ВКР|Управление качеством

Статистические методы контроля качества продукции в деятельности предприятия

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 74

Цена: 2 290
Купить работу

Введение

1. Теоретические основы статистических методов контроля качества продукции

1.1 Понятие о качестве продукции и контроля

1.2 Область применения и основные статистические понятия

1.3 Основные статистические методы контроля качества продукции

2. Статистические методы контроля качества продукции в деятельности предприятия ПАО «Машиностроительный завод имени Калинина»

2.1 Общая характеристика предприятия ПАО «Машиностроительный завод им. Калинина»

2.2 Анализ процесса «Контроль качества продукции на предприятии

2.3 Анализ применения статистических методов для оценки качества процесса «Контроль качества продукции»

2.4 Рекомендации по улучшению качества продукции на основе результатов анализа данных с помощью статистических методов

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Актуальность темы исследования. За последний год многим российским предприятиям пришлось осуществлять свою деятельность в сложных экономических и конкурентных условиях. Для того чтобы добиться устойчивого положения на рынке необходимо постоянное улучшение управления качеством и контроля на предприятии. А за 2020 год, когда пандемия внесла свои коррективы в деятельность абсолютно любого предприятия, контроль за качеством стал первостепенным, т.к. конкурентность стала более жесткой и многие предприятия, не выдержав такой борьбы, обанкротились и ли ликвидировались с рынка, предоставив места для более гибких и сильных предприятий.

А любая система менеджмента качества обязана соответствовать международным стандартам ИСО [1;2;3], которые представляют собой современный уровень качества и включают в себя перечень элементов, необходимых для обеспечения качества продукции.

Наиболее важным показателя роста результативности и эффективности производства являются улучшение качества продукции на основе статистического контроля. Для достижения таких целей, как:

  • Повышение знаний о процессе;
  • Регулирование для достижения желаемого поведения процесса;
  • Уменьшение отклонений параметров готовой продукции;
  • Улучшение работы процесса;

необходимо применение статистических методов контроля.

Значение статистических методов на различных этапах менеджмента качества постоянно возрастает, а культура производства определяется обоснованностью и системностью применения этих методов, а также степенью обученности персонала. Вышесказанное обуславливает актуальность темы выпускной квалификационной работы.

Цель выпускной квалификационной работы – оценить организацию применения статистических методов контроля в управлении качеством и выявить их эффективность.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие о качестве продукции и контроле;
  2. Рассмотреть область применения и основные статистические понятия;
  3. Рассмотреть понятие и значение статистических методов контроля в управлении качеством;
  4. Дать краткую характеристику предприятия ПАО «Машиностроительный завод им. Калинина»;
  5. Провести анализ процесса «Контроль качества продукции»;
  6. Провести оценку применения статистических методов контроля в деятельности предприятия ПАО «Машиностроительный завод им. Калинина»;
  7. Предложить рекомендации по улучшению качества продукции на основе результатов анализа.

Объект исследования является предприятие Публичное Акционерное Общество «Машиностроительный завод им. Калинина».

Предметом исследования выступают статистические методы применительно к  процессу «Контроль качества продукции» на предприятии ПАО «Машиностроительный завод им. Калинина».

При проведении исследования были применены следующие методы:

  • Теоретические: анализ и синтез научных трудов по проблеме исследования; анализ нормативных документов, посвященных проблеме контроля качества на предприятии; обобщение, систематизация опыта в сфере управления качеством на предприятиях;
  • Статистические: методы описательной статистики; графический и табличный методы; методы статистического анализа; контрольный листок; метод Исикавы; анализ Парето.

Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в изучении концептуальных основ и закономерностей контроля качества продукции на предприятиях на основе статистических методов контроля.

Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Во введении обоснована актуальность, цель и задачи темы исследования. В первой главе рассмотрены понятия качества и контроля, область применения и основные понятия, а также теоретические основы статистических методов контроля. Во второй главе дана характеристика предприятия ПАО «Машиностроительный завод им. Калинина», проведен анализ процесса «Контроль качества продукции», проведена оценка применения статистических методов контроля на предприятии ПАО «Машиностроительный завод им. Калинина», а также предложены рекомендации по улучшению качества продукции на основе результатов анализа. В заключении представлены основные выводы.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

1.1 ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И ЕГО КОНТРОЛЯ

«Международный стандарт определяет качество как совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Все эти элементы определяются требованиями к качеству, которые воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации и технических условиях, предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры, сочетание оттенков, глянец и т.д.» [12, c.98]

Свойством называется объективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации и потреблении.

Дефект – это отдельное несоответствие продукции требованиям, установленным нормативно-технической документацией.

Брак – это дефектная единица продукции, т. е. продукция, имеющая хотя бы один дефект.

Подходы к количественной оценке качества продукции определяет специальная наука – квалиметрия, наука о способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг.

В зависимости от характера дефектов брак может быть исправимым или неисправимым (окончательным). В первом случае изделия после исправления могут быть использованы по назначению, во втором – исправление технически произвести невозможно или экономически нецелесообразно. Устанавливаются причины, и виновники брака и намечаются мероприятия по его предупреждению.

«Под уровнем качества изделия понимается относительная оценка качества, основанная на сравнении совокупности характеристик рассматриваемого изделия с базовыми, т.е. изделиями конкурентов, перспективных образцов, стандартов, опережающих стандартов и т.п.» [15, с.84].

«Управление качеством – методы и виды деятельности оперативного характера, которые используют для выполнения требований к качеству»[15, с. 85].

Продукция, качество которой не соответствует установленным требованиям потребителя, выявляется путем анализа поступивших и признанных рекламаций в соответствии с требованиями стандарта предприятия.

«Статистическое управление качеством – та часть управления качеством, в которой применяются статистические методы» [15, с.85]

«Статистически управляемое состоянием процесса — состояние, описывающее процесс, из которого удалены все особые причины изменчивости и остались только обычные причины» [15, с.86]. То есть, наблюдаемая изменчивость может быть объяснена постоянной системой случайных причин; отражается на контрольной карте отсутствием точек за контрольными границами, трендов и неслучайного поведения в контрольных границах.

Основные этапы статистического управления качеством:

  • статистическое обследование;
  • наладка процесса;

Организация должна устанавливать адекватные статистические методы для подтверждения приемлемости возможностей процесса и характеристик продукции.

«Главное значение статистических методов управления качеством продукции в организации – это создание условий для эффективного принятия оптимального управленческого решения с использованием накопленной информации между смежными подразделениями в организации и внешней средой» [7, с. 125].

«Используемые в сегодняшней практике предприятий статистические методы можно подразделить на следующие категории:

  • методы высокого уровня сложности, которые используются разработчиками систем управления предприятием или процессами;
  • методы специальные, которые используются при разработке операций технического контроля, планировании промышленных экспериментов, расчетах на точность и надежность и т.д.;
  • методы общего назначения, в разработку которых большой вклад внесли японские специалисты. К ним относятся «Семь простых методов» (или «Семь инструментов качества»), включающие в себя контрольные листки; метод расслоения; графики; диаграммы Парето; диаграммы Исикавы; гистограммы; контрольные карты» [2, 8].

В случае необходимости производитель продукта должен разработать процедуры, обеспечивающие выбор статистических методов, необходимых для проверки возможности технологического процесса и приемлемости характеристик продукции, проверки качества поставок или комплектующих.

«Качество выпускаемой продукции или производимого процесса должно подвергаться соответствующему контролю. Данная мера позволяет отслеживать характеристики продукта, исключая риски прохождения брака. Причем в качестве продукта может рассматриваться и товар широкого потребления, и рабочие мероприятия, и готовые здания с сооружениями. На разных этапах производства и по его завершении применяется технический контроль, который представляет собой целый комплекс проверочных мероприятий» [11, c. 92].

Целью контроля является выявление и оценка отклонений в свойствах и параметрах исследуемого объекта от нормативных требований. Еще на этапе подготовки к процессу производства (изготовление товара или проведение рабочих мероприятий) закладываются характеристики продукта. После завершения производства результат работы может или соответствовать требованиям, или иметь отклонения от них. Специально для определения подобных расхождений на предприятиях используется контроль.

«Ключевая характеристика технического контроля выражается точностью проверочных операций. То есть речь идет об объективности процесса, его адекватности установленным нормативам и корректности конечных данных. Помимо этого, контрольные мероприятия характеризуются широтой охвата. Одна и та же операция анализа, к примеру, может применяться или к узкой группе товаров, или же распространяться на разноплановые производственные процессы. К основным задачам контроля относят предотвращение выпуска несоответствующей требованиям продукции и укрепление производственной дисциплины. Одна из самых распространенных форм контроля, которая представляет собой формат проверки качества продукции. Отделы тех. контроля (ОТК) обычно представляют собой самостоятельные подразделения в рамках предприятий, которые производят анализ выпускаемой продукции на предмет ее соответствия установленным нормам (например, ГОСТам)» [11, c. 96].

Важно отметить, что такие отделы хоть и подчиняются руководству предприятия, но в процессе работы действуют независимо в пределах своих функций. В качестве работы таких подразделений заинтересованы и сами руководители, поскольку их эффективность влияет на имидж компании на рынке. Непосредственное исполнение функций отдела реализует контролер ОТК, который выдает паспорт изделия с указанием качественных характеристик и выявленных отклонений от технологических требований. Далее может производиться анализ полученных данных, на основе которого принимаются меры по устранению причин выпуска несоответствующей нормативам продукции.

  1. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – Консорциум кодекс электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/, свободный
  2. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Требования (утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2015 N 1391-ст) (вместе с «Разъяснением новой структуры, терминологии и понятий», «Другими международными стандартами в области менеджмента качества и на системы менеджмента качества, разработанными ИСО/ТК 176»). – Консорциум кодекс электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/, свободный
  3. ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» Консорциум кодекс электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/, свободный
  4. ГОСТ РВ 0015-002 «Государственный отраслевой стандарт Регистр Военный 0015-002» Консорциум кодекс электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/, свободный
  5. Адлер, Ю.П. Процессное описание бизнес основ для системы экономики качества [Текст] / Ю.П. Адлер, С. Щепетова // Стандарты и качество. – 2016. – № 2.
  6. Андреев, Б.Г. Экономическое значение повышения качества продукции [Текст]: учеб. пособие / Б.Г. Андреев // Экономическое значение повышения качества продукции / – М.: Лениздат, 2018. – 450 с.
  7. Андерсен, Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования [Текст]: учеб. пособие / Б Андерсен // Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / – М.: РИА «Стандарты и качество», 2019. – 320с.
  8. Барабанова, О.А. Семь инструментов управления качеством. Развертывания функции качества [Текст]: / О.А. Барабанова // Семь инструментов управления качеством. Развертывания функции качества / Инновационный Технический Центр МАТИ. 2016.- №12. – С.33.
  9. Басовский, Л.Е. Управление качеством [Текст]: Учебник / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 212 с.
  10. Борисов, С.А. Сравнительный анализ проектного и процессного подходов в управлении инновационной деятельностью [Текст] / С.А. Борисов // Российское предпринимательство. – 2018. – № 13. – С. 91-96.
  11. Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация [Текст]: Учебное пособие для вузов / Б.А. Бузов. – М.: «Академия», 2018. – 176 с.
  12. Герасимов, Б.И. Управление качеством [Текст]: Учебное пособие / Б.И. Герасимов, Н.В. Злобина, С.П. Спиридонов. – М.: КНОРУС, 2017. – 272 с.
  13. Гиссин, В.И. Управление качеством [Текст]: учебное пособие / В.И. Гиссин // Управление качеством / – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. - 350 с.
  14. Гличев, А.В. Современные методы управления качеством [Текст]:/ А.В. Гличев // Стандарты и качество. - 2019.- №9. – С. 10-15.
  15. Жданова, М.Г. Особенности управления персоналом в условиях новой экономики [Текст]: автореферат / М.Г. Жданова. – М.: Рос. экон. ун-т им. Г.В. Плеханова, 2018. – 24 с.
  16. Заика, И.Т. Документирование системы менеджмента качества [Текст]: Учебное пособие / И.Т. Заика, Н.И. Гительсон. – М.: КноРус, 2018. – 192 с.
  17. Иванов, И.Н. Организация производства на промышленных предприятиях [Текст]: Учебник / И.Н. Иванов. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 352 с.
  18. Ильин, В.В. Система управления качеством. Российский опыт [Текст] / В.В. Ильин. – С-Пб.: Невский проспект; Вектор, 2017. – 219 сИльенкова, С. Д. Управление качеством [Текст]: учебник / С. Д. Ильенкова // Управление качеством / – М.: Наука, 2016. – 220 с.
  19. Качалов, В. А. О методе оценки деятельности в области качества [Текст]:/ В. А. Качалов // Методы менеджмента качества / - 2019. - №8. - С. 25.
  20. Клиот Ю.М. Система непрерывного менеджмента как основной инструмент внедрения и практического использования системы менеджмента качества в организациях [Текст]/ Ю.М. Клиот// Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2019. - № 1. С. - 198-205.
  21. Краснова Е.А. Система менеджмента качества предприятия и целесообразность внедрения методики учета и анализа затрат на качество [Текст]/ Е.А. Краснова // Наука и бизнес: пути развития. - 2018. - № 1 (19). - С. 64-67
  22. Кузнецова, С.А. Управление качеством через технологию производства [Текст]:/ С.А. Кузнецова // Методы менеджмента качества / - 2017. - №2. -С 40.
  23. Леман, Э. Проверка статистических гипотез [Текст]: учебник / Э. Леман // Проверка статистических гипотез / – М.: Наука, 2019. -150 с.
  24. Лапидус, В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях [Текст]: учеб. пособие / В.А. Лапидус // Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / – М.: ОАО «Типография «Новости», 2019. -190с.
  25. Мазур, И.Н. Управление качеством [Текст]: учеб. пособие / И.Н. Мазур // Управление качеством / - М.: Изд-во Омега, 2016. – 400 с.,
  26. Миронов, М. Г. Управление качеством [Текст]: учеб. пособие / М. Г. Миронов // Управление качеством / - М.: «Проспект», 2017. – 150 с.
  27. Михеева, Е. Н. Управление качеством: Учебник / Михеева Е.Н., Сероштан М.В., - 2-е изд., испр. и доп. - Москва :Дашков и К, 2017. - 532 с.ISBN 978-5-394-01078-1. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/336613
  28. Морева, О.А. Управление качеством продукции как фактором конкурентоспособности предприятия [Текст]: учебник/ О.А. Морева // Управление качеством продукции как фактором конкурентоспособности предприятия / – Челябинск: Наука, 2016. - 120 с.
  29. Москалев, П.В. Семь инструментов управления качеством. Бенчмаркинг. Развертывания функции качества [Текст]:/ П.В. Москалев// Инновационный Технический Центр МАТИ. - 2019.-№5.- С.28-29.
  30. Муромцев, Д.Ю. Управление качеством [Текст]: учеб. пособие / Д.Ю. Муромцев // Управление качеством / – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2016. – 300 с.
  31. Положение «О требованиях к оформлению рефератов, отчетов по практике, контрольных, курсовых и дипломных работ» от 17.03.2011. – Екатеринбург: УрГЭУ, 2016. – 23 с.
  32. Пономарев, С. В., Мищенко, В. Я. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества [Текст]: учеб. пособие / С. В. Пономарев, В. Я. Мищенко // Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества / – М.: Наука, 2019.- 220 с.
  33. Полховская, Т.М. Основы управления качеством продукции [Текст]: учеб. пособие / Т.М. Полховская // Основы управления качеством продукции / – М.: Прогресс, 2017. – 150 с.
  34. Подгузов, В.А. Управление качеством [Текст]: учебно-практическое пособие / В.А. Подгузов // Управление качеством / – М.: Изд-во Московской финансово-юридической академии, 2019. - 330 с.
  35. Протасова Л.Г. Всеобщее управление качеством [Текст]: учеб. пособие / Л. Г. Протасова ; [отв. за вып. В. Е. Кучинская] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т, Центр дистанц. образования. - Екатеринбург: [Издательство УрГЭУ], 2010. - 60 с.
  36. Салимова Т.А. Управление качеством[Текст]: учеб. пособие /Т.А. Салимова. - М.: Омега-Л, 2018. - 384 с.
  37. Спицнадель, В.Н. Системы качества (в соответствии с международными стандартами ISO семейства 9000) [Текст]: учеб. пособие / В.Н. Спицнадель // Системы качества / – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2019. – 515 с.
  38. Стремоусова Е. Г. Стремоусова, Елена Геннадьевна. Роль персонала в TQM-ориентированной организации [Текст]: учеб. пособие 2019
  39. Фатхутдинов, Р.А. Менеджмент конкурентоспособности работ [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. – М.: АО «Бизнес-школа «Интел–синтез», 2019. – 441 с.
  40. Шмелева А.Н. Сущность, структура и функции организационной системы управления операционной эффективностью системы менеджмента качества предприятия [Текст] / А.Н. Шмелева// Перспективы науки. - 2018. - № 19. - С. 164-167.
  41. Машиностроительный завод имени М.И. Калинина г.Екатеринбург Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zik.ru, свободный

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское