Введение
1 Теоретические аспекты логистики и ее роль в малом бизнесе
1.1 Понятие, задачи, цели и принципы логистики
1.2 Функции и виды логистических систем
1.3 Роль логистики в малом бизнесе
2 Анализ организации и оценка эффективности логистической деятельности в компании ООО «МайнингГрупп»
2.1 Организационная характеристика ООО «МайнингГрупп»
2.2 Анализ экономических показателей деятельности компании
2.3 Анализ и оценка логистической деятельности Компании ООО «МайнингГрупп»
3 Повышение эффективности функционирования логистической системы в компании ООО «МайнингГрупп»
Заключение
Список используемых источников
Логистика начала развиваться как военная наука и, начиная со второй половины XX в., нашла применение в экономике. В обоих случаях оба направления логистики имеют общие элементы – согласованность действий при управлении материальными потоками, их рациональность, точный расчет. Внедрение логистических подходов приобрело большую актуальность на современном этапе развития российской экономики. Это связано с интенсификацией и расширением товарно-денежных отношений, с динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями сопряженных отраслей. Возросли возможности для улучшения их взаимодействия на основе расширения хозяйственной самостоятельности и инициативы посреднических структур и транспортных предприятий, совершенствование их договорных отношений и взаимного экономического стимулирования.
Важнейшей составной частью любой функциональной области логистики являются запасы. Так как нерациональное управление запасами приводит к снижению эффективности деятельности предприятия, то особое внимание должно уделяться разработке и использованию моделей управления товарно-материальными запасами.[1]
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме совершенствования логистической деятельности в современной науке практике, с другой стороны, ее недостаточной теоретической и методологической разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Целью данной работы является разработка мероприятий по совершенствованию логистической деятельности предприятия ООО «МайнингГрупп».
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
– теоретические аспекты логистики;
– осуществить анализ эффективности логистической деятельности предприятия ООО «МайнингГрупп»;
– предложить пути совершенствования логистической системы предприятия ООО «МайнингГрупп»;
– провести оценку эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «МайнингГрупп» г. Екатеринбург.
Предметом исследования является организация логистики на предприятии.
Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор комплекса методов исследования, адекватных природе изучаемого явления и поставленным задачам исследования: анализ, дедукция и индукция, описание, наблюдение, статистические методы и пр.
Логика исследования определила и структуру выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав (теоретической, аналитической и практической), заключения, списка использованных источников.
Первая глава ВКР посвящена анализу теоретических основ организации логистических процессов на предприятии. В частности, рассмотрено понятие «логистическая деятельность», исследованы принципы ее построения.
Во второй главе работы проанализированы особенности организации логистической деятельности на предприятии ООО «МайнингГрупп». В рамках работы отмечены особенности логистической системы предприятия, сформулированы ее основные недостатки.
Третья глава посвящена разработке и обоснованию мероприятий по совершенствованию логистической деятельности на предприятии. Подведены итоги исследования.
В заключительной части работы (заключении) еще раз сформулирована роль логистической деятельности предприятия, сформулированы ключевые тезисы, связанные с аналитической и практической частью.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГИСТИКИ И ЕЕ РОЛЬ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
1.1 ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ, ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ЛОГИСТИКИ
Логистика — совокупность организационно-управленческих и производственно-технологических процессов по эффективному обеспечению различных систем товарно-материальными ресурсами.
Более широкое определение логистики трактует её как учение о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах[1].
С точки зрения практического применения логистика — выбор наиболее эффективного варианта обеспечения товаром нужного качества, нужного количества, в нужное время, в нужном месте с минимальными затратами[2].
С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе снабжения: закупки, перевозки, продажи и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и прочего). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.[3]
Цель логистики — обеспечение потребителя продукцией в нужное время и определенное место при минимальных затратах на осуществление логистических операций и используемых производственных ресурсов. Логистика управляет физическим распределением и материальными ресурсами. Управление физическим распределением состоит в снижении затрат, связанных с перемещением готовой продукции от места производства до места потребления и ее хранением в соответствии с требуемым уровнем качества обслуживания потребителей. Управление материальными ресурсами состоит в эффективном удовлетворении потребностей организации в производственных ресурсах. При управлении логистической системой используются три основные концепции системного подхода:
- концепция общих затрат;
- концепция предотвращения подоптимизации;
- концепция финансовых обменов.
Четыре условия, выполнение которых необходимо, чтобы достичь основной цели логистики:
- поставка нужного товара определенного качества в необходимом количестве;
- определенное договором установленное время;
- определенное место поставки;
- минимизация общих затрат.
Объектом изучения логистики являются материальные и сопутствующие материальным (информационные, финансовые, сервисные) потоки, без которых невозможно осуществление материального производства.[4]
Виды логистических потоков:
- информационные и материальные;
- транспортные и людские;
- финансовые и энергетические и др.
Предмет изучения логистики — оптимизация материальных, информационных, финансовых, сервисных потоков, обеспечивающих производственно-коммерческий процесс, осуществляемая с позиции единого целого, т.е. минимизации издержек во всей логистической системе, а не в каждом отдельном ее элементе (цепи, блоке).
Задачи логистики определены в зависимости от ее применения:
- запасы (планирование, формирование и обеспечение необходимых материальных запасов);
- транспортировка продукции (определение вида транспорта, транспортного средства, выбор экспедитора, маршрута транспортировки, планирование затрат на доставку и мониторинг);
- складирование (планирование складских площадей и размещения складов, их количества, размещения продукции в них, управление складскими логистическими операциями, переработка, сортировка, упаковка и др.);
- информационное обеспечение (сбор информации о перемещении материальных и других потоков).
Складская логистика представляет собой управление всеми запасами на предприятии, их движением, распределением и учетом на складах. Она очень тесно связана с транспортной логистикой, так как участвует в доставке груза потребителю.[5]
Организация складской логистики – процесс довольно сложный и кропотливый. Разберем основные задачи, которые она выполняет:
- Распределение складских помещений в соответствии с их функциями и видами.
- Размещение складов, их организация и развитие складов согласно их специфике.
- Выполнение технологических действий в разных областях складского помещения, под которые они отведены.
- Контроль за соблюдением всех стандартов и оптимизация процессов, происходящих на складах.
- Создание условий труда и контроль за работой персонала склада.
Функции и сущность складской логистики базируются на создании бесперебойной работы и сервиса складских помещений. Цели, которые выполняют склады, как элемент складской логистики, такие:
- хранение груза и его складирование. Пожалуй, это самая важная функция склада;
- приемка и отправка товаров. Сюда же относится работа с соответствующими бумагами, проверка качества и количества груза;
- формирование поставок. Речь идет о контроле загруженности склада, ведь недостача или большая загрузка помещения повлекут за собой дополнительные расходы;
- соединение более мелких партий товара в крупные. Особенно полезным это решение является для компаний, которые работают одновременно с несколькими клиентами;
- выполнение дополнительных услуг, типа распаковки, сортировки, сборки, фасовки и так далее.
Основная задача складской логистики неразрывно связана и с управлением потоками, которые возникают в процессе функционирования системы.
Подробнее об этих потоках:
- Входящий: все, что прибывает на склад нужно проверить, распределить, разобраться с документацией.
- Исходящий: все, что отпускается должно сопровождаться документами, это нужно отгрузить и упаковать.
- Внутренний: все, что находится в складском помещении фиксируется в бумагах, перемещается, распределяется, сортируется.
Транспортная логистика – это направление деятельности, связанное с планированием, организацией и реализацией наиболее рациональных схем поставок грузов разного вида потребителю от производителя, а также между партнерами.[6]
Существует пять основных типов задач транспортной логистики:
- Разработка транспортных систем.