Введение
1. Теоретические аспекты планирования и управления себестоимостью продукции предприятия
1.1 Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории. Экономическое содержание планирования себестоимости продукции (работ, услуг)
1.2 Особенности формирования себестоимости продукции и направления снижения себестоимости в строительных организациях
1.3 Основные этапы финансового планирования и планирования себестоимости продукции на предприятии
2. Анализ финансового состояния и оценка затрат (себестоимости) предприятия ООО «Уралреконструкция»
2.1 Организационно экономическая характеристика предприятия
2.2 Экономический анализ себестоимости ООО «Уралреконструкция» и факторов её формирования
2.3 Планирование мероприятий по оптимизации себестоимости продукции ООО «Уралреконструкция»
3. Пути снижения себестоимости продукции ООО «Уралреконструкция»
3.1 Рекомендации по снижению себестоимости продукции предприятия ООО «Уралреконструкция»
3.2 Экономическое обоснование эффективности предложенных рекомендаций
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Темой данной работы является планирование себестоимости продукции.
Себестоимость продукции — это комплексный показатель, который показывает эффективность использования различных видов ресурсов предприятием, а также уровень организации труда на нём. На изменение себестоимости влияют организационные, социально-экономические, научно-технические и другие факторы производства. В себестоимости отражается эффективность использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов, внедрение новых технологий и техники, изменение качества выпускаемой продукции.
Планирование себестоимости производимой предприятием продукции позволяет: максимально правильно и в полном объёме выявить все резервы производства, имеющиеся на предприятии и предусмотреть их использование для постоянной оптимизации затрат; выбрать и обосновать наиболее эффективные направления капитальных вложений; обосновать внедрения новой техники; установить экономически оправданные границы увеличения качества продукции.
Актуальность темы данной работы продиктована тем, что только при грамотном планировании достигается оптимизация себестоимости продукции предприятия – что является одним из главных условий для повышения эффективности производства, так как себестоимость напрямую влияет на уровень рентабельности, величину прибыли и другие показатели финансовой деятельности организации. Учёт издержек производства и контроль их формирования необходимы для успешной деятельности предприятия.
Предметом исследования данной работы является планирование себестоимости продукции на строительном предприятии.
В качестве объекта исследования было выбрано строительное предприятие ООО «Уралреконструкция».
Целью данной выпускной квалификационной работы является осуществление планирования себестоимости продукции строительного предприятия, с разработкой мероприятий по её снижению, на основе анализа.
Для раскрытия поставленной цели нужно решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические подходы к формированию и планированию себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятиях;
- произвести анализ экономические показатели хозяйственной деятельности ООО «Уралреконструкция» за 2017-2019 года, анализ себестоимости его продукции и факторов, влияющих на её формирование;
- разработать рекомендации для снижения себестоимости продукции ООО «Уралреконструкция» и дать оценку эффективности влияния предлагаемых мероприятий на финансовые показатели в ближайшей перспективе.
Основными методами, использованными при написании данной работы, являются научные методы экономического анализа, методы сравнения относительных величин и расчётно – аналитический метод.
Базой исследования для данной работы служат: годовая отчётность ООО «Уралреконструкция» за 2017, 2018 и 2019 года, научная и учебно-методическая литература, нормативные акты, статьи, а также средства массовой информации и электронные ресурсы.
Значимость результатов исследования заключается в том, что разработанные при написании данной работы мероприятия, способствующие снижению себестоимости продукции, могут быть реализованы как в финансовой деятельности ООО «Уралреконструкция», так и в других строительных фирмах.
Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)
Себестоимость продукции - фактическая стоимостная оценка используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на её производство и реализацию [19, с. 37].
Все предприятия несут различные издержки, ни одна из сфер деятельности предприятий не обходится без затрат. Чтобы заработать деньги, неважно - создаётся ли предприятие или это уже действующий бизнес, необходимо для начала их потратить.
Очевидно, что главная цель любого предприятия – это извлечение и увеличение прибыли. Но, по сути, прибыль есть преобладание доходов над расходами. Поэтому, для получения максимальной прибыли нужно: максимально уменьшить расходы, или максимально повысить доходы.
Поэтому, важно управлять затратами на предприятии, и этот процесс должен охватывать всю производственную деятельность хозяйствующего субъекта.
Разные экономические науки по-разному определяют сущность категории «затраты» организации. Так, с точки зрения дисциплины «Финансы предприятий» определение затрат даётся так: в ходе своей производственной деятельности у любого хозяйствующего субъекта появляется необходимость нести денежные затраты, которые делятся по трём признакам (рисунок 1).
Рисунок 1 – Классификация денежных затрат предприятия [20, с. 207]
Необходимо отметить, что учёт расходов хозяйствующего субъекта включает множество взаимосвязанных намеренных действий, которые направлены на отображение протекающих на предприятии в течение некоторого отрезка времени процедур снабжения, производства и реализации продуктов через механизм измерения этих процессов в натуральных и стоимостных показателях, фиксации, разбивки на группы и изучения в разрезах, образующих себестоимость производимой продукции.
Чтобы лучше понять на сколько важен, для предприятия, процесс управления затратами раскроем что из себя представляют расходы.
Расходы предприятия – это уменьшение экономической пользы при уходе денежных ресурсов, а также другого имущества и (или) появления обязательств предприятия, которые ведут к снижению капитала хозяйствующего субъекта.
Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) имеют наибольший удельный вес из всех расходов предприятия.
В ПБУ 10/99 «Расходы организации» указано, для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг. Таким образом, издержки на производство и реализацию продукта приобретают форму себестоимости [33].
Характеристики себестоимости продукции разных авторов представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Определения себестоимости продукции
Автор
|
Определение
|
Источник
|
Берзинь И.Э.
|
Себестоимость продукции - экономическая категория, которая отражает все затраченные на производство и реализацию продукции средства.
|
«Экономика предприятий».
|
Котляров С.А.
|
Себестоимость продукции – важнейший синтетический качественный показатель, в котором отражена вся хозяйственная деятельность предприятия. На сколько эффективно используются ресурсы и рационально организованно производство и управление на предприятии.
|
«Управление затратами».
|
Яркина Т.В.
|
Себестоимость продукции – является обобщающим показателем, который характеризирует всю деятельность предприятия и отражает на сколько оно эффективно работает.
Себестоимость продукции, отображает затраты фирмы на производство, являясь показателем того, как рационально предприятие использует свои основные фонды, трудовые и материальные ресурсы.
|
«Экономика предприятия».
|
Фролова Т. А.
|
Себестоимость – это затраты, понесённые предприятием на производство и реализацию продукции (работ, услуг), выраженные в денежной форме.
|
«Экономика предприятия».
|
Пласкова Н. С.
|
Себестоимость – это объем ресурсов выраженный в деньгах, используемый на производство и реализацию продукции предприятия за определённый период и трансформируемый в системе учётной информации предприятия в экономический показатель.
|
«Экономический анализ».
|
Алексеева А. А.,
Васильев Ю. В.,
Малеева А. В.,
Ушвицкий Л. И.
|
Себестоимость продукции – оценка стоимости природных ресурсов, топлива, сырья, трудовых ресурсов, основных средств, которые используются в производстве, включая другие затраты на производство и реализацию.
|
«Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности».
|
Шепеленко Г.И
|
Себестоимость продукции – играет роль важного экономического инструмента, меняющего уровень затрат и является исходной базой для формирования цен на продукцию предприятия, его прибыли и всех финансовых показателей его работы.
|
«Экономика, организация и планирование производств на предприятии»
|
Себестоимость продукции – является главным показателем эффективности финансово - хозяйственной деятельности предприятия. От величины себестоимости зависят финансовые итоги деятельности предприятия, объем его прибыли и то, на сколько реальна реализация запланированных социальных и инвестиционных программ предприятия [28, с. 63].
Вывод: чем меньше становится себестоимость продукции, тем большей конкурентоспособностью эта продукция начинает обладать.
Верное понимание сущности и содержания себестоимости как экономической категории даёт возможность точно выяснить состав издержек, который обязан браться при вычислении расходов производства и себестоимости производимой продукции. Суть себестоимости в том, что она даёт возможность возместить цену затрачиваемых средств производства и воспроизводства рабочей силы.