Введение
1 Аналитическая часть
1.1 Анализ предметной области
1.1.1 Экономический анализ деятельности ООО НПЦ «РИЦ»
1.1.2 Организационная структура и система управления
1.1.3 Состояние и стратегия развития информационных
технологий
1.2 Анализ организации прикладных и информационных
процессов
1.2.1 Описание существующей организации прикладных
процессов
1.2.2 Анализ недостатков организации прикладных процессов
1.2.3 Формирование предложений по автоматизации прикладных процессов
1.3 Постановка задачи автоматизации
1.3.1 Цель и задачи проекта автоматизации
1.3.2 Построение и обоснование модели новой организации прикладных процессов
1.3.3 Спецификация функциональных требований к
информационной системе
1.3.4 Спецификация нефункциональных требований к информационной системе
2 Практическая часть
2.1 Информационное обеспечение
2.1.1 Схема данных
2.1.2 Входная информация
2.1.3 Классификаторы и нормативно-справочная информация
2.1.4 Выходная информация
2.2 Математическое обеспечение
2.3 Программное обеспечение
2.3.1 Структура программного обеспечения
2.3.2 Спецификации программных модулей
2.3.3 Пользовательский интерфейс
2.4 Обеспечение информационной безопасности
2.5 Тестирование и оценка качества информационной системы
2.6 Оценка эффективности проекта
Заключение
Список используемых источников
Приложение А
Предприятия общественного питания относятся к наиболее привлекательной отрасли для деятельности из-за относительно высокой рентабельности и специфики потребности, которую они удовлетворяют, что обуславливает усиление конкуренции между предприятиями. Для успешного развития рестораны должны обладать современными методами и приёмами организации труда [14].
В организации работы ресторана быстрого питания, как и для любого другого предприятия, основное место занимают информационные технологии. Они позволяют решать сложные задачи, для решения которых требуются большие временные и финансовые затраты. Используя автоматизированную информационную систему, можно упростить управление многими процессами предприятия [13].
Целью выпускной квалификационной работы является проектирование и разработка информационной системы по автоматизации работы ресторана быстрого питания.
Объектом исследования являлась деятельность предприятия общественного питания.
Предметом исследования являлся процесс функционирования ресторана быстрого питания.
Первая часть работы посвящена анализу деятельности ООО НПЦ «РИЦ», в ходе которого выявлено, что компания является единственной в Свердловском регионе, которой присвоены все статусы Центров компетенций 1С [31].
Был проведён анализ работы ресторана быстрого питания, в ходе которого были изучена текущая организация прикладных и информационных процессов, анализ недостатков работы ресторана и произведено формирование предложений по изменению работы ресторана быстрого питания. Также была составлена постановка задачи автоматизации с построением новой модели организации прикладных процессов.
Вторая часть работы посвящена созданию автоматизированной информационной системы. В ходе работы было описано информационное обеспечение, которое включает в себя схему данных, входную информацию, выходную информацию, которую предоставляет информационная система и описание используемых классификаторов и нормативно-справочной информации.
Также было разобрано математическое и программное обеспечение информационной системы, которое включает в себя описание программных модулей и пользовательского интерфейса. Было произведено тестирование информационной системы и составлена оценка эффективности проекта. В качестве методологии анализа использовались синтез, а также структурный анализ.
В процессе выпускной квалификационной работы были использованы следующие инструменты и методы: в качестве языка программирования – встроенный язык программирования 1С:Предприятие, в качестве инструментальной среды разработки – «1С:Предприятие 8.3». Также была использована программа BPwin для создания диаграмм в нотациях IDEF0 и DFD.
1 Аналитическая часть
1.1 Анализ предметной области
1.1.1 Экономический анализ деятельности ООО НПЦ «РИЦ»
Компания «РИЦ-1С» – один из лидирующих поставщиков ИТ-решений в Уральском федеральном округе. «РИЦ-1С» была создана в 2005 году с заключения партнерского договора 1С:Франчайзинг [22]. Компания функционирует уже 15 лет и выполняет различный спектр услуг:
- продажа и внедрение программных продуктов «1С»;
- реализация комплексных проектов внедрения любой сложности;
- информационно-технологическое сопровождение;
- управленческий консалтинг;
- семинары и курсы повышения квалификации;
- поставка системного программного обеспечения и антивирусов;
- электронная подпись;
- разработка программных продуктов "под заказ".
«РИЦ-1С» специализируется на эффективном внедрении программ «1С:Бухгалтерия государственного учреждения» и «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 8» в учреждениях, которые до недавнего времени пользовались для ведения расчёта заработной платы и бюджетного учёта другими программными решениями.
Компания предлагает не только внедрение программных продуктов от 1С, но и сопровождение клиентов и консультации с квалифицированными специалистами.
Компания имеет несколько «Центров Компетенции». Статус «Центр компетенции» означает, что партнер предоставляет качественные услуги по продаже, внедрению, обслуживанию и обучению программам 1С. Статусы присуждаются компаниям, если у них есть: сертифицированные сотрудники, успешные внедрения, система менеджмента качества, опыт работы с различными отраслями и др.
Компания «РИЦ-1С» единственная в регионе, имеющая все статусы необходимых компетенций, присвоенные фирмой «1С» [23]:
- 1С:Центры компетенции по ERP-решениям;
- 1С:Центр ERP-Производство;
- 1С:Центр ERP-Торговля;
- Центр компетенции 1С:КОРП;
- 1С:Центр реальной автоматизации;
- Центр компетенции по управлению персоналом;
- Центр компетенции по бюджетному учету;
- Центр компетенции по образованию;
- Центр компетенции по документообороту;
- Центр компетенции по медицине;
- Центр Сопровождения и Сервис-партнер фирмы 1С;
- Центр сертифицированного обучения программным продуктам 1С;
- 1С:Консалтинг;
- 1С:Центр сетевой компетенции.
Клиентами компании являются такие коммерческие организации, как Михеевский горно-обогатительный комбинат, Карабашский медеплавильный комбинат, Завод Дормаш (группа компаний «Крановые технологии»), Сеть обувных магазинов KARI, Форэс и многие др., а также государственные учреждения Свердловской, Челябинской области и Удмуртской Республики.
На данный момент партнёрами «РИЦ-1С» являются фирма «1С», 1С-Битрикс, Microsoft, Postgress Professional, Adobe, Corel Corporation, Entensys, Финансист, ESET, Dr.Web и «Лаборатория Касперского» [32].
Во время практики в компании было получено тестовое задание на разработку автоматизированной информационной системы ресторана быстрого питания.
1.1.2 Организационная структура и система управления
Компания «РИЦ-1С» имеет линейно-функциональную структуру организации. Во главе находится генеральный директор, которому помогают юристы и секретари в принятии решений. Директора регулируют работу финансового отдела, отдела системного программного обеспечения и отдела разработки.
Финансовый директор управляет бухгалтерским отделом и отделом кадров. Бухгалтерский отдел состоит из главного бухгалтера и подчиненных ему бухгалтеров. Главный бухгалтер организует бухгалтерский учёт хозяйственно-финансовой деятельности, ведёт учётную политику, контроль порядка оформления бухгалтерских документов, контролирует использование ресурсов организации.
Бухгалтерия занимается работой с первичными документами, начислением заработной платы, осуществлением налогового учёта, выдачей справок о доходах работникам, расчётом отпускных и больничных.
Отдел кадров состоит из начальника и менеджеров по персоналу, которые организуют поиск, отбор и найм персонала в соответствии требованиям к должности, заводят личные дела на сотрудников.
Начальник отдела разработки управляет отделом разработки. В отделе работает главный, ведущий и обычные программисты. Программисты занимаются доработкой типовых конфигураций под нужды конкретного учреждения. Ведущий программист помогает стажёрам, разбирает типовые ошибки и проводит обучающие курсы. Главный программист занимается внедрением разработок в итоговую конфигурацию.
Директор по безопасности управляет отделом системного программного обеспечения. В отделе работают начальник отдела, системный администратор и программисты, которые занимаются сбором и обработкой информации, обеспечивают работу компьютерной техники, сети и программного обеспечения и информационную безопасность предприятия.
1.1.3 Состояние и стратегия развития информационных технологий
Компания «РИЦ-1С» имеет несколько локальных сетей, которые объединены в одну компьютерную сеть. Компьютеры оборудованы программными продуктами и обеспечением от Microsoft, такими как операционная система Windows 10 и офисные пакеты приложений, которые включают такие программы как Word, Excel и PowerPoint.
Для управления бизнес процессами и удобной совместной работы используется сервис «Битрикс24» от компании 1С-Битрикс. Сервис имеет четыре основных блока: CRM, отчёты CRM, «Задачи и проекты» и Интеграция с «1С». Эти модули помогают контролировать бизнес процессы.
Также на каждом компьютере установлены программные продукты от фирмы «1С», такие как «1С:Предприятие 8» и пакеты программ Adobe Acrobat от компании Adobe.
Для обеспечения информационной безопасности на каждом компьютере установлены антивирусные программы. Помимо этого используются программные средства для идентификации пользователей и контроля доступа.
1.2 Анализ организации прикладных и информационных процессов
1.2.1 Описание существующей организации прикладных процессов
Для описания существующей организации прикладных процессов была использована нотация IDEF0.
IDEF0 – это методология функционального моделирования и графическая нотация, предназначенная для формализации и описания бизнес-процессов [28]. Отличительной особенностью IDEF0 является её акцент на соподчинённость объектов. В данной нотации рассматриваются логические отношения между работами, а не их временная последовательность [41].
Стандарт IDEF0 представляет организацию как набор модулей, здесь существует правило – наиболее важная функция находится в верхнем левом углу, кроме того, существуют правила сторон:
- Стрелка входа (активности) приходит в левую кромку;
- Стрелка управления – в верхнюю кромку;
- Стрелка механизма – нижняя кромка;
- Стрелка выхода – правая кромка.