Основным фактором развития предприятия, его оптимальной самоорганизации и на микро, и на макроуровнях бесспорно является конкуренция. Стремление каждого предприятия улучшить свои конкурентные позиции на релевантном рынке способствует росту конкурентоспособности национальной экономики. Очевидно, что для достижения устойчивых конкурентных позиций необходимо не только повышать эффективность производства и реализации продукции, работ, услуг, но и обеспечивать эффективную деятельность в условиях конкуренции.
Конкурентоспособность отражает уровень развития экономики субъекта хозяйствования, будь то страна, отрасль, регион или компания. Это довольно универсальное понятие, поскольку его можно применить в разнообразных сферах жизнедеятельности. Уровень конкурентоспособности конкретного субъекта представляет собой относительный показатель, его можно определить исключительно в процессе сравнения с конкурентами.
В реальной практике немало предприятий, не способных конкурировать на достойном уровне, что, как правило, является результатом неэффективных управленческих подходов, которые не способствуют ни выпуску конкурентоспособной продукции, ни использованию инновационных подходов к бизнес-процессам компании. Очевидно, что качество управления конкурентоспособностью предприятия оказывает огромное влияние на его позицию на конкурентном рынке и перспективы роста конкурентоспособности. Это с высокой определенностью указывает на актуальность темы исследования.
Таким образом, конкурентоспособность предприятия является одной из важнейших экономических категорий, с ее помощью можно определить позиции на рынке и спрогнозировать перспективы предприятия, разработать направления достижения конкурентных преимуществ. В этой связи исследование и совершенствование методик ее оценки с учетом отраслевой принадлежности, доступности информации и т.д. является актуальным.
Об актуальности вопросов достижения конкурентоспособности российских предприятий можно судить по большому числу научных публикаций, а также статей в популярных изданиях, конференций, выступлений различных политиков, ученых, политических деятелей, учёных-экономистов, в названиях которых употребляются понятия «конкуренция», «конкурентоспособность».
Базис современных исследований конкуренции и конкурентоспособности организаций содержится в трудах отечественных и зарубежных ученых, таких как Ю. И. Ансофф, Ф. Котлер, М. Портера, Г.Л. Азоев, А.Г. Грязнова, П.С. Завьялова и др. В своих работах они исследуют и развивают экономическую природу конкурентоспособности организаций. Используемые ими подходы лежат в основе теоретико-методологических исследований в данной области. Различные подходы и методики оценки уровня конкурентоспособности содержаться в работах многих авторов, среди которых можно выделить О.Г. Голиченко, Ю.Я. Еленеву, Т.Ю. Левицкого, а и др. Несмотря на большое многообразие исследований в этой области, методологические вопросы оценки конкурентоспособности предприятия по-прежнему актуальны.
Исследования, направленные на рост эффективности управления конкурентоспособностью строительных предприятий, представлены в работах А. Асаула, В, Бузырева, Л.Е. Замураевой, С. Ершова, В, Кощеев и другие. Тем не менее на сегодняшний день отсутствует общепринятые подходы к анализу и управлению конкурентоспособностью предприятий, учитывающие специфику строительной отрасли.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование экономического механизма управления конкурентоспособностью строительного предприятия и определение направлений укрепления его конкурентных позиций.
Достижение вышеназванных целей требует решения следующих задач:
– исследовать сущность конкуренции и конкурентоспособности предприятий;
– изучить основные методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятий;
– рассмотреть современное состояние и особенности строительного рынка;
– оценить уровень конкурентоспособности исследуемого предприятия на строительном рынке г. Екатеринбург;
– разработать предложения, направленные на повышение эффективности управления конкурентоспособностью предприятия.
Объект исследования Общество с ограниченной ответственностью «ГидроСпецПром», г. Екатеринбург. Предметом исследования являются организационные и экономические отношения, возникающие при управлении конкурентоспособностью предприятия.
Теоретической и методологической основой магистерской диссертации послужили публикации результатов научных исследований и методологических разработок в сфере конкурентоспособности организаций ряда отечественных и зарубежных ученых. В работе использованы общенаучные методы познания: системный, статистический, логический, сравнительный, диалектический и другие.
Информационной базой диссертации являются законодательные и нормативные акты РФ, регламентирующие деятельность предприятий в условиях конкуренции, статистические данные, бухгалтерская отчетность и устав ООО «Гидроспецпром», результаты исследований автора, проведенных в рамках работы над магистерской диссертацией.
Элементами научной новизны можно назвать совершенствование методики определения уровня конкурентоспособности строительного предприятия в конкретных условиях и с учетом доступной информации, а также разработанные рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Гидроспецпром», которые могут быть использованы и другими предприятиями отрасли.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов предприятиями строительной отрасли при совершенствовании управления конкурентоспособностью.
Магистерская диссертация состоит из введения, основного содержания, изложенного в трех главах, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе представлены исследования сущности понятий «конкурентоспособность», «конкуренция», рассмотрены методологические подходы к оценке уровня конкурентоспособности строительных предприятий, а также особенностей рынка и тенденций его развития.
Вторая глава является аналитической, в ней представлен анализ финансового состояния, анализ факторов внешней и внутренней среды, проведена оценка его конкурентоспособности.
В третьей главе разработаны предложения, направленные на совершенствование управления конкурентоспособностью исследуемого предприятия и проведена оценка их эффективности.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
В современной экономике конкурентоспособность организации выступает одним из первостепенных факторов, способствующих ее успешному функционированию. Значимость данной экономической категории возрастает на всех уровнях – от региональных и национальных экономик до небольшого предприятия. Деятельность конкурентоспособного предприятия прибыльна и при этом сопряжена с меньшим уровнем риска. Таким образом, несомненно, огромное значение конкурентоспособности компаний для повышения конкурентоспособности страны, особенно в условиях длительных экономических санкций.
В трудах отечественных и зарубежных ученых, исследующих данную область, содержится много различных трактовок сущности понятия «конкурентоспособность». Однако их общей чертой является указание на то, что конкурентоспособный объект проявляет важные качества лучше, чем его конкуренты.
Тем не менее, единый подход к определению экономической сущности исследуемого понятия на данный момент не существует.
Исследование сущности понятия «конкурентоспособность предприятия» целесообразно проводить совместно с понятиями «конкуренция», «конкурентоспособность продукции», «конкурентное преимущество».
Слово «конкуренция» произошло от латинского «concurrentia» – «столкновение», «состязание». Конкуренция – тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке [22]. Конкурентная борьба − динамический процесс, служащий лучшему обеспечению рынка товарами и услугами.
Конкуренция представляет собой наиболее известную фундаментальную категорию, являющуюся неотъемлемой составляющей механизма рынка. Именно она побуждает предприятия снижать затраты, повышать качество, способствует появлению новых потребностей и оптимальных способов их удовлетворения. По мнению американского ученого М. Интрилигейтора, конкуренция представляет собой «секрет рыночной экономики, заставляющим его работать на общество» [19, с.128]. Она оказывает положительное воздействие на рынок также тем, что вынуждает предприятия внедрять инновации во все бизнес-процессы.
Потребителям конкуренция создает ситуацию выбора, при которой «нельзя продать то, чего люди не хотят покупать» [50, с. 83]. Именно благодаря наличию выбора, покупатели предпочитают приобретать товары и услуги, наилучшим образом удовлетворяющие их растущие потребности по предпочтительным ценам. Это в итоге обуславливает получение выигрыша всего общества.
Роль конкуренции на рынке была обозначена еще Адамом Смитом в 18 веке. Согласно сформулированному им правилу «невидимой руки», в условиях рынка именно конкуренция заставляет бизнес действовать в интересах всего общества. «Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественно возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития» [20].
В теории конкуренции выделяют три подхода к пониманию ее сущности: поведенческий, структурный и функциональный. Именно поведенческий подход лежал в основе трактовок Адама Смита. Дальнейшее развитие этого подхода происходило в направлении установления целей конкурентной борьбы и способов ее ведения. Так, в трудах Карла Маркса конкуренция определяется как «антагонистическая борьба между частными производителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров» [20].
Неоклассики трактовали конкуренцию в связи с ограниченностью экономических благ, которыми располагает общество, для удовлетворения неограниченных потребностей. Это дает возможность владельцам благ распределять их наиболее выгодным для себя образом.
Майкл Портер также являлся представителем поведенческой трактовки данного понятия [35]. Он предложил рассматривать конкуренцию как противодействие пяти конкурентным силам (рисунок 1). Все эти силы находятся под воздействием структуры отрасли.
Рисунок 1 – Пять сил, определяющих конкуренцию на рынке [40 с. 38]
Основоположниками структурного подхода, в рамках которого предложена теория основных типов рынка по уровню конкуренции, являются такие крупнейшие зарубежные ученые как А. Курно, Дж. Робинсон, С. Фишер, Э. Чемберлин и др. Они считали, что более значимым фактором является структура рынка, условия, превалирующие на нем, а не конкурентная борьба сама по себе.
Одним из наиболее известных сторонников функционального подхода считается Й. Шумпетер, который разработал теорию экономического развития, в которой конкуренция рассматривается как соперничество старых концепций, товаров, технологий и т.д. с новыми. По его мнению, рынок изначально скептически относится ко всему новому, но именно конкуренция способствует продвижению нового на рынок [20].
Итак, поведенческая трактовка конкуренции направлена на исследование методов конкурентной борьбы, факторов выбора стратегии компании и т. п.; в рамках структурного подхода рассматриваются проблемы монополизации (открытости) рынка; функциональный подход подчеркивает роль конкуренции в экономике. В основе теории рыночной конкуренции лежат поведенческая и функциональная трактовки сущности понятия «конкуренция». [7, с. 41].
Понятие «конкурентоспособность» основано на сущности конкуренции и также не имеет общепринятой трактовки.
Р. А. Фатхутдинов считает, что «конкурентоспособность − способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке» [45, стр.49].
С.Г. Светуньков при определении конкурентоспособности подчеркивает важность учета доли рынка, которую занимает объект [41, с. 42]. Ряд ученых, например, С.И. Ожегов, Д.В. Шкардун, Т.А. Завьялова, при определении конкурентоспособности говорят о способности рассматриваемого объекта достигать конкретные цели, располагая определенным потенциалом, при этом они игнорируют значимость условий функционирования данного объекта.
В качестве субъекта конкурентоспособности можно рассматривать компании, отрасли, регионы и страны, которые имеют способность влиять на уровень своих конкурентоспособных преимуществ и улучшать его до нужного состояния.
В качестве объекта конкурентоспособности можно рассматривать товар предприятия, который не способен самостоятельно изменяться и развиваться. Уровень конкурентоспособности продукта определяется качествами, которые были привнесены в него в ходе производства. Одним из объектов конкурентоспособности является конкурентоспособность отрасли.
М. Портер считает, что отрасль конкретного государства можно считать успешно функционирующей в том случае, если она обладает конкурентными преимуществами в сравнении с наиболее конкурентоспособными компаниями на мировом рынке [35, с. 102]. Конкурентоспособность отрасли характеризуется наличием у нее ресурсов, а также условий для создания производства и реализации высококачественной продукции, удовлетворяющей запросы конкретных потребительских сегментов.
Конкурентоспособность продукции определяется как уровнем ее качества, так и соответствием требованиям рынка. В данном ключе наиболее интересным представляется определение Р.А. Фатхутдинова, в котором указывается, что конкурентоспособность товара – это «свойство, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными товарами на данном рынке… При этом «конкурентоспособность определяет способность товара выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными товарами на данном рынке» [45, с.85].
Несомненно, что конкурентоспособность продукции является определяющим фактором конкурентоспособности предприятия. От стабильного качества продукции зависит положение предприятия на рынке, и данный фактор оказывает существенное влияние на конкурентоспособность компании в целом.
Конкурентоспособность предприятия − относительная характеристика, которая выражает степень отличия данного предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей клиентов.
Конкурентоспособность предприятия определяется как «уровень его компетентности по отношению к другим предприятиям-конкурентам по таким параметрам, как технология, практические навыки и знания персонала, уровень стратегического и текущего планирования, качество (систем управления, производства, продукции), коммуникации» [44, стр. 90].
Довольно часто в учебной и научной литературе можно встретить определения конкурентоспособности предприятия, основанные только на конкурентоспособности производимого им товара. Одна из наиболее часто встречающихся подобных трактовок определяет конкурентоспособность предприятия как «реальную и потенциальную возможность предприятий в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов» [11, стр.38]. Очевидно, что данное определение конкурентоспособности предприятия довольно узко, поскольку за его рамками осталась эффективность деятельности предприятия.
Большая группа авторов рассматривает конкурентоспособность предприятия в качестве преимущества по определенным параметрам по сравнению с другими предприятиями отрасли или региона. В основе данных определений лежит теория конкурентного преимущества М. Портера
Более разносторонним представляется трактовка исследуемого понятия, данная Герчиковой И.Н. По ее мнению, конкурентоспособность предприятия формируется не только на основе качественных характеристик выпускаемой продукции или оказываемых услуг, но и с учетом организационного и технологического уровня производства, финансового состояния, эффективности бизнес-процессов [10, с. 214].
Высокую конкурентоспособность предприятия можно оценить удовлетворенностью потребителями продукцией, выпускаемой этим предприятием. Помимо этого, конкурентоспособность предприятия зависит от уровня менеджмента и выработанной системы управления финансовыми потоками, инновационной и инвестиционной составляющими его деятельности. Также конкурентоспособность зависит от конъюнктуры рынка, количества конкурентов у предприятия, уникальности продукта, технической оснащенности, степени использования инноваций, мотивации и квалификации персонала.
Конкурентоспособности любого объекта свойственны следующие характеристики:
– конкурентоспособность предприятия определяет величину и эффективность использования всеми его ресурсами;
– конкурентоспособность предприятия формируется во времени. Ее изменения зависят как от внешних, так и от внутренних факторов;
– конкурентоспособность − относительный показатель. В качестве базы для его оценки и сравнения используются схожие показатели конкурентоспособности эталонных предприятий-лидеров или предприятий-конкурентов.
Надо отметить, что к главным критериям предприятия, позволяющим существовать в условиях высокой конкуренции и добиться успеха, следует отнести:
– осознание своих конкурентных преимуществ;
– укрепление своих конкурентных преимуществ; – поиск возможных конкурентных преимуществ;
– создание новых конкурентных преимуществ.
Понятие «конкурентное преимущество» часто употребляется в исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых, особенно посвященных маркетингу. Майкл Портер определял конкурентные преимущества как «характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами» [35, с.52].
Согласно определению Филиппа Котлера, конкурентное преимущество следует трактовать как «способность компании действовать в одном из нескольких направлений, в которых конкуренты не хотят, или не имеют возможности соответствовать уровням создаваемой ею ценности и издержек» [24, стр.156].
Конкурентные преимущества компаний формируются как итог всех видов его деятельности. Именно они способствуют достижению высокого уровня конкурентоспособности предприятия на рынке.
Следовательно, конкурентное преимущество – характеристики продукции, товаров и/или услуг, имеющие существенное превосходство над аналогичной продукцией, товарами и/или услугами предприятия-конкурента. Эти характеристики могут относиться как к самому товару, так и к комплексу дополнительных услуг, включающих специфику реализации данного продукта.
Очевидно, что удержание высоких конкурентных позиций в течение длительного времени в современном сверхконкурентном мире возможно только ценой постоянных усилий в этом направлении. Причем они должны быть направлены не только на достижение конкурентоспособности выпускаемой продукции, но и на весь спектр конкурентных преимуществ, к которым относится и уровень квалификации персонала, техническое оснащение, используемые технологии, качество маркетинга и т.д.
На конкурентоспособность как товара, так и предприятия, несомненно, оказывает влияние и конкурентоспособность самой отрасли и даже национальной экономики, которые формируются как результат их комплексного развития. В то же время конкурентоспособность экономики страны определяется конкурентоспособностью его отраслей, а конкурентоспособность отрасли отражает совокупную конкурентоспособность функционирующих в ней предприятий.