В условиях развития рыночных отношений в национальной экономике страны проблема управления коммерческой деятельностью любого предприятия занимает первое место. Но, несмотря на то, что первые теории коммерческой деятельности были сформированы около двух тысяч столетий назад, отечественные экономисты начали уделять должное внимание данному вопросу только лишь в 90-х годах ХХ столетия.
В настоящее время отрасль общественного питания является одной из наиболее перспективных отраслей российской экономики. При этом положительная динамика развития отрасли сопровождается усилением конкуренции на рынке. Исследование конкурентоспособности отечественных предприятий общественного питания приобретает особую актуальность в современных условиях членства России во Всемирной торговой организации. Отмена таможенных пошлин сделает импортную продукцию более доступной для российского покупателя, что, в свою очередь, послужит дополнительным стимулом для отечественных производителей к совершенствованию своей продукции. Вследствие этого на внутреннем рынке будут обеспечены необходимые условия для поддержания здоровой конкуренции между российскими и зарубежными предприятиями. Однако если отечественные предприятия общественного питания не смогут приспособиться к динамичным условиям современной экономики и, соответственно, не смогут существенно повысить свою конкурентоспособность, то они будут вытеснены транснациональными корпорациями, стремительное проникновение которых на внутренний рынок очевидно.
Общественное питание представляет собой крупную, широко разветвленную отрасль народного хозяйства со своими специфическими особенностями, которая наряду со здравоохранением, социальным обеспечением населения и торговлей решает важные социально-экономические задачи.
В условиях высокой конкуренции на рынке товаров и услуг хозяйственная деятельность предприятий требует постоянного развития, совершенствования и обновления. Предприятия самостоятельно вырабатывают стратегию и тактику своей деятельности на основе маркетинговых исследований рынка, внедрения последних достижений научно-технического прогресса, новых технологий, эффективных форм хозяйствования и управления, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ организации коммерческой деятельности предприятия общественного питания и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Задачи исследования:
1) рассмотреть теоретические подходы к определению понятия «коммерческой деятельности»;
2) изучить организацию коммерческой деятельности на предприятиях общественного питания;
3) провести анализ коммерческой деятельности ИП Ушаков С.В. «Суши-Маркет»;
4) разработать пути совершенствования коммерческой деятельности ИП Ушаков С.В. «Суши-Маркет».
Объектом исследования является ИП Ушаков С.В. «Суши-Маркет».
Предметом исследования – коммерческая деятельность ИП Ушаков С.В. «Суши-Маркет».
Основные методы исследования: анализ и систематизация научной литературы по теме исследования, анкетирование клиентов, наблюдение, методы экономического анализа.
Выпускная квалификационная работа содержит введение, три главы, заключение, список использованных источников, состоящий из 31 наименования и приложений.
1 Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности
1.1 Сущность и формы коммерческой деятельности общественного питания
Реализация рыночных отношений возможна только при условии товарно-денежных отношений, которым сопутствуют коммерческие процессы, выполняемые субъектами рынка.
Термин «коммерция» (от лат. commercium - торговля) имеет двоякое значение: с одной стороны он определяет сущность торговой отрасли (по мнению В.И. Даля, коммерция - это «торг, торговые обороты, купеческие промыслы»[7]), с другой стороны - содержание торговых процессов, направленных на активизацию и осуществление купли-продажи товаров (а также на выполнение работ, оказание услуг) в разных отраслях экономики.
Характеризуя сущность коммерции, следует основываться на том, что коммерция представляет собой «вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который является основой любого по-настоящему цивилизованного государства рыночной экономики» [25].
Понятие «коммерция» имеет не одно понятие в разных экономических источниках (таблица 1).
Таблица 1 – Различное трактование понятие «Коммерция»
Литература
|
Определение
|
Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли: учебник / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К°, 2008. – 696 с.
|
под коммерцией понимается деятельность юридических, а также физических лиц по осуществлению операций купли-продажи товаров и оказанию услуг с целью удовлетворения спроса и получения прибыли [8]
|
Каплина С.А. Организация коммерческой деятельности: учеб. пособие / С.А. Каплина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 448 с.
|
коммерция – это деятельность в сфере распределения и обмена товарно-материальных ценностей, которые создают условия для качественного осуществления процессов производства и потребления[13]
|
Окончание таблицы 1
|
Литература
|
Определение
|
Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность / Ф.Г. Панкратов, Н.Ф. Солдатова. – М.: Мир, 2017. – 500 c.
|
Коммерческая деятельность представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленную на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли[25]
|
Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.П. Половцева. – 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 248 с.
|
Коммерческая деятельность – это неотъемлемое условие потребительского рынка, сферы коммерческого предпринимательства, где происходит обмен денег на товары и товаров на деньги, процессы, связанные с куплей и продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых рынков товаров, минимизацией издержек обращения и получением прибыли[26]
|
Короткова Т.Л. Коммерческая деятельность: учебник / под ред. Н.К. Моисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с.
|
Коммерческая деятельность представляет собой специфический технологический процесс, под которым понимается совокупность операций, связанных с движением товара по товаропроводящей сети и его реализацией (транспортирование, хранение, упаковка, фасовка, купля-продажа и т.д.)[17]
|
Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность: учебник / С.Н. Виноградова, О. В. Пигунова. – Минск: Вышэйшая школа, 2005. – 352 с.
|
Коммерческая деятельность – это организационно-хозяйственные операции, обслуживающие обмен, совершение акта купли-продажи с целью получения прибыли[5]
|
Таким образом, под коммерческой деятельностью мы будем понимать совокупность процессов, которые связаны с куплей и продажей товаров, удовлетворением спроса населения, развитием целевых товарных рынков, сокращением издержек обращения и получением максимальной прибыли.
Цель коммерческой деятельности: максимизация прибыли от выполнения различных видов коммерческих операций, каждая из которых должна быть направлена на получение максимально возможной выгоды в конкретных условиях.
Предметом коммерческой деятельности участников служит совокупность процессов по купле-продаже товаров и услуг в сфере товарного обращения. В качестве объектов коммерческой деятельности выступают товары, услуги, работы, а также коммерческие сделки, коммерческие риски. Субъектами коммерческой деятельности являются: все участники рынка, в том числе государство (правительство, государственные органы); юридические лица и индивидуальные предприниматели; домашние хозяйства и граждане.
Развитию коммерческой деятельности способствует специально сформированная и отвечающая рыночным требованиям инфраструктура, которая должна способствовать оперативному и эффективному осуществлению товарообменных операций, юридическому и экономическому контролю за их проведением, осуществлять информационное обеспечение [16].
Коммерческую деятельность следует рассматривать как систему, имеющую составные элементы (процессы, операции, действия), системные характеристики функционирования и цели.