равкина З.И. -М., 2015