Дипломная работа|Религия

Происхождение и история монашества в Константинополе в эпоху Вселенских соборов

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2022 | Страниц: 82

Цена: 2 000
Купить работу

Введение

1. Происхождение монашества в Константинополе

1.1. Традиции раннего монашества

1.2. Появление первых монастырей в Константинополе

2. Влияние христологических споров на Константинопольское монашество

2.1. Значение Халкидонского собора для организации и догматического сознания Константинопольского монашества

2.2. Религиозные реформы Юстиниана 1 и возвышение монашества

2.3. Особенности богослужения и благочестия Константинопольского монашества

3. Роль иконоборчества в эволюции Константинопольского монашества

3.1. Место и значе

ние Константинопольского монашества в апологии иконопочитания. Студийская традиция как высшая степень развития Константинопольского монашества

3.2. Расцвет монашества и повышение его статуса к концу IX века

Заключение

Библиографический список

Цель работы - определить причины генезиса и развития монашества в Константинополе в период Вселенских соборов, а также определить причины чрезвычайно значительной степени вовлеченности константинопольского монашества в социально-политические процессы Византии. 

Исследовательские задачи работы:                                                             

1. Проанализировать происхождение монашества в Константинополе;   

2. Оценить влияние христологических споров на монашество;                      

3. Изучить роль иконоборчества в процессах развития монашеской жизни;                                                                                                        

4. Рассмотреть основные периоды эвлолюции монашества в Константинополе;                                                                                                 

5. Оценить роль подвижников константинопольского монашества, в частности Феодора Студита и его традиции.                                                           Объектом исследования является церковная община Константинополя, а предметом – монашество в Константинополе периода Вселенских соборов.     В качестве теоретико-методологическая основы исследования используются труды отечественных и зарубежных исследователей, раскрывающих сущностные черты константинопольского монашества периода Вселенских соборов. Методологической основой исследования является исторический анализ в сопряжении с теологическим взглядом, когда на основе источниковедческой базы анализируются данные о константинопольском монашестве в эпоху Вселенский соборов. В работе используются общенаучные методы, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение и другие.       

Основная гипотеза работы - Константинопольское монашество играло роль не только катализатора общественно –политических процессов столицы, но и выступало в качестве интеллектуального и организационного лидера Православной цивилизации.                                                                      

Научная новизна исследования заключается в использовании междисциплинарных связей истории, политологии, богословия в контексте изучения происхождения и истории константинопольского монашества.                 

Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования полученных данных и выводов для подготовки к курсовым работам и семинарским занятиям по дисциплинам история религий, нравственное богословие, всеобщая история и др.

 

Глава 1. Происхождение монашества в Константинополе                                    

1.1. Традиции раннего монашества

 Известно, что монашество появилось не вместе с христианской религией, и даже не в первые три столетия развития Христовой веры. Однако, различные проявления образа будущего монашества можно отследить даже в апостольский век. Как писал немецкий теолог А. Гарнак – «всякий, кто чувствовал, что дух божий побуждает его посвятить всю свою жизнь на возвещение Евангелия, обыкновенно раздавал все свое имущество и в добровольной нищете бродил из одного города в другой, в качестве апостола и проповедника Евангелия Христа».[1] Часть других ранних исповедников христианства отказывались от имущества и брака и полностью посвящали себя заботам о бедных и нуждающихся членах общин.                           

аскетизма не была чуждой для античного мира, представленная, например, традицией Пифагора. Древний философ предполагал, что очищение души и ума человека есть аскеза. Таким образом, путем освобождения от страстей можно получить благое знание, являющееся по Пифагору добродетелью. Похожие мысли присутствовали и у стоиков, видевших в «любомудрии» «искусство жить», предполагающее «терапию души», исцеление ее от пороков и страстей.[2]                                                            

В Ветхом Завете также существуют прообразы монашеской жизни. Аскеза определяется как желание стремиться к Богу. Непорочное служение Богу было главной целью иудейского аскетического идеала.          Безусловно, все вышесказанное отразилось и на христианской религии. Как пишет А.И. Сидоров, «религия Христа своими заповедями определила себя как вера аскетическая».[3] Свидетельства об этом мы находим в Священном Писании – «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24; ср. Мк. 8:34 и Лк. 9:23). «Следование» значит «подражание Христу», и ученики Его, то есть апостолы, именно так поняли это (1Пет. 2:21, и особенно: подражайте мне, как я Христу – 1Кор. 4:16). Цель этого «следования» также была ясно определена: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.[4] Ученики Христа продолжили аскетическую тенденцию в вероисповедании, что можно особенно заметить в трудах апостолов Иоанна Богослова и Павла.        При этом, по свидетельствам А.И. Сидорова, «…действительно в первые три века христианства аскетизм был известен членам Церкви Христовой как один из существенных подвигов, проходя который они тем самым более осуществляли заповеди Христа, – в этом нет никакого сомнения. Ученые разных направлений, исследующие жизнь первых христиан вплоть до эдикта императора Константина Великого, единогласно свидетельствуют о существовании у них аскетизма. Иначе и быть не могло, как уже было сказано, аскетизм является сущностным и неотделимым свойством религии Христовой».[5]                                                                            

В момент возвышения христианства в Римской империи государство переживало упадок во всех сферах жизни. Прежде всего эти тенденции проявились в Египте, а именно в Александрии. Здесь зарождается монашество как быстро набирающее обороты движение, которому характерен отшельнический образ жизни, но в рамках следования христианской религии. Желание Александрийской христианской школы следовать апостольскому идеалу жизни вместе с религиозными и социально-политическими потребностями породили монашеский уклад.                    

С первого века существования христианства, на фоне гонений, возникает феномен мученичества. Мученичество было свидетельством истинной и чистой веры, которое тем не менее было нормой доникейского периода. С Христа начинается история мученичества. Когда он взошел на крестную смерть, искупив человеческие грехи, свершилось торжество жизни над смертью. Богослов С.М. Зарин отмечает родство аскетизма с мученичеством. Он рассматривает аскетизм как приготовление к мученичеству, что аскетизм в своих свойствах подражает мученичеству. В его книге «Аскетизм по православно-христианскому учению» содержится ссылка на слова святителя Игнатия Брянчанинова: «монашество и мученичество - один и тот же подвиг в разных видах».[6]    

  1. Архиепископ Михаил (Мудьюгин). Статья Православное почитание икон // сайт azbyka.ru – URL.: https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugin/pravoslavnoe-pochitanie-ikon/ (дата обращения: 08.05.2021)
  2. Архимандрит Киприан (Керн). Литургика. Гимнография и эортология // сайт azbyka.ru – URL.: https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/liturgika-gimnografija-i-eortologija/4_3_4 (дата обращения: 29.04.2021)
  3. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М., 2002.
  4. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994. С. 549-550.
  5. Булгаков С.Н. Статья Православие. Очерки учения Православной Церкви. Икона и иконопочитание в православии // сайт azbyka.ru – URL.: https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgakov/pravoslavie-ocherki-uchenija-pravoslavnoj-tserkvi/11 (дата обращения: 11.05.2021)
  6. Гарнак А. Монашество, его идеалы и его история // сайт azbyka.ru – URL.: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/monashestvo-ego-idealy-i-ego-istorija/#0_3
  7. Геростергиос А. Юстиниан Великий – император и святой / Пер. с англ. Прот. М. Козлова. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010. С. 102.
  8. Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви // сайт azbyka.ru – URL.: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/ocherki-po-istorii-vselenskoj-pravoslavnoj-tserkvi/33 (дата обращения: 15.04.2021)
  9. Евагрий Схоластик. Церковная история // сайт azbyka.ru – URL.: https://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholastik/cerkovnaya_istoriya/
  10. Евсевий Кесарийский (Памфил). Церковная история // сайт azbyka.ru – URL.: https://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesarijskij/tserkovnaja-istorija/6_9
  11. Евсевий Кесарийский (Памфил). Церковная история // сайт azbyka.ru – URL.: https://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesarijskij/tserkovnaja-istorija/6_9 (дата обращения: 12.01.2021)
  12. Ермий Созомен. Церковная история // сайт azbyka.ru – URL.: https://azbyka.ru/otechnik/Ermij_Sozomen/tserkovnaja-istorija/
  13. Житие преподобного Александра Константинопольского // сайт azbyka.ru – URL.: https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-konstantinopolskij-pervonachalnik (дата обращения 28.01.2021)
  14. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богослов. исследования Сергея Зарина: в двух книгах. - СПБ.: Типография В.Ф. Киршбаума. 1907. С. 662-670.
  15. Иеромонах Кирилл (Зиньковский). Статья Византийские городские монастыри: особенности уклада их жизни и значение для современного монашества // сайт monasterium.ru – URL.: https://monasterium.ru/publikatsii/doklady-2/kruglyy-stol-osobennosti-ustroeniya-monasheskoy-zhizni-v-gorodskikh-monastyryakh/vizantiyskie-gorodskie-monastyri-osobennosti-uklada-ikh-zhizni-i-znachenie-dlya-sovremennogo-monashestva/ (дата обращения: 29.04.2021)
  16. Карсавин Л.П. Монашество в средние века // сайт azbyka.ru – URL.: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/monashestvo-v-srednie-veka/#0_5
  17. Карташев А.В. Вселенский соборы // сайт azbyka.ru – URL.: https://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashev/vselenskie-sobory/4 (дата обращения: 11.04.2021)
  18. Кузенков П. Статья Византийское монашество – совесть мира // сайт pravoslavie.ru – URL.: https://pravoslavie.ru/92267.html (дата обращения 02.02.2021)
  19. Макарий Симонопетрский. Статья Преподобные Исаакий, Далмат и Фавст // сайт pravoslavie.ru – URL.: https://pravoslavie.ru/55459.html (дата обращения: 10.04.2021г.)
  20. Митрополит Иларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и православное наследие // сайт azbyka.ru – URL.: https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/prepodobnyj-simeon-novyj-bogoslov-i-pravoslavnoe-predanie/3 (дата обращения: 12.05.2021)
  21. Митрополит Илларион (Алфеев). Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие // сайт azbyka.ru – URL.: https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/tainstvo-very-vvedenie-v-pravoslavnoe-dogmaticheskoe-bogoslovie/7_6#note156_return (дата обращения: 07.05.2021)
  22. Москвичева Ю.В. Статья Подвижническое служение монахов как восхождение к аскетическому идеалу человека в византийской культуре // сайт cyberleninka.ru – URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/podvizhnicheskoe-sluzhenie-monahov-kak-voshozhdenie-k-asketicheskomu-idealu-cheloveka-v-vizantiyskoy-kulture/viewer (дата обращения: 16.05.2021)
  23. Пентковский А. Статья Константинопольские и Иерусалимские уставы // сайт typikon.ru – URL.: http://www.typikon.ru/liturgic.htm (дата обращения 29.04.2021)
  24. Полякова С.В. Статья О некоторых особенностях раннемонашеской идеологии и быта согласно «Лавсаику» Палладия и сочинениям Василия Великого // сайт vremennik.biz – URL.: http://www.vremennik.biz/sites/all/files/BB14_17.pdf (дата обращения 29.01.2021)
  25. Преподобный Иероним Стридонский. Предисловие блаженного Иеронима к сделанному им латинскому переводу правил св. Пахомия // сайт azbyka.ru – URL.: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/predislovie-blazhennogo-ieronima-k-sdelannomu-im-latinskomu-perevodu-pravil-sv-pahomija/
  26. Преподобный Палладий Еленопольский. Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов // сайт azbyka.ru – URL.: https://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Elenopolskij/lavsaik/
  27. Протоиерей Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие // сайт azbyka.ru – URL.: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/vvedenie-v-svjatootecheskoe-bogoslovie/27 (дата обращения: 10.05.2021)

28.             Протоиерей Ухтомский А. Статья IV Вселенский Собор и его результаты для церквей запада и востока // сайт pravlife.org – URL.: https://pravlife.org/ru/content/iv-vselenskiy-sobor-i-ego-rezultaty-dlya-cerkvey-zapada-i-vostoka (дата обращения 24.04.2021)

  1. Ростовский Д. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского // сайт azbyka.ru – URL.: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/2 (дата обращения: 23.01.2021)
  2. Рудаков А. П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. – М.: т-во «Печ. С.П. Яковлева», 1917.
  3. Святитель Григорий Богослов, Архиепископ Константинопольский. Творения. Том 1. Слова. - М.: Сибирская Благозвонница, 2007
  4. Священник Николай Гроссу. Преподобный Феодор Студит. Его время, жизнь и творения // сайт azbyka.ru – URL.: https://azbyka.ru/otechnik/books/original/19442/grossu.pdf (дата обращения: 08.05.2021)
  5. Сенина Т.А. Жития византийский святых эпохи иконоборчества. Том 1. СПБ: Издательский проект «Квадривиум». 2015. С. 244.
  6. Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности // сайт azbyka.ru – URL.: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidorov/svjatootecheskoe-nasledie-i-tserkovnye-drevnosti-tom-4/1#note30_return
  7. Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX века и до начала XIII века (842-1204) // сайт azbyka.ru – U: https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/sostojanie-monashestva-v-vizantijskoj-tserkvi-s-serediny-9-do-nachala-13-veka-842-1204/1
  8. Статья иконоборчество и иконопочитание в Византии // сайт azbyka,ru – URL.: https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/tainstvo-very-vvedenie-v-pravoslavnoe-dogmaticheskoe-bogoslovie/7_6s://www.pravmir.ru/ikonoborchestvo-i-ikonopochitanie/ (дата обращения: 08.05.2021)
  9. Троицкий В. Триединство Божества и единство человечества. – М.: Отд. оттиск из Голоса Церкви. 1912. С. 6.
  10. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Переславль: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского. С. 106.
  11. Успенский Ф.И. История Византийской империи // сайт azbyka.ru – URL.: https://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenskij/istorija-vizantijskoj-imperii-tom3-uspenskij/1_1
  12. Феодор Студит. Огласительные поучения и завещание. М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998г.
  13. Феодор Студит. Огласительные поучения и завещание. М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998. С. 261–263.
  14. Феодор Студит. Третье опровержение иконоборцев // сайт azbyka.ru – URL.: https://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/3-e-oproverzhenie-ikonobortsev/
  15. Феодорит Кирский. Церковная история // сайт azbyka.ru – URL.: https://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/cerkovnaya_istoriya/
  16. Языкова И.К. Богословие Иконы // сайт azbyka.ru – URL.: https://azbyka.ru/bogoslovie-ikony#a_z6 (дата обращения: 07.05.2021)
  17. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Рос. Библейское общество, 2002.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа Религия
2012 год 60 стр.
Дипломная Семейные отношения по шариату
diplomstud
Дипломная работа Религия
2018 год 57 стр.
Дипломная Сравнительный анализ интерпретации реформации
Alcofribas
Дипломная работа Религия
2022 год 115 стр.
Учение о Богообщении
bugalter

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское