Введение
1 Теоретические аспекты исследования социальной защиты военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
1.1 Понятие и необходимость социальной защиты военнослужащих
1.2. Показатели, специфика и проблемы социальной защиты военнослужащих России
1.3 Нормативно-правовое регулирование социальной защиты военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
2 Анализ системы социальной защиты военнослужащих войск связи Вооруженных Сил Российской Федерации
2.1 История развития и общая характеристика деятельности войсковой части 40566 Министерства обороны РФ
2.2 Анализ материального обеспечения военнослужащих войсковой части 40566 Министерства обороны РФ
2.3 Оценка релизации льгот, гарантий и компенсаций в войсковой части 40566 Министерства обороны РФ
3 Рекомендации по повышению социальной защиты военнослужащих войск связи Вооруженных Сил Российской Федерации
3.1 Предложения по улучшению социальной защиты военнослужащих войск связи Вооруженных Сил Российской Федерации
3.2 Совершенствование нормативно-правовой базы социальной защиты военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Организационная структура войсковой части 40566 Министерства обороны РФ
Приложение Б. Типовые обязанности должностного лица Отделения
военно-политической работы войсковой части 40566 Министерства
обороны РФ ‒ инструктора (по работе с семьями военнослужащих)
Приложение В. Методические указания для разработки Перспективного
плана инструктора (по работе с семьями военнослужащих) войсковой
части 40566 на год
Приложение Г. План по повышению авторитета военной службы
в войсковой части 40566 на 2021 год
Актуальность выпускной квалификационной работы. Политика Российской Федерации в области социальной защиты населения охватывает все слои и группы. Особое внимание государство уделяет социальной защите военнослужащих, так как они играют далеко не последнюю роль в защите государства и общества. Подобное отношение к военнослужащим – историческая традиция для нашего государства. Военнослужащие во все времена признавались особой категорией населения. О них государство всегда заботилось в первую очередь, поэтому значение социальной защиты данной категории постоянно увеличивается.
В ст. 39 Конституции РФ сказано: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» [1, ст. 39]. Таким образом, государство предоставляет своим гражданам гарантии социальной защищенности, так как их потребности выступают в качестве высшей ценности. В настоящее время государственная социальная политика в РФ по праву считается социальной, т. е. направленной на развитие социальных благ всего общества и каждого отдельного гражданина.
Любое социальное государство предусматривает систему оказания социальной помощи людям, попавшим в сложные жизненные обстоятельства и находящимся в уязвимом положении. Такая система должна поддерживаться в актуальном состоянии, отвечающем современным реалиям.
Социальная ориентированность государственной политики не отменяет разного рода трудностей в социально-правовом статусе военнослужащих. Устранить существующие проблемы можно за счет усовершенствования системы социальной защиты военнослужащих. Также необходимо принять меры по совершенствованию военного законодательства.
Регулярное внесение дополнений и изменений в законодательство, регулирующее статус военнослужащих, свидетельствует об осознании Правительством РФ необходимости в усилении внимания к потребностям военнослужащих, а также о понимании важности повышения престижа армии.
Особенности социальной защиты военнослужащих определяются, прежде всего, тем, что нынешний этап развития Вооруженных Сил России требует кардинально нового отношения к решению проблем, связанных с реализацией гарантий военнослужащих и членов их семей, установленных законодательством. Кроме того, необходимо принять меры по повышению социального статуса военнослужащих.
Сформированная к настоящему моменту система социальной защиты должна превратиться в эффективный социально-экономический механизм, регулируемый государством, выступающий в качестве фактора оптимизации процесса социального воспроизводства граждан-военнослужащих и воздействия на социальную среду.
Степень изученности проблемы. Проблемами социальной защиты военнослужащих занимались следующие отечественные исследователи: О. Заяц, Е. Жильцов, Е. Егоров, В. Веремчук, А. Бабич, В. Маркелов, Д. Крутилин, В. Новик, Е. Мачульская, Л. Якушев, В. Юдин, В. Шайхатдинов, А. Цалко, Г. Сулейманова, Д. Передня, В. Новик, Е. Горгола, Д. Ершов, Е. Мачульская, С. Мисихина, Л. Певень, В. Роик, Р. Смелик и др. Но тема организации социальной защиты военнослужащих изучена недостаточно.
Целью написания выпускной квалификационной работы является изучение особенностей и проблем социальной защиты военнослужащих войск связи Вооруженных Сил Российской Федерации и разработка рекомендаций по ее улучшению.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
‒ изучить теоретические аспекты исследования социальной защиты военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации;
‒ провести анализ системы социальной защиты военнослужащих войск связи Вооруженных Сил Российской Федерации;
‒ предложить рекомендации по повышению социальной защиты военнослужащих войск связи Вооруженных Сил Российской Федерации.
Объектом исследования является войсковая часть 40566 Министерства обороны РФ, относимая к войскам связи Вооруженных Сил Российской Федерации.
Предметом исследования являются особенности, порядок и тенденции развития социальной защиты военнослужащих войск связи Вооруженных Сил Российской Федерации.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды ведущих российских ученых в области социальной защиты военнослужащих, монографии, статьи в российских экономических изданиях. В процессе написания работы применялись общенаучные и специальные методы: системный подход, сравнительный анализ и синтез, индукция и дедукция, приемы логического мышления, статистико-экономический, сравнительно-правовой, статистический анализ, позитивный анализ, динамический анализ, экономический эксперимент, сценарный метод прогнозирования экономических явлений.
Информационно-эмпирической базой исследования послужили научные, методологические, учебные и информационные издания российских и зарубежных авторов. В выпускной квалификационной работе используются нормативно-правовые акты в области социальной защиты военнослужащих.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что результаты и материалы настоящего исследования могут использоваться в учебной работе и в практической деятельности специалистов по социальной работе в социальной и военной сфере.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается степень ее разработанности, цель и задачи исследования, теоретические основы, предмет и объект исследования.
В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты исследования социальной защиты военнослужащих Вооруженных Сил РФ.
В рамках второй главы проанализирована существующая система социальной защиты военнослужащих войск связи Вооруженных Сил РФ, приведена история развития и общая характеристика деятельности войсковой части 40566 Министерства обороны РФ, проведен анализ материального обеспечения военнослужащих войсковой части 40566 Министерства обороны РФ и оценка реализации льгот, гарантий и компенсаций в войсковой части 40566 Министерства обороны РФ.
В третьей главе предложены рекомендации по повышению социальной защиты военнослужащих войск связи Вооруженных Сил Российской Федерации и по улучшению социальной защиты военнослужащих войск связи Вооруженных Сил Российской Федерации, подготовлены проекты документов по совершенствованию нормативно-правовой базы социальной защиты военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
В заключении подведены итоги проведенного исследования, сформулированы основные выводы и рекомендации, направленные на улучшение социальной защиты военнослужащих войск связи Вооруженных Сил Российской Федерации.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 ПОНЯТИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Продолжающееся реформирование Вооруженных Сил РФ затронуло сферу социальной военной политики, в которой наиболее ярко проявляется проблематика поиска оптимального соотношения интересов частных лиц, государства и общества при обеспечении военной безопасности РФ. Актуальность темы социального обеспечения военных кадров сегодня высока как никогда раньше.
Анализ научной литературы показал отсутствие универсального определения категории «социальная защита». По мнению Савинова А.Н., «социальная защита ‒ это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом с целью предоставления оптимальных условий жизни, удовлетворения потребностей, поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп» [73, с. 54].
В понимании Е. И. Холостовой «социальная защита ‒ это политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития» [81, с. 63].
Социальная защита – это установленные на законодательном уровне юридические, социальные и экономические права и гарантии, социальные учреждения и институты, обеспечивающих их реализацию и создающие надлежащие условия для поддержания жизни, и деятельности разных групп и социальных слоев населения.
В труде под названием «Социальная защита военнослужащих. Становление, развитие и правовое регулирование» А.В. Коровников сформулировал определение категории «социальная защита военнослужащих». Под социальной защитой военнослужащих подразумевается деятельность органов военного и государственного управления, начальников и командиров по реализации установленных для военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы и членов их семей прав, свобод, льгот и законных интересов [46, с. 26].
Проведенный обзор научной литературы позволяет сделать вывод, что социальная защита военнослужащих и членов их семей ‒ это многоаспектная задача государства, ориентированная на защиту жизни и здоровья военнослужащих, улучшение их материального положения, обеспечение их свобод и прав. Следует принимать во внимание тот факт, что военнослужащие и члены их семей являются особой категорией, нуждающейся в особой защите в связи с их специфичным положением в социуме.
В ст. 3 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» [2, ст. 3] ‒ «социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает: реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе» [46, c. 281].
Такие социальные гарантии обеспечивают военнослужащим не только социально-значимый набор социальных льгот и прав. Ими также определяется возможность самовосстановления потребностей и саморазвития служебно-трудового потенциала (рисунок 1).
Рисунок 1 ‒ Социальная защита военнослужащих[1]
Под системой социальной защиты граждан-военнослужащих подразумевается следующее:
- Во-первых, формально закрепленные стандарты и нормы, которые обеспечивают социальные права и гарантии военнослужащих, позволяющие им воспроизводить человеческий потенциал, поддерживать нормальные условия жизни и деятельности.
- Во-вторых, деятельность различных ведомств и социальных институтов по реализации социальной защиты граждан-военнослужащих.
Социальная защита граждан-военнослужащих является относительно самостоятельным социальным институтом, реализующим комплекс общественных мер проектной поддержки граждан-военнослужащих во всех социально значимых сферах (культура, здравоохранение, образование, сфера занятости и др.). Этот институт – составная часть общей институциональной системы социальной защиты граждан в РФ. Содержательная сторона данного института заключается в деятельности государства по претворению в жизнь проектных задач, касающихся социальной поддержки посредством разработки социальных гарантий и их воплощения. Этим, в свою очередь, обеспечиваются военнослужащим не только экономические, политические и социальные права, но также необходимый статус. Помимо этого, создаются надлежащие условия для саморазвития (расширенного воспроизводства) их трудового и служебного потенциала. С одной стороны, комплекс социальных гарантий военнослужащих направлен на обеспечение их прав. С другой же стороны, преследуется цель по созданию подходящих условий для восстановления служебно-трудового потенциала, обеспечивающего поддержание социального статуса и собственного достоинства военнослужащих, а также стабильное развитие их профессиональной деятельности.
Благодаря системе социальных гарантий военнослужащие получают не только все надлежащие компенсации и меры социальной поддержки. Социальные гарантии позволяют реализовать культурные и социальные проекты, обеспечивающие условия прохождения военной службы, являющиеся социально одобряемыми. С помощью социальных гарантий обеспечиваются надлежащие условия отдыха военнослужащих и членов его семей. По сути, именно стратегической целью системы социальной защиты граждан определяется саморазвитие трудового и служебного потенциала военнослужащих, членов их семей и военных пенсионеров, а также достижение стабильного духовного и материального потребления.
Реализация социальной защиты граждан-военнослужащих происходит вследствие разработки и поддержания социальных гарантий организационных структур, ведомств и государства в целом.
«Человеческий потенциал военнослужащего при данном подходе ‒ это не только результат образования, но и профессиональный потенциал, уровень физических и профессиональных способностей военнослужащих в виде совокупности потенциально важных и необходимых специфических профессиональных знаний, умений, навыков, а также организованность, профессиональные компетенции, готовность военнослужащих к служебно-трудовой деятельности» [46, c. 284].
«Социальная защита осуществляется в результате разработки и законодательного закрепления социальных гарантий, которые являются предпосылкой и базой государственно гарантированного обеспечения процессов восстановления и саморазвития трудового потенциала военнослужащих, создания относительно равных условий накопления трудовых способностей как членов отдельных военных организаций, так и общества в целом» [46].
Стратегический анализ показывает, что социальные гарантии государства не просто ориентированы на восстановление трудового потенциала военнослужащих, но также на обеспечение высоких стандартов их жизни и деятельности. Всем этим определяется стратегический рост продуктивности трудовой деятельности военнослужащих.
Благодаря социальным гарантиям обеспечивается стабильность процессов генерирования общественных ценностей и их накопления, устойчивость перспективного экономического и социального развития военных организационных структур и отдельных военнослужащих.
Таким образом, можем заключить, что достижение и обеспечение эффективности социальных гарантий в части уровня жизни и доходов обеспечивает общие предпосылки для восстановления трудового потенциала военнослужащих на текущем этапе.
Социальные гарантии, предоставляемые государством, конкретизированы в нормах социальной поддержки и компенсаций на внутриорганизационном и общественном уровне. Благодаря им обеспечивается расширение трудового использования деятельного профессионального потенциала военнослужащих в будущем.