Введение
1 Себестоимость продукции как важнейший показатель деятельности предприятия
1.1 Понятие себестоимости продукции, классификация затрат на производство и реализацию продукции
1.2 Анализ затрат на производство и себестоимости продукции
1.3 Порядок проведения анализа себестоимости продукции
2 Анализ себестоимости и струткуры затрат ЗАО «СМУ - 5»
2.1 Характеристика ЗАО «СМУ - 5»
2.2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Оценка структуры и динамики показателей затрат ЗАО «СМУ - 5»
2.4 Факторный анализ показателей затрат и себестоимости в ЗАО «СМУ - 5»
3 Управление затратами в строительной компании ЗАО «СМУ - 5»
3.1 Обоснование мероприятий по сокращению затрат В ЗАО «СМУ - 5»
3.2 Построение сметного уравнения затрат и маржинальный анализ в ЗАО «СМУ - 5»
3.3 Пути финансовой стабилизации ЗАО «СМУ - 5»
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
Приложение Ж
В условиях становления рыночных отношений возрастает роль прибыли как основного обобщающего показателя финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности сами планируют свою деятельность и выбирают пути развития, исходя из спроса и предложения товаров и предполагаемых инвестиций. Большая часть предприятий адаптировались к рыночным условиям, однако доля убыточных компаний в России достаточно велика. Во многом это объясняется недостаточным вниманием к вопросам эффективного управления затратами.
В современных условиях многие российские предприятия находятся в трудной экономической ситуации, основной их задачей является сохранение конкурентоспособности. Изменения внешних условий деятельности предприятия происходят очень часто, поэтому возникает необходимость организационной перестройки внутри системы управления затратами, направленной на быстрое реагирование на возникающие изменения. Это, в свою очередь, приводит к необходимости использования стратегически ориентированных инструментов управления затратами на предприятии и создания для этого новых информационных систем.
Управление затратами - это динамический процесс, включающий управленческие действия, целью которых является достижение высокого экономического результата деятельности предприятия.
Для успешной деятельности предприятия необходимо создать эффективную систему управления затратами, в рамках которой информация о затратах используется для разработки стратегии развития, направленной на достижение устойчивого преимущества перед конкурентами. именно с этих позиций следует подходить к созданию на предприятии системы управления затратами. Информация о затратах является основой для принятия большого числа управленческих решений, например, какую продукцию производить, от выпуска какой продукции отказаться, какую цену установить, производить или покупать комплектующие изделия и т.д.
В реализации современных методов управления затратами российская практика отстала от западной. Главной задачей предприятий было удовлетворение общественных потребностей народного хозяйства и граждан при минимальных затратах, поэтому больше внимания уделялось интенсификации производства, повышению производительности труда и его эффективности, а не повышение конкурентоспособности. При этом руководители предприятий были фактически отчуждены от сферы управления затратами.
В настоящее время предприятия вынуждены лимитировать прибыль с учетом рыночных цен, что накладывает ограничение на рентабельность, поэтому вопросам установления зависимости затрат от рыночной конъюнктуры, в частности, от прогноза рыночных цен, уделяется всё большее внимание. В результате управление затратами выходит за рамки бухгалтерского учета, его границы расширяются от снабжения ресурсами до сбыта готовой продукции.
Существует ряд эффективных инструментов управления организацией, которые ориентируют менеджмент на достижение долговременных стратегических целей. Одним из них является система управления затратами предприятия. Среди традиционных инструментов регулярного управления затратами – планирование и учет, контроль и анализ затрат, бюджетирование и мероприятия по снижению себестоимости строительной продукции.
В организациях строительной сферы, осуществляющих стратегию лидерства на основе затрат, подразумевающую определенные управленческие подходы и различные системы управления затратами, особое внимание уделяется калькуляции нормативных затрат.
Актуальность выбранной тематики дипломной работы обусловлена тем фактом, что управление затратами невозможно без уяснения их сущности, знания структуры и специфики поведения. Суть построения системы управления затратами не сводится к ограничению и контролю расходов, она заключается в оптимизации затрат на получение строительной организацией заданного результата.
Целью работы является анализ себестоимости строительной компании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-исследовать определение и сущность затрат;
-проанализировать методы учета затрат;
-выявить особенности учета затрат в строительных организациях;
-оценить финансовое состояние предприятия;
-выявить проблемы, связанные с учетом затрат на предприятии;
-разработать рекомендации для устранения выявленных проблем.
Методологической и теоретической базой исследования послужили научные труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области управленческого учета. Были использованы труды таких авторов, как Барбарская М. Н., Мазаева П. С., Трубчанинова Е. А., Фролова И. А., Энтони А. Аткинсона и многие другие.
Объектом исследования является ЗАО «СМУ - 5».
Предметом исследования является система учета затрат в строительной организации.
Практическая значимость результатов ВКР: результаты разработок, описанных в работе, могут использоваться для формирования системы управленческого учета в строительной организации и представления информации руководителя для принятия более обоснованных решений.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составили общенаучные методы познания экономических явлений: анализ и синтез, конкретизация и абстрагирование, системный, диалектический, логический, процессный, ситуационные подходы, современные аналитические и графические методы и модели, аналитические и графические инструменты прогнозирования.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников и приложения.
Содержание работы изложено на 110 страницах машинописного текста, и включает 1 рисунок, 26 таблиц, 7 приложений. Список литературы состоит из источников.
1 Теоретические основы управления затратами на производство и реализацию продукции на предприятии
1.1 Сущность и классификация затрат предприятия
В современных условиях рыночной экономики ресурсосбережение и управление затратами выступает основной задачей предприятия в вопросах повышения его конкурентоспособности. Процесс управления затратами позволяет установить место, время и объемы расходования ресурсов предприятия для обеспечения максимально высокого уровня их отдачи. Высокий уровень затрат при низкой рентабельности продукции влечет снижение эффективности деятельности предприятия. Этим фактом обусловлено значение решения проблем управления затратами. [24, с. 6]
В процессе хозяйственной деятельности организации несут денежные затраты. Структура, состав и характер затрат определяются многими факторами. К ним, в частности, относятся отраслевая принадлежность предприятия, организационно-правовая форма, финансовая и учетная политика, законодательство, собственные ресурсы. [36, с. 19]
Перед каждым руководителем стоит задача разработки и реализации в практической деятельности различных подходов к эффективной организации учета затрат. Учет затрат есть совокупность действий по отражению всех процессов, протекающих в организации в течении определенного интервала времени, посредством количественного измерения их в натуральных и стоимостных показателях, регистрации и анализа их влияния на формирование себестоимости продукции. Такой процесс обеспечивает заинтересованных пользователей информацией необходимыми данными для адекватной оценки финансовых результатов деятельности компании и принятия эффективных управленческих решений. [33, с. 48]
Экономическая наука и практика занимаются изучением затрат одновременно с развитием производства. В теории можно выделить несколько подходов к определению затрат предприятия.
Согласно экономическому словарю, затраты следует понимать как выраженные в денежной форме расходы предприятий, предпринимателей, частных производителей на производство, обращение, сбыт продукции. В зарубежной литературе затраты чаще именуются издержками производства и обращения. Ивашкевич В.Б. характеризует затраты как выраженные в денежной форме совокупные издержки живого и овеществленного труда в процессе предпринимательской деятельности в течение определенного периода времени. Хорнгрен Ч.Т. и Фостер Дж. Затратами называют потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товары и услуги. Согласно ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Вахрушина М.А. называет затратами средства, израсходованные на приобретение ресурсов, имеющихся в наличии, и регистрируемые в балансе как активы предприятия, способные принести доход в будущем. [22, с. 76]
Обобщая вышеизложенное, под затратами следует понимать денежную оценку стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени.
Экономическая литература наряду с термином «затраты» оперирует такими понятиями, как «расходы» и «издержки», причем некоторые авторы используют их как синонимы, несмотря на разное экономическое содержание.
При определении понятия «затраты» необходимо отметить три важных аспекта:
− Затраты определяются использованием ресурсов, отражая количество и виды ресурсов, израсходованных при производстве и реализации продукции;
− При экономических расчетах используют денежное выражение затрат, когда как объем использованных ресурсов может быть выражен и в денежных, и в натуральных единицах;
− Определение затрат всегда соотносится с конкретными целями и задачами, рассчитывая объем использования ресурсов на основных этапах производственного цикла, либо по функциональным подразделениям предприятия. [44, с. 29]
Эффективная организация учета затрат на производство и реализацию продукции на предприятии во многом определяется классификацией затрат.
Классификация производственных затрат выявляет объективно существующие группы затрат, процессы их формирования и взаимоотношения между их отдельными частями. Без классификации затрат невозможно решить задачу эффективного управления ими. Сложность структуры и многообразие процессов формирования затрат предполагает подразделение их по целому ряду признаков. [15, с. 26]
По экономическому содержанию затраты принято делить на экономические элементы и статьи калькуляции. Состав экономических элементов, включающих однородные виды затрат, определяется основными факторами производства – средствами и предметами труда, трудовыми ресурсами. На основании этого возникают такие виды затрат, как затраты на оплату труда с соответствующими отчислениями на социальные нужды, сумм амортизации средств труда.
Для определения фактических затрат на производство и реализацию продукции и формирования информации о себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг), затраты группируют по калькуляционным статьям. В основе такой группировки лежит, например, место возникновения, носитель затрат. Состав статей калькуляции жестко не регламентирован и устанавливается каждой организацией самостоятельно в соответствии со спецификой производственного процесса и характером продукции. [30, с. 59]
По отношению к производственному процессу затраты делят на основные и накладные. К основным относятся затраты, входящие в состав производственной себестоимости продукции, непосредственно связанные с технологическим процессом – затраты на сырье и материалы, топливо и энергию, используемую для производственных целей, оплату труда производственных рабочих.
Накладные затраты включают в себя расходы на обслуживание производственного процесса и организацию деятельности производственных подразделений компании. Их величина зависит от политики руководства, структуры предприятия, продолжительности отчетного периода и других факторов. [14, с. 163]
По способам включения в себестоимость продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные. Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость изготавливаемого продукта и включают в себя затраты на сырье и материалы, топливо и энергию, оплату труда производственных рабочих, расходы на освоение производства новых видов продукции и другие специальные расходы. Косвенные затраты не могут быть отнесены на себестоимость конкретной продукции и распределяются в соответствии с учетной политикой организации в конце отчетного периода. Они включают расходы, связанные с обслуживанием производства продукции, административно-управленческие расходы, затраты на повышение квалификации персонала и прочие. [26, с. 10]
По степени зависимости от изменения объемов производства затраты делятся на переменные и постоянные. Переменные включают в себя затраты, величина которых меняется пропорционально объему выпускаемой продукции. К ним, как правило, относятся затраты на сырье, материалы, заработную плату производственных сотрудников. Постоянные затраты не зависят от объема производства и имеют место быть даже при условии отсутствия выпуска продукции. К ним относятся арендная плата, оплата труда административно-управленческого персонала, расходы на рекламу, амортизация и другие общехозяйственные расходы. Такая классификация затрат определяется особенностями производственного процесса конкретного предприятия и осуществляется организацией самостоятельно, при этом, не является неизменной и должна периодически пересматриваться в соответствии с изменениями условий функционирования.
В зависимости от периодичности возникновения затраты подразделяются на текущие и единовременные. Первые включают в себя затраты непосредственно на производство и реализацию продукции в отчётном периоде, тогда как единовременные расходы связаны с освоением новой продукции, подготовкой новых производств, резервированием средств на расходы будущих периодов. [9, с. 46]