ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Сущность и классификация затрат на предприятии
1.2 Методы снижения затрат на предприятии
1.3 Особенности управления затратами на производство и реализацию продукции
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ В ООО «ОЛИМП»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Олимп»
2.2. Анализ показателя прибыли от реализации продукции ООО «Олимп»
2.3. Анализ структуры и динамики снижения затрат на производство и реализацию продукции в ООО «Олимп»
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ В ООО «ОЛИМП»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность темы работы объясняется тем, что определение величины затрат предприятия является важнейшей характеристикой его финансово-экономической деятельности. В условиях нестабильной экономической ситуации в мире, предприятия стремятся сохранить экономическую устойчивость путем снижения затрат, что позволит предприятию повысить свою экономическую эффективность и конкурентоспособность выпускаемой продукции.
Грамотное управление затратами на производство и реализацию продукции может обеспечить предприятию увеличить объем валового внутреннего продукта и достижение устойчивого экономического роста, постоянное повышение среднегодового дохода, рентабельности. Следовательно, анализ и изучение затрат для их оптимизации являются основным обстоятельством роста прибыли.
Управление затратами – это не минимизация затрат, что может привести к сокращению производства, а более эффективное использование ресурсов компании, их экономия и максимизация отдачи от них на всех этапах производственного процесса.
Цель работы – разработка рекомендации мероприятий по совершенствованию управления затратами организации на примере ООО «Олимп».
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- рассмотреть теоретическую основу управления затратами;
- изучить особенности затрат на производство и реализацию продукции;
- дать организационно-экономическую характеристику ООО «Олимп»;
- провести анализ структуры и динамики снижения затрат на производство и реализацию продукции в ООО «Олимп»;
- проанализировать факторы, оказывающие влияние на управление затратами;
- разработать проект мероприятий по совершенствованию управления затратами предприятия.
Объектом исследования выступает процесс по совершенствованию системы управления затратами в ООО «Олимп».
Предмет исследования является система экономических отношений, возникающих при управлении затратами.
В качестве теоретической и методологической базы послужили учебные пособия, научные статьи зарубежных и отечественных ученых и экономистов по исследуемой проблеме, базы данных Федеральной службы государственной статистики, бухгалтерская и финансовая отчетности ООО «Олимп».
Информационную базу исследования составляют законы РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Приказы Минфина, Постановление Госстроя России, статистические данные, бухгалтерская и финансовая отчетности предприятия за 2018-2020 гг.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1.Сущность и классификация затрат на предприятии
Производство является процессом, в ходе которого происходит потреб-ление определенных ресурсов (материальных, трудовых) с использования капитала, результатом которого является продукция. Используемые в процессе производства ресурсы (материалы, труд, капитал) являются факторами производства.
Затраты на производство представляют собой определенный объем расходов на использование ресурсов для производства (потребление факторов производства) за отчетный период, учет которых необходим для определения финансовых результатов.
До тех пор, пока продукция остается внутри предприятия процесс потребления факторов не останавливается, а их стоимость учитывается по статье «Незавершенное производство». В дальнейшем при реализации продукции стоимостная оценка потребленных факторов производства (величина за-трат) формирует часть себестоимости продукции, образуя производственную себестоимость.
Статьи затрат классифицируются по нескольким признакам в зависимости от поставленных задач:
- По отношению к технологическому процессу на основные и накладные. Основные затраты связаны непосредственно с конкретным процессом производства продукции.
Накладные затраты относятся на сферы деятельности предприятия, не связанные с производством: обслуживание, управление и т.п.
- По способу отнесения на себестоимость продукции на прямые и косвенные. Прямые затраты относятся на производство определенного вида продукции. Косвенные затраты невозможно отнести на конкретный вид про-дукции и связаны с производством нескольких видов продукции. Отнесение косвенных затрат на себестоимость продукции производится путем распределения пропорционально выбранной базе (расходы на оплату труда производственного персонала, прямые затраты и иные).
Затраты – выраженные в денежном эквиваленте расходы предприятий, предпринимателей на производство, обращение, сбыт продукции. В экономическом смысле содержание понятия «затраты» соответствует «издержкам», но на практике в бухгалтерском учете часто употребляются «затраты», в экономическом анализе – «издержки» [43, с.5].
В.К. Скляренко считает, что «затраты - это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени. Расходы – это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию» [48].
Затраты отличаются от расходов тем, что расходы не могут быть в состоянии запасоемкости, не относятся к активам организации. Затраты отражаются при расчете прибыли предприятия в отчете о прибылях и убытках. Понятие «затраты» шире понятия «расходы», но при определенных обстоятельствах они могут совпадать.
А.В. Юсупова и Л.И. Хоружий отмечают, что затраты – это использование ресурсов. А расходы – это ресурсы покидающие предприятие [15, с.27].
О.С. Савченко и Г.И. Пашигорева отличают затраты от расходов по временному фактору. Они считают расходы, как «стоимость использованных ресурсов, которые полностью израсходованы или «потрачены» в течение определенного периода для получения дохода».
Расходы – это часть затрат, понесенных предприятием в связи с получением дохода» [4, cтр. 94].
С.С. Сержук, напротив, утверждает, что «расходы отражают уменьшение платежных средств или иного имущества предприятия и отражаются в учете на момент платежа» [7, cтр. 59].
В.Г. Лебедев, Т.Г. Дроздова и В.П. Кустарев считают, что затраты выступают как экономический показатель, который характеризует в денежном выражении объем ресурсов за определенный период времени, использованных на производство и реализацию продукции, и отражает их в составе себестоимости продукции, работ и услуг [8, cтр. 158].
По мнению Н. Д. Врублевского «затратами предприятия выступают его расходы на создание производственных запасов материально-технических ресурсов и услуги (работы) поставщиков, включая потребленную в процессе производства их часть» [6, cтр. 76].
Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) отождествляет понятия «расходы» и «затраты», но определение расходов отсутствует. В нормативно-правовых актах по бухгалтерскому учету отсутствует определение затрат. Поэтому можно предположить, что эти понятия идентичны.
Согласно Налоговому кодексу «расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода [3].
Затраты – это явные издержки организации, а расход – это уменьшение средств организации или увеличение ее долговых обязательств в хозяйственной деятельности. Последние означают факт использования и материалов, сырья и услуг. Только в момент реализации продукции предприятие признает свои доходы и связанную с ним часть затрат – расходы.
Затраты – это оценка ресурсов, использованных для производства и продажи готовой продукции, работ, услуг за определенный период времени, выраженная в денежном эквиваленте.
По мнению Э.А. Гомонко, управление затратами – это процедура формирования затрат по их видам, местам и носителям, постоянный их контроль и стимулирование действий по их уменьшению.Рисунок 1 - Система целей управления затратами
Управление затратами предприятия – это важная функция, заключающаяся в сопоставлении затрат и результатов любого предприятия [9, с. 227].
Таким образом, управление затратами на предприятии является активным процессом, включающим в себя управленческие действия, которые необходимы для достижения наивысшего экономического результата деятельности предприятия.