Для предприятий, как производящих продукцию на экспорт, так и целиком ориентированных на национальный рынок, важным условием является необходимость подтверждения соответствия своей продукции международному стандарту качества ISO 9001. Сам же стандарт нацелен на применение процессного подхода в управлении.
В тексте стандарта сказано: «Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и выполняемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом».
Основная идея процессного подхода заключается в том, что успешное управление деятельностью предприятия может реализовываться через описание и выделение процессов структурно-функциональных подразделений промышленных предприятий. Предприятия с помощью процессного подхода способны создавать и поддерживать условия, влияющие на обеспечение качества процессов производства, гарантирующих удовлетворения потребителей.
Именно процессный подход позволяет руководителям выявлять и формировать управление ключевыми процессами в развитии всех направлений деятельности предприятия, интегрируя часто разрозненные действия структурно-функциональных департаментов и направлять их усилия на единый результат.
Контроль качества – неотъемлемая часть производственных процессов, играющая важную роль как одна из функций управления предприятием.
Контроль предусматривает проверку продукции в самом начале производственного процесса и в период эксплуатационного обслуживания, обеспечивая в случае отклонения от регламентированных требований качества, принятие корректирующих мер, направленных на производство продукции надлежащего качества, надлежащее техническое обслуживание во время эксплуатации и полное удовлетворение требований потребителя.
Для развития любой производственной организации качество продукции имеет первостепенное значение, являясь при этом одним из основных показателей экономической эффективности деятельности, и совершенствование контроля качества продукции представляет собой одну из главнейших тактических задач промышленного предприятия.
Все вышеперечисленное обосновывает актуальность и значимость выбранной темы исследования.
Цель выпускной квалификационной работы – провести анализ и разработать рекомендации по совершенствованию процесса контроля качества продукции в деятельности АО «Первоуральский новотрубный завод».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы анализа и совершенствования процессов организации;
- охарактеризовать деятельность рассматриваемого предприятия;
- проанализировать процесс контроля качества выпускаемой продукции на предприятии; выявить и систематизировать причины дефектов некачественной продукции на предприятии;
- разработать рекомендации по совершенствованию процесса контроля качества продукции в деятельности АО «Первоуральский новотрубный завод».
Объект исследования – АО «Первоуральский новотрубный завод».
Предмет исследования – процесс контроля качества продукции.
В дипломной работе используются следующие методы: анализ, инструменты управления качеством, измерительный и расчётный методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА
1.1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВСЕОБЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
Всеобщее Управление качеством (TQM) - это процесс преобразования организации, нацеленный на качество и основанный на идее непрерывного улучшения всего, что делается в организации. TQM основывается на принципах постоянного совершенствования, которых придерживается организация. TQM мобилизует всех сотрудников компании на удовлетворение потребностей потребителей, что предполагает ежедневное участие каждого в систематическом повышении качества.
Всеобщее управление качеством − концепция, предусматривающая всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней и при рациональном использовании технических возможностей.
TQM, по мнению ученика профессора У.Э. Деминга Хьюберта Рамперсада [30], означает постоянное повышение эффективности на всех уровнях и во всех сферах деятельности путем создания условий для непрерывного улучшения на основе командной работы, укрепления доверия и последовательного, систематического изучения и измерения рабочего процесса, применения количественных методов анализа и других аналитических методик на базе результатов измерений и наблюдений, а также накопления знаний и опыта в области усовершенствования процессов.
Всеобщее управление качеством – это комплексный метод постепенного и комплексного и постоянного улучшения всех направлений деятельности предприятия, предполагающий интенсивную работу, порядок, активное обучение и планомерное использование конкретных инструментов, ресурсов и потенциала.
Эффективность TQM возможна при условии, когда все сотрудники предприятия приемлют такое отношение к качеству и приобретают соответствующие навыки и знания.
Всеобщее управление качеством включает в себя определение проблемы в производстве продукции или услуги, наблюдение за ней, выявление ее коренных причин, принятие мер, проверку эффективности этих мер, стандартизацию решений, а также оценку процесса после программы улучшений. TQM предназначено для пошагового и постоянного совершенствования. Оно одинаково эффективно как в промышленности, так и в сфере услуг.
На сегодняшний день существует несколько основных «школ» ТQМ (японская, американская, европейская). Возможно, поэтому в среде специалистов нет единого мнения о количестве принципов, на которых базируется ТQМ. На сегодняшний день согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2015 основными же признаны следующие семь:
- Ориентация организации на потребителя [2]
Организация, применяющая концепцию ТQМ, должна систематически собирать и анализировать информацию, поступающую из самых различных источников и позволяющую получать обоснованные выводы относительно текущих и потенциальных потребностей как отдельных потребителей, так и рыночных сегментов, и рынка в целом.
Для того чтобы осуществить принцип ориентации на потребителя, необходимо предпринять следующие действия:
- изучение спроса с целью полного понимания потребностей и ожиданий потребителя в отношении товаров, цен, поставки и т. д.
- обеспечение сбалансированности в запросах потребителей и других участников сделки с товарами (собственников бизнеса, персонала организации, поставщиков организации, общества)
- измерение потребительской удовлетворенности с целью коррекции собственной деятельности
- управление взаимоотношениями с потребителями.
- Лидерство [2]
Лидер (руководитель) должен включать аспекты качества в цели компании и поддерживать ее деятельность финансированием качества, моральными стимулами и возможностями ресурсов руководства. Руководитель должен принимать также активное участие в улучшении процесса.
Если руководство не демонстрирует своими действиями, что качество так же важно, как, скажем, стоимость или время поставки продукта, остальные члены коллектива в компании не будут считать вопрос качества одним из главных критериев в оценке их работы со стороны руководства и их внимание к нему будет ослаблено. Таким образом, стратегия качества должна базироваться на непосредственном участии высшего руководства в обеспечении качества, тогда она будет успешной. Вот почему вовлеченность руководства в процесс обеспечения качества, поставлена во главе важнейших элементов, составляющих базу стратегии TQM.
- Вовлечение персонала [2]
Весь персонал — от высшего руководства до рядового сотрудника — должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. В концепции ТQМ персонал рассматривается как главный ресурс организации, которая должна создать все условия для максимального использования его творческого потенциала.
Принцип вовлеченности претворяется в таких действиях и проявлениях, как:
- взятие на себя ответственности за решение проблем
- поиск возможностей улучшений
- активный поиск возможностей повышения профессионализма
- добровольный обмен знаниями и умениями с коллегами
- создание ценностей для потребителя
- рационализаторство и творчество
- лучшее представление организации потребителям и обществу
- энтузиазм и гордость работников от сознания того, что они являются частью организации
При полной вовлеченности сотрудников достигается мощный эффект, при котором совокупный результат коллективной работы существенно превосходит сумму результатов отдельных исполнителей.
- Процессный подход [2]
Удовлетворение потребителя качественным продуктом является первостепенной задачей каждого производителя. В то же время, как отмечалось, качество продукта является результатом качества процессов, выход которых он осуществляет (качество процесса равно качеству результатов). Поэтому для обеспечения качественного выхода производитель должен обеспечить соответствующее качество самого процесса.
Под процессом в TQM понимается не только процесс производства продукта. Существует две точки зрения на то, что представляет собой процесс:
Процесс – это организация ресурсов.
Процесс – это организованная деятельность.
ТQМ исходит из второго определения, рассматривая процесс как любую организованную деятельность, спланированную генерировать предварительно установленный для определенного пользователя выход, обеспечив при этом необходимый вход процесса.
У любого процесса есть границы, определяемые начальной стадией (вход) и конечной (выход). Вход часто рассматривают как ресурсы процесса. Выход процесса является результатом преобразования или набора преобразований. Процесс выполняет свою деятельность, используя ресурсы. С этой точки зрения можно дать определение процессу: это совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие.
Владелец должен быть у каждого процесса. Это лицо, которое несет конечную ответственность за эффективность процесса в реализации его целей, измеряемых ключевыми показателями процесса, и обладает полномочиями и способностью вносить необходимые изменения. Также у каждого процесса должен быть руководитель — ответственный за его четкое функционирование и исполнение.
Фокусировка внимания на процесс означает, что главным фактором является профилактика, а не исправление допущенных ошибок. Влияние на процесс, а не на результаты процесса — базовая концепция управления процессами компании, работающей в условиях TQM.
- Улучшение [2]
Одним из главных в развитии качества является принцип непрерывного усовершенствования. Для выявления потенциальных проблем могут использоваться инструменты анализа рисков. Необходимо также выявлять и устранять коренные причины этих потенциальных проблем, предотвращая их возникновение во всех процессах с аналогичными выявленными рисками.