ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы управления качеством в сфере услуг
1.1 Показатели качества услуг и принцип улучшение
1.2 Образование отходов как проблема современности
1.3 Нормативно-правовая база в области обращения с ТКО
1.4 Зарубежный опыт управления твёрдыми коммунальными отходами
2 Анализ и повышение качества оказываемых услуг ООО «ЭкоАльянс»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ качества услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами
2.3 Пути повышения качества в сфере обращения с тко в республике бурятия
2.4 Внедрение электронной модели региональной схемы обращения с отходами
Заключение
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ А
В настоящее время основным критерием успешной организации является- качество предоставляемой услуги, которое нацелено на удовлетворение личных, производственных и общественных потребностей. Качество определяет престиж организации и является основой для конкурентоспособности. В первую очередь, конкурентоспособность напрямую связана с двумя показателями - качеством предоставляемой услуги и её ценой. Качество – это соответствие требованиям и удовлетворенность потребителя.
В нынешнее время большое значение имеет сертифицированная система менеджмента качества (далее СМК), которая является гарантией высочайшей стабильности и устойчивости качества услуги и продукции. Интенсивное внедрение СМК в соответствии с необходимыми стандартами при непосредственном участии руководителей организаций позволяет решить много проблем связанных с качеством услуги или продукции, взаимодействия с поставщиками и потребителями. Однако большинство предприятий, внедривших необходимые стандарты, так и не достигли высокого уровня конкурентоспособности производимой услуги.
Исходя из этого, сложившаяся ситуация с твёрдыми бытовыми отходами в России приводит к тому, что организациям, предоставляющим услуги в этой сфере деятельности необходимо повышать качеств услуг. Поэтому тема данной выпускной квалификационной работы является актуальной и требует анализа.
Объектом исследования является Группа компаний «ЭкоАльянс».
Предметом исследования выступает качество предоставляемых услуг.
Целью работы является анализ и повышение качества оказываемых услуг в ООО «ЭкоАльянс».
Исходя из цели, задачи работы следующие:
- рассмотреть значение качества услуг в условиях современного рынка;
- определить нормативно-правовую базу области обращения с ТКО;
- рассмотреть определение, сущность и показатели оценки качества услуг;
- проанализировать хозяйственно-экономические показатели организации;
- проанализировать качество предоставляемых услуг компанией ООО «ЭкоАльянс»;
- предложить меры по совершенствованию качества оказываемых услуг ООО «ЭкоАльянс».
Методы исследования - экспертный, расчётный методы, визуальный.
В первой главе выпускной квалификационной работы изложены теоретические основы по управлению качеством, принципы, на которых основан процессный подход и его преимущества, недостатки.
Во второй главе проведён анализ деятельности ООО «ЭкоАльянс» по управлению качеством услуг и разработаны рекомендации по повышению качества слуг.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В СФЕРЕ УСЛУГ
1.1 Показатели качества услуг и принцип улучшение
Услуга является широко распространенным видом деятельности. Под этим понятием обычно понимают выполнение каких-либо действий, поэтому услуга чаще всего определяется как деятельность.
Услуга – это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя (заказчика), а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности человека.
Услуга – это деятельность по удовлетворению нужд и потребностей людей [10, c. 11].
По мнению Г. Асселя, услуги - это нематериальные блага, которые приобретаются потребителем, но не связаны с имуществом.
Гренрус К. определяет услугу как процесс, включающий серию (или несколько) неосязаемых действий, которые обязательно происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, схемами организациями поставщика услуг [7].
Услуги-это отношения между людьми, нематериальные активы, полезный эффект непосредственных взаимодействий экономических субъектов, т. е. результат материальной деятельности независимо от приобретения этим результатом (эффектом) от физической формы.[31]
По мнению Н. В. Мироновой, существуют определенные причины, затрудняющие выработку единого подхода к определению понятия «услуга»:
а. услуги включают все экономические выгоды;
б. услуга включает в себя многочисленные и разнообразные мероприятия, направленные на различные объекты;
в. эти многочисленные и разнообразные действия относятся существующей официальной статистикой в качестве одного класса экономические выгоды;
г. услуга-гибкий объект, границы которого легко меняются.
Под услугами понимаются такие действия (или деятельность, т.е. совокупность целенаправленных действий), осуществление которых составляет непосредственно смысл и содержание обязательства, а не те случаи, когда действия необходимы для того, чтобы получить правовой и экономический результат, не совпадающий непосредственно с осуществлением действий. Основная роль услуги как созданного блага заключается в способности удовлетворения потребностей заказчиков.
Таким образом, услуги являются самостоятельной и достаточно разнообразной группой благ, реализуемой в условиях рынка.
Услуга наделена такими характеристиками, как неосязаемость, несохраняемость, непостоянство качества и неотделимость от источника. Основное отличие услуги от материальных благ заключается в том, что как правило, это процесс, и обязательной частью услуг являются люди.
Услуги-выполнение определенных действий, направленных на удовлетворение потребностей других лиц.
Качество услуг – понятие совокупности признаков, которые отличают один предмет от другого. Если оно соответствует общепринятым стандартам, то с его помощью удовлетворяются потребности людей. Именно такие услуги должны предоставляться потребителям.[15]
Качество услуг – оценка потребителем ее свойств, качества, соответствие нормам. Это понятие определяет, в какой степени потребитель удовлетворен ее результатом. На качество услуг влияют материалы, оборудование, которое используется при работе.
Главное место в оценке занимает потребитель, а стандартами закрепляются основные общепринятые понятия. Важно, чтобы оказанная услуга могла использоваться по назначению.
Понятие качество услуг включает три главных составляющих: объект, потребности, характеристики.
- Объектом называется услуга, которая должна соответствовать качеству. Результатом этой деятельности может быть продукция, передаваемая от одного лица к другому на основе договора. Услуги осуществляются с целью удовлетворения потребностей покупателей.
- Потребностью называется нужда, из-за которой требуется услуга потребителю. Благодаря этому понятию появляются желания, которые влияют на спрос.
- Характеристиками называют отличительные черты, свойства, качество услуг. Характеристики бывают качественными, количественными.
Услуга имеет установленный показатель качества, к которому относятся несколько единиц измерения, но встречаются безразмерные. Показатели делятся на 10 видов: назначение, надежность, технологичность, стандартизация, унификация, эргономичность, эстетичность, транспортабельность, патентное право, экологичность, безопасность.
Качество услуг определяет их своеобразие. Благодаря установленным стандартам осуществляется реализация прав потребителей. У каждого гражданина есть право, чтобы ему была предоставлена качественная услуга.
При анализе качества услуг проводится бенчмаркинг – процесс работы по улучшению собственной работы[27]. Здесь часто используется методика SERVQUAL, на основе которой выпускаются новые способы. На ее основе было проведено много исследований. Был получен вывод, что расхождения есть в реально существующем качестве, ожиданием потребителей.
Если ожидания выше действительного уровня обслуживания, то потребители ощущают неудовлетворенность. Если оно превышает по качеству ожидания, то тогда клиенты будут довольны. Во время исследования удовлетворенности потребителя надо решать 2 главные задачи.
- Ожидания клиента относительно услуги. Следует определиться, что хочет получить клиент, когда заказывает ее. Ожидание является одним из главных показателей, поскольку многие устанавливают их слишком высокими.
- Воспринимаемое качество. Покупателю необходимо оценить качество деятельности компании. Оценка имеет 5 главных параметров:
- Материальность. Еще ее называют осязаемостью, благодаря которой потребитель может увидеть показатели услуги, например, оборудование, рекламу, обустройство помещения.
- Надежность, которая позволяет получать полный результат работы в установленное время.
- Отзывчивость определяет, насколько сотрудники готовы помочь своему клиенту.
- Убедительность, которая характеризует компетентность, профессионализм, вежливость сотрудников.
- Сопереживание, при котором персонал заботится о своих клиентах, а также понимает их интересы.[40]
Услуга и ее характеристика
- Неосязаемость. Человек не может заранее узнать то, какое качество будет в конце, пока не получит ее результат, не заплатит за нее. Чтобы потребитель доверял, используются проверенные способы. Специалист может рассказать, а по возможности показать результат выполненной работы. Также привлекается реклама, в том числе с участием знаменитостей.
- Она связана с источником работы: человеком или машиной. Поставщики работают с большой группой потребителей, поставляя им товар. Здесь важное место занимает обслуживание, ведь потребители будут выбирать те компании, которые заслужили их доверие.
- Непостоянство качественной характеристики. Услуги различаются по качеству, в зависимости от времени, места их оказания. Поэтому покупатели советуют с другими потребителями о качестве услуги. Для улучшения сервиса компании вкладывают деньги в обучение профессионалов. В этом учитывается удовлетворенность клиентов, жалобы, предложения.
- Не сохраняемость. Услугу нельзя сохранить. Поэтому многие фирмы берут ее стоимость заранее, чтобы потребитель хотел посетить компанию во время назначенной встречи.
К относительному качеству относятся следующие характеристики:
- можно сравнивать с деятельностью конкурентов.
- услуга рассматривается со стороны покупателя.
- цена независима от деятельности фирмы.
- захватывает материальные, нематериальные ценности, к которым относится поведение сотрудников.[35]
Выявляются эти особенности двумя этапами:
- Выделяются важные потребительские критерии, благодаря которым осуществляется деятельность. Это согласуется с персоналом.
- Оценивание критериев, их сравнение с конкурентами. В результате можно создать эффективную деятельность предприятия.
Услуга не должна иметь недостатков, поскольку такой подход благоприятен для клиента. На основании закона РФ «О защите прав потребителей» определяется термин недостаток, что подразумевает несоответствие общепринятым стандартам.