Мировая и российская экономики за последние несколько лет значительно изменились, на смену концепции глобальной экономики и взаимного сотрудничества постепенно приходит обособление национальных рынков. В большей степени это касается российской экономики, предприятия которой в силу политических причин вынуждены осуществлять импортозамещение, искать альтернативные рынки для сбыта. Кроме того, все еще значительное влияние оказывают изменения цен на энергоресурсы, которые приводят к ослаблению рубля. И, наконец, ограничения, обусловленные коронавирусной инфекцией, привели к резкому изменению текущих условий хозяйствования. Такие трансформации конкурентной среды поставили организации перед необходимостью искать новые пути обеспечения эффективности деятельности, что обуславливает актуальность проводимого исследования.
Теоретической базой исследования послужили труды по управлению эффективности предприятий, как Бланк И.А., Шеремет А.Д., Ковалев, В.В., Орлов Б.Л., Дашков Л.П., Лиференко Г.Н. и др.
Цель исследования: совершенствование управления эффективностью деятельности организации ООО «Кнопка».
Задачи для раскрытия выбранной темы исследования:
- изучить сущность управления эффективностью предприятия;
- рассмотреть методы, позволяющие оценить управление эффективностью предприятия;
- рассмотреть особенности деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере сервиса;
- проанализировать и дать оценку эффективности исследуемого предприятия;
- разработать мероприятия по совершенствования управления эффективностью предприятия и провести их оценку.
Объект исследования – ООО «Кнопка» занимается консультированием по вопросам коммерческой деятельности и управления.
Предметом исследования выступают управленческие решения, направленные на повышение эффективности предприятия.
Проводимое исследование базируется на общих методах научного исследования, среди которых можно отметить анализ, сравнение, описание, измерение, а также на методах экономического анализа (графический, коэффициентный и факторный анализ).
Информационной базой представленного исследования послужили материалы научных статей и бухгалтерская (финансовая) отчетность исследуемой компании за 2018-2020 годы, а также данные о состоянии экономики Российской Федерации, представленные Росстатом, Банком России, Минэкономразвития.
Структура исследования представлена следующими разделами: введение, 3 главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Во введении рассмотрена актуальность исследования управления эффективностью деятельности организации в текущих условиях, определены цели, задачи, предмет, объект и другие элементы проводимого исследования.
Первая глава представляет изучение теоретических аспектов управления эффективностью деятельности организации, методов ее анализа, особенностей эффективности в сфере услуг.
Вторая глава представляет анализ основных аспектов эффективности деятельности исследуемой организации по таким аспектам, как эффективность использования ресурсов, прибыльность, влияние на финансовые результаты. Выявлены основные проблемы по управлению эффективности.
По результатам проведенного анализа в третьей главе исследования предложены меры по совершенствованию управления эффективностью исследуемой организации, а также определено их влияние на ключевые показатели предприятия.
В заключении подведены итоги проведенного исследования, проведена оценка выполнения поставленных цели и задач.
Практическая значимость представленного исследования состоит в разработке мероприятий по совершенствованию управления эффективностью предприятия, которые могут быть использованы для совершенствования в его практической деятельности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Эффективность является ключевой характеристикой деятельности коммерческих организаций, она используется для оценки целесообразности функционирования как организации в целом, так и отдельных аспектов ее деятельности.
В научный оборот категорию эффективности одним из первых ввел Д.Рикардо, ему принадлежит определение эффективности как соотношения полученных результатов и затрат.[1]
Дальнейшее изучение и развитие экономики позволяет расширить понятие эффективности. С точки зрения А. Пигу эффективности достигается при выравнивании предельных полезностей используемых факторов производства. В. Парето эффективным называет состояние, при котором не может быть улучшено состояние одного участника без ухудшения другого. С точки зрения представителя институционализма Дж. Гэлбрэйта эффективность организации представляет собой способность достигать цели, защитные и положительные.[2]
Современная наука эффективность определяет в широком смысле, она включает не только экономическую эффективность, но и удовлетворение человеческих потребностей.
В таблице 1 представлены современные подходы к определению эффективности организации.
Экономическая эффективность достаточно однозначно определяется как соотношение результатов и затрат на их получение.
Таблица 1
Подходы к определению категории «эффективность»
Авторы
|
Определение
|
Ковалев В.В.
|
Эффективность - относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, которые использованы для достижения этого эффекта.[3]
|
Кравченко Л.И.
|
Эффективность - соизмерение достигнутых результатов и имеющихся ресурсов или произведенных затрат.[4]
|
Вахрушина М.А.
|
Эффективность - отношение результатов хозяйственной деятельности к затратам ресурсов, которые необходимы для осуществления этой деятельности.[5]
|
Чернов В.А.
|
Эффективность – степень достижения наилучших результатов при наименьших затратах.[6]
|
Рогуленко Т.Т.
|
Эффективность - сопоставление конечного результата хозяйственной деятельности организации (эффект) с затратами живого и овеществленного труда на его достижение.[7]
|
Категории эффективности близка другая экономическая категория - «результативность». Различие заключается в том, что результативность оценивает достижение определенных результатов в сравнении с целевыми или нормативными показателями. Эффективность же проводит сопоставление достигнутых результатов с величиной затрат или ресурсов, использованных для достижения результата.
Интерес представляет также соотношение понятий «эффекта» и «эффективность», первая представляет собой разницу между результатов и затратами, а вторая – их соотношение. К показателям эффекта относят прибыль, соответственно к эффективности – ресурсоотдача, рентабельность и другие.
Таким образом, эффективность распадается на две составляющие:
- результат деятельности;
- расходы (ресурсы), обусловливающие этот результат.
Эффективность в широком смысле определяется качеством управления организацией, целью которого является развитие, выполнение поставленных целей и реализация стратегий.[8]
В результате многочисленных трактовок эффективности разработано множество подходов к классификации ее видов, они представлены на рисунке 1.
Рис. 1 Виды эффективности
По отношению к объекту можно выделить внешнюю и внутреннюю эффективность.
Внешняя эффективность организации определяет результативность процесса управления, характеризует степень достижения целей предприятия, определяет степень соответствия организационной системы ограничениям конкурентной среды, а также эффективность в области использования ее возможностей.
Внутренняя эффективность определяется сопоставлением результата и затрат на его достижение, т.е. наилучшего распределения и использования ресурсов, имеющихся у организации, для достижения поставленных целей. Она отражает, каким образом удовлетворение потребностей рынка влияет на собственные цели организации, ее структурных подразделений, определяя уровень эффективности в части использования элементов внутренней организационной среды.
Данный показатель характеризует и такие аспекты, как эффективность существующего стиля руководства, применяемых в организации типов управления, соблюдения делового этикета и этики, степени развития корпоративной культуры.[9]
По последствиям можно выделить еще два вида эффективности организации.
Экономическая эффективность равна отношению полученного в ходе деятельности организации результата к затратам на его достижение.
Социальная эффективность отражает степень удовлетворения спроса потребителей и заказчиков на продукты деятельности предприятия.
В зависимости от степени повторения выделают одноразовый эффект и многократно повторяющийся.