На сегодняшний день растущие потребности населения, а также уровень развития народного хозяйства и научно-технического прогресса требуют повышения качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Качество продукции по мере развития НТП напрямую зависит от уровня технологии и определяется рядом следующих факторов, такие как механизация и автоматизация технологических процессов, их непрерывность, качество исходных материалов, организация труда, требование техники безопасности и охраны труда на производстве. Обязательно учитываются и экономические критерии управления качеством.
Недопустимо повышение качества продукции за счет ухудшения гигиенических, экологических, эстетических и других условий производства. Одним из главных факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг.
Считается, что в основе разработки и внедрения системы менеджмента качества лежит переход системы менеджмента от функционального подхода к процессному управлению. «Процессный подход» - это «применение внутри организации системы процессов совместно с идентификацией и взаимодействием этих процессов, а также их менеджментом». Поэтому тема выпускной квалификационной работы является актуальной и значимой.
Международный стандарт ИСО 9001:2015 определяет процесс как «совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы».
В современной рыночной среде значительно ускорился темп изменений конкурентных условий, требующий более быстрого реагирования со стороны предприятий. Обострение конкуренции, усложнений технологий, государственное регулирование, сокращение жизненного цикла большинства товаров, рост требований к персоналу - эти и целый ряд других проблем предъявляют к управлению современными отечественными предприятиями требования применять все более совершенные методы и технологии управления.
Управление развитием бизнес-процессов нацелено на выявление всех существующих резервов операционных и логистических процессов предприятия за счет оптимального выбора и использования инструментов управления, позволяющих изменять бизнес-процессы, быстро и эффективно адаптировать их под новые условия.
Целью написания выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию процесса обслуживания и ремонта оборудования в деятельности ПАО «Машиностроительный завод имени М. И. Калинина».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические основы процессного подхода на предприятии;
- Проанализировать деятельность ПАО «Машиностроительный завод имени М. И. Калинина»;
- Провести анализ процесса «Обслуживание и ремонт оборудования» и описать его с помощью элементов процессного управления;
- Разработать рекомендации по совершенствованию процесса «Обслуживание и ремонт оборудования».
Объектом исследования является ПАО «Машиностроительный завод имени М. И. Калинина».
Предметом исследования является реализация процессного подхода при обслуживании и ремонте оборудования.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы методы исследования: аналитический, структурно-функциональный, сравнительный, анализ и синтез изученных материалов.
1 Теоретические ОСНОВЫ процессного подхода в деятельности организации
1.1 Основные принципы всеобщего управления качеством
Всеобщее управление качеством (TQM) – это процесс преобразования организации, нацеленный на качество и основанный на идее постоянного улучшения всего, что делается в организации. В основе TQM лежат принципы постоянного совершенствования, которых придерживается организация. TQM мобилизует всех сотрудников компании на удовлетворение запросов потребителей, что предполагает повседневное участие каждого в систематическом повышении качества.
Всеобщее управление качеством включает в себя определение проблемы в производстве продукции или услуги, наблюдение за ней, выявление ее коренных причин, принятие мер, проверку эффективности этих мер, стандартизацию решений, а также оценку процесса после программы улучшений. TQM предназначено для пошагового и постоянного совершенствования. Оно одинаково эффективно как в промышленности, так и в сфере услуг.
На сегодняшний день существует несколько основных «школ» ТQМ (японская, американская, европейская). Возможно, поэтому в среде специалистов нет единого мнения о количестве принципов, на которых базируется ТQМ. На сегодняшний день согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2015 основными признаны следующие семь:
- Ориентация организации на потребителя [2].
Организация, применяющая концепцию ТQМ, должна систематически собирать и анализировать информацию, поступающую из самых различных источников и позволяющую получать обоснованные выводы относительно текущих и потенциальных потребностей, как отдельных потребителей, так и рыночных сегментов, и рынка в целом.
Для того чтобы осуществить принцип ориентации на потребителя, необходимо предпринять следующие действия:
- изучение спроса с целью полного понимания потребностей и ожиданий потребителя в отношении товаров, цен, поставки и т. д.
- обеспечение сбалансированности в запросах потребителей и других участников сделки с товарами (собственников бизнеса, персонала организации, поставщиков организации, общества)
- измерение потребительской удовлетворенности с целью коррекции собственной деятельности
- управление взаимоотношениями с потребителями.
Пользователями результатов бизнеса компании, которые представляют собой особую группу. Они являются собственниками компании (акционерами) и часто сильно отличаются от других пользователей результатов бизнеса. Эта категория включает каждого, кто получает выгоду от благосостояния компании.
- Лидерство [2].
Лидер (руководитель) должен включать аспекты качества в цели компании и поддерживать ее деятельность финансированием качества, моральными стимулами и возможностями ресурсов руководства. Руководитель должен принимать также активное участие в улучшении процесса.
Если руководство не демонстрирует своими действиями, что качество так же важно, как, скажем, стоимость или время поставки продукта, остальные члены коллектива в компании не будут считать вопрос качества одним из главных критериев в оценке их работы со стороны руководства и их внимание к нему будет ослаблено. Таким образом, стратегия качества должна базироваться на непосредственном участии высшего руководства в обеспечении качества, тогда она будет успешной. Вот почему вовлеченность руководства в процесс обеспечения качества, поставлена во главе важнейших элементов, составляющих базу стратегии TQM.
- Процессный подход [2].
Удовлетворение потребителя качественным продуктом является первостепенной задачей каждого производителя. В то же время, как отмечалось, качество продукта является результатом качества процессов, выход которых он осуществляет (качество процесса равно качеству результатов). Поэтому для обеспечения качественного выхода производитель должен обеспечить соответствующее качество самого процесса.
Под процессом в TQM понимается не только процесс производства продукта. Существует две точки зрения на то, что представляет собой процесс:
Процесс – это организация ресурсов.
Процесс – это организованная деятельность.
ТQМ исходит из второго определения, рассматривая процесс как любую организованную деятельность, спланированную генерировать предварительно установленный для определенного пользователя выход, обеспечив при этом необходимый вход процесса.
У любого процесса есть границы, определяемые начальной стадией (вход) и конечной (выход). Вход часто рассматривают как ресурсы процесса. Выход процесса является результатом преобразования или набора преобразований. Процесс выполняет свою деятельность, используя ресурсы. С этой точки зрения можно дать определение процессу: это совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие.
- Взаимодействие людей [2].
Весь персонал — от высшего руководства до рядового сотрудника — должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. В концепции ТQМ персонал рассматривается как главный ресурс организации, которая должна создать все условия для максимального использования его творческого потенциала.
- Улучшение [2].
Одним из главных в развитии качества является принцип непрерывного усовершенствования. Практическое воплощение он находит в реализации знаменитого цикла PDCA, разработанного Демингом: планировать (Plan) – делать (Do) – проверять (Check) – улучшать (Act). Сначала вы определяете ключевые процессы и предлагаете методы их усовершенствования, затем применяете план на практике и сравниваете полученный результат с запланированным. Если результаты проверки признаны успешными, вносите изменения в технологический или бизнес-процесс.
- Принятие решений, основанное на свидетельствах [2].
Эффективные решения основываются только на достоверных данных. Источниками таких данных могут быть, например, результаты внутренних проверок системы качества, рекламации и претензии потребителей и т. д. Кроме того, информация может основываться на анализе предложений сотрудников организации по поводу снижения издержек, повышения производительности и т.д.
Принцип фактической обоснованности решений прослеживается в таких проявлениях и действиях организации, как:
- проведение измерений, сбор целевых данных и информации
- обеспечение достаточно полными, достоверными и точными данными и информацией
- анализ данных и информации
- понимание значимости подходящих статистических методов
- принятие решений и выполнение действий, базирующихся на результатах логического - анализа соотношения практического опыта и интуиции
- Менеджмент взаимоотношений [2].
Каждая организация тесно связана со своими поставщиками, поэтому целесообразно налаживать с ними взаимовыгодные отношения в целях дальнейшего расширения возможностей деятельности организации.
Принцип поддержания взаимовыгодных отношений с поставщиками реализуется в таких проявлениях и действиях организации, как:
- определение и выбор ключевых поставщиков;
- создание простых и открытых взаимосвязей;
- инициирование совместного совершенствования продукции и процессов;
- совместное однозначное определение потребностей потребителей;
- обмен информацией и планами на будущее;