Введение
1 Теоретические основы повышения каченства процесса на предприятии
1.1 Принципы всеобщего управления качеством
1.2 Реализация элементов процессного подхода на предприятии
1.3 Классификация процессов на производстве
2 Организация адресной системы складирования на комбинате «Электрохимприбор»
2.1 Характеристика деятельности предприятия
2.2 Процесс «подготовки производства продукции»
2.3 Совершенствование процесса «подготовки производства продукции»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Современные предприятия представляют собой совокупность различных по своему виду деятельности подразделений, связанных между собой единым процессом изготовления продукции или оказания услуг.
Осознанное отношение к качеству как ключевому фактору рыночной экономики способствует процессу интеграции науки и производства. Высокое качество выпускаемой продукции – признак экономической состоятельности государства, которое вызывает уважение и доверие во всем мире. В нашей стране накоплен большой интеллектуальный потенциал. Более полное вовлечение научных работников, профессоров и преподавателей вузов в деятельность российских компаний будет способствовать экономическому развитию нашего государства.
Процессный подход составил основу концепции новой версии МС ISO серии 9000:2015 (введен в действие 01.11.2015). Для отечественных специалистов по качеству процессный подход является новым, и его реализация вызывает значительные трудности, поэтому необходимо более подробно рассмотреть его значение, особенности и способы использования при создании СМК.
Качество продукции (услуги) является результатом производственного процесса, поэтому эффективнее контролировать процесс, чем результат.
TQM рассматривает процесс как любую организованную деятельность: планирование, проектирование, производство, торговля, администрирование, маркетинговое исследование и т.п.
Процесс – это взаимосвязь ресурсов и управляющих воздействий, преобразующих входы в выходы.
Руководитель процесса – ответственный за управление, качественное функционирование и выполнение процесса. Он согласовывает входные и выходные параметры процесса, несет ответственность за корректировку процесса.
Современные предприятия представляют собой совокупность различных по своему виду деятельности подразделений, связанных между собой единым процессом изготовления продукции или оказания услуг.
ФГУП «Комбинат«ЭЛЕКТРОХИМПРИБОР» - уникальное высокотехнологичное производство, обладающее всеми технологическими переделами машиностроения, способное с высочайшим гарантированным качеством выпускать любую современную наукоемкую продукцию. Продукция Комбината является основой для обеспечения безопасности и обороноспособности России и мирного сосуществования государств.
Комбинат активно выходит на рынки с новыми перспективными продуктами и проектами, поддерживая тесное партнерство с ведущими научными центрами. Комбинат создает привлекательные условия работы, достойное материальное и социальное обеспечение. Труд каждого работника получает признание и адекватную оценку результатов. Работа с кадровым резервом и подготовка специалистов обеспечивает Комбинат высококвалифицированными кадрами.
На комбинате имеется много разных участков и подразделений, которые обеспечивают базовые процессы предприятия.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что организация бизнес-процессов является одной из основ бизнеса. Их эффективность или неэффективность оказывают прямое влияние на показатели бизнеса в целом. Внедрение процессного подхода к управлению не вызывает сомнений у большинства управленцев, ведь практически каждое предприятие на сегодняшний день работает по устоявшимся бизнес процессам, даже если они не описаны и не контролируются. Любая последовательность выполняемых действий, ведущая к созданию определенного продукта, услуги или просто имеющая практическую ценность для предприятия, называется бизнес процессом.
Целью выпускной квалификационной работы явился анализ процессов организации и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты задачи:
- рассмотреть теоретические основы реализации процессного подхода;
- ознакомиться с деятельностью ФГУП « ЭЛЕКТРОХИМПРИБОР»;
- изучить применение процессного подхода на предприятии;
- ознакомиться с функциями цеха подготовки производства одного из структурных подразделений комбината;
- предложить рекомендации по совершенствованию процесса подготовки производства железорудного сырья.
Объектом данного исследования явился цех подготовки производства ФГУП « ЭЛЕКТРОХИМПРИБОР».
Предметом исследования - процессный подход в цехе подготовки производства ФГУП « ЭЛЕКТРОХИМПРИБОР».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
1 Теоретические основыповышениякаченствапроцесса на предприятии
1.1 Принципы всеобщего управления качеством
Всеобщее управление качеством (TQM) – это процесс преобразования организации, нацеленный на качество и основанный на идее постоянного улучшения всего, что делается в организации.
В основе TQM лежат принципы постоянного совершенствования, которых придерживается организация. TQM мобилизует всех сотрудников компании на удовлетворение запросов потребителей, что предполагает повседневное участие каждого в систематическом повышении качества.
Всеобщее управление качеством включает в себя определение проблемы в производстве продукции или услуги, наблюдение за ней, выявление ее коренных причин, принятие мер, проверку эффективности этих мер, стандартизацию решений, а также оценку процесса после программы улучшений.
TQM предназначено для пошагового и постоянного совершенствования. Оно одинаково эффективно как в промышленности, так и в сфере услуг.
На сегодняшний день существует несколько основных «школ» ТQМ (японская, американская, европейская).
Возможно, поэтому в среде специалистов нет единого мнения о количестве принципов, на которых базируется ТQМ.
На сегодняшний день согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2015 основными признаны следующие семь принципов, которые представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Принципы СМК
Ориентация организации на потребителя. Организация, применяющая концепцию ТQМ, должна систематически собирать и анализировать информацию, поступающую из самых различных источников и позволяющую получать обоснованные выводы относительно текущих и потенциальных потребностей как отдельных потребителей, так и рыночных сегментов и рынка в целом[2].
Для того чтобы осуществить принцип ориентации на потребителя, необходимо предпринять следующие действия:
- изучение спроса с целью полного понимания потребностей и ожиданий потребителя в отношении товаров, цен, поставки и т. д.
- обеспечение сбалансированности в запросах потребителей и других участников сделки с товарами (собственников бизнеса, персонала организации, поставщиков организации, общества)
- измерение потребительской удовлетворенности с целью коррекции собственной деятельности
- управление взаимоотношениями с потребителями.
Пользователями результатов бизнеса компании, которые представляют собой особую группу. Они являются собственниками компании (акционерами) и часто сильно отличаются от других пользователей результатов бизнеса. Эта категория включает каждого, кто получает выгоду от благосостояния компании.
Лидерство. Лидер (руководитель) должен включать аспекты качества в цели компании и поддерживать ее деятельность финансированием качества, моральными стимулами и возможностями ресурсов руководства. Руководитель должен принимать также активное участие в улучшении процесса[2].
Если руководство не демонстрирует своими действиями, что качество так же важно, как, скажем, стоимость или время поставки продукта, остальные члены коллектива в компании не будут считать вопрос качества одним из главных критериев в оценке их работы со стороны руководства и их внимание к нему будет ослаблено. Таким образом, стратегия качества должна базироваться на непосредственном участии высшего руководства в обеспечении качества, тогда она будет успешной. Вот почему вовлеченность руководства в процесс обеспечения качества, поставлена во главе важнейших элементов, составляющих базу стратегии TQM.
Процессный подход. Удовлетворение потребителя качественным продуктом является первостепенной задачей каждого производителя. В то же время, как отмечалось, качество продукта является результатом качества процессов, выход которых он осуществляет (качество процесса равно качеству результатов). Поэтому для обеспечения качественного выхода производитель должен обеспечить соответствующее качество самого процесса[2].
Под процессом в TQM понимается не только процесс производства продукта. Существует две точки зрения на то, что представляет собой процесс:
процесс рассматривается как организация ресурсов и вторая - это рассмотрение процесса как организованной деятельности.
ТQМ исходит из второго определения, рассматривая процесс как любую организованную деятельность, спланированную генерировать предварительно установленный для определенного пользователя выход, обеспечив при этом необходимый вход процесса.
У любого процесса есть границы, определяемые начальной стадией (вход) и конечной (выход). Вход часто рассматривают как ресурсы процесса. Выход процесса является результатом преобразования или набора преобразований. Процесс выполняет свою деятельность, используя ресурсы. С этой точки зрения можно дать определение процессу: это совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие.
Взаимодействие людей. Весь персонал — от высшего руководства до рядового сотрудника — должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. В концепции ТQМ персонал рассматривается как главный ресурс организации, которая должна создать все условия для максимального использования его творческого потенциала[2].
Улучшение. Одним из главных в развитии качества является принцип непрерывного усовершенствования. Практическое воплощение он находит в реализации знаменитого цикла PDCA, разработанного Демингом: планировать (Plan) – делать (Do) – проверять (Check) – улучшать (Act). Сначала вы определяете ключевые процессы и предлагаете методы их усовершенствования, затем применяете план на практике и сравниваете полученный результат с запланированным. Если результаты проверки признаны успешными, вносите изменения в технологический или бизнес-процесс[2].
Принятие решений, основанное на свидетельствах. Решения, основанные на анализе и оценке данных и информации, с большей вероятностью создадут желаемые результаты[2].
Принятие решений может быть сложным процессом, и с ним всегда связана некоторая неопределенность. Он часто вовлекает многочисленные типы и источники исходных данных, а также их интерпретацию, которая может носить субъективный характер. Важно понимать причинно-следственные связи и их возможные незапланированные последствия. Анализ фактов, свидетельств и данных приводит к большей степени объективности и уверенности в принятых решениях.
Менеджмент взаимоотношений. Для достижения устойчивого успеха организации управляют своими взаимоотношениями с соответствующими заинтересованными сторонами, такими как поставщики.
Заинтересованные стороны влияют на результаты деятельности организации. Устойчивый успех с большей вероятностью будет достигаться в ситуации, когда организация управляет взаимоотношениями со всеми заинтересованными сторонами для того, чтобы оптимизировать их влияние на результаты ее деятельности. Менеджмент взаимоотношений с ее поставщиками и партнерами часто имеет особую важность.