Введение
ГЛАВА 1. РЕФОРМАЦИЯ КАК ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
1.1. Историко-теологические предпосылки Реформации
1.2. Реформация в Европе и «православная реформация»
1.3. Социальные последствия Реформации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕФОРМАЦИИ В РЕЛИГИОВЕДЕНИИ
2.1. Советский подход к интерпретации реформации
2.2. Современный отечественный подход к интерпретации реформации
2.3. Сравнение и анализ подходов
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность исследования обусловлена тем, что влияние Реформации было всеобъемлющим, изменения затрагивали практически все сферы жизни. В XVI-ХVII вв. большинство стран Западной Европы было охвачено религиозным движением Реформации, направленным против средневековой католической церкви. В узком смысле под понятием «реформация» подразумевается пересмотр основных догматов католицизма, приведший к возникновению нового направления в христианстве – протестантизма. В широком же смысле с этим термином связано представление о глубоком перевороте в культуре средневекового общества, в религиозной, социальной, экономической, политической сферах его жизни, о перевороте в мировоззрении, жизненных принципах и ценностях человека того исторического периода, который знаменовал собой наступление эпохи Нового времени.
В условиях позднего средневековья религия оформляла массовое сознание, изменения в ее сфере обнаруживали общий вектор движения и развития культуры. Религия этого периода выступает как массовая «практическая» идеология, во многом предопределяющая всю человеческую деятельность. Религиозный конфликт, приведший к возникновению протестантизма, явился формой обнаружения и разрешения ключевых общественных проблем и в качестве такового оказал решающее влияние на теологическую, правовую, экономическую мысль, заложив основы принципиально новых представлений, произведя переворот практически во всей культуре западноевропейского общества.
Степень разработанности темы исследования. Тема интерпретации реформации в советском и современном отечественном религиоведении получила небольшое освещение в научной и специальной литературе разных лет, тем самым, обусловлена недостаточно глубокая теоретическая разработанность этой темы в российской науке.
Тем не менее, в данном исследовании были проанализированы труды таких ученых и специалистов, как А. Маграт, А.В. Бобылев, В. Бачинин, Д.А. Головушкин, Т. Майер, Н.С. Семенкин, и другие.
Стоит отметить, что в большинстве современных публикаций по рассматриваемой тематике затрагиваются лишь отдельные, как правило, специфические проблемы, что требует проведение комплексного исследования.
Научная новизна исследования. Данная работа является комплексным исследованием, в котором освещаются как теоретические аспекты интерпретации реформации в советском и современном отечественном религиоведении, так и практические особенности.
Практическая значимость исследования. Выводы, сделанные в данной работе, могут способствовать развитию и более глубокому изучению интерпретации реформации, так как отражают актуальные проблемы затронутой темы.
Объект исследования – общественные отношения, регулирующие особенности Реформации в отечественном религиоведении.
Предмет исследования – интерпретация реформации в советском и современном отечественном религиоведении, религиозные и атеистические взгляды на этот феномен.
Цель исследования – систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний в области интерпретации реформации в советском и современном отечественном религиоведении.
Задачи исследования:
1. Дать содержательную характеристику Реформации и протестантской этике.
2. Исследовать место и роль Реформации в контексте отечественной истории.
3. Рассмотреть особенности эпохи Реформации в интерпретации марксизма.
4. Определить особенности атеистических взглядов на Реформацию.
Методы исследования. Методологическую и теоретическую основу исследования составляют диалектический метод познания, логический, системно-функциональный и другие частные методы исследовательской работы.
В работе прослеживается сочетание двух методологических подходов: цивилизационного и постмарксистского, поскольку, с его точки зрения, нет жесткого конфликта между ними, скорее они взаимодополняют друг друга. С точки зрения цивилизационного подхода к истории, Западноевропейская и Российская цивилизации имеют разные ценностные основания, собственную внутреннюю логику развития, которая не отрицает взаимное культурное влияние и усиление межцивилизационного взаимодействия. В макроисторическом процессе следует отметить и наличие общеисторических и культурных универсалий: восходящих линий развития цивилизационных процессов, переселений народов, реформ, кризисов, цивилизационных трансформаций. К таким общеисторическим универсалиям можно отнести Реформацию и Революцию.
Структура исследования. Данная работа состоит из двух глав, шести параграфов, раскрывающих суть поставленной цели, введения, заключения и списка использованной литературы.
1. Акопов Г.В., Буковцова Н.И., Явкина Е.В. Психология сознания: этнонациональные, религиозные, правовые и регулятивные аспекты // Поволжский педагогический вестник. – 2015. – № 3 (8). – С. 3-6.
2. Алексеев В.А. Штурм небес отменяется? – М., 2004. – 320 с.
3. Атеизм в СССР: становление и развитие. Сб. статей. – М.,1986. – 509 с.
4. Афонькин С.Ю. Религии мира / С. Ю. Афонькин ; ил. М.Н.Борисова и др. – Санкт-Петербург: БКК, 2010. – 96 с.
5. Бачинин В.А. Европейская реформация как духовная война. (Теология генезиса modernity) / Владислав Бачинин. – Киев: ДУХ I ЛIТЕРА: Mission Eurasia, 2017. – 435 с.
6. Бердяев, Н.А. Собрание сочинений / Николай Александрович Бердяев. – М.: Канон+ ОИ «Реабилитация», 1998. – 400 с.
7. Бобылев А.В. Дореформационный период и Реформация : кн. и брошюры, изд. на рус. яз.: Библиогр. список / А.В. Бобылев. – Москва: Издание собора Петра и Павла, 1999. – 48 с.
8. Борисов, А. Изгнание Аввакума / А. Борисов // Природа и человек (Свет). – 2002. – № 2. – С. 79-81.
9. Боровик И. О специфике современной религиозности, а также европейских трендах и методологических проблемах в социологии религии / И. Боровик ; записала О. Муха // Религиоведение. – 2010. – № 4. – С. 165-172.
10. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избр. произведения. – М.,1990. – 350 с.
11. Вопросы научного атеизма. Вып.4 Победы научно-атеистического мировоззрения в СССР за 50 лет. – М.,1967. – 381 с.
12. Всемирная история : в 6 т. / Рос. акад. наук, Ин-т всеобщей истории; ред. акад. А. О. Чубарьян. – М.: Наука, 2011. – ISBN 978-5-02-036725-8. – Т. 4: Мир в XVIII веке / отв. ред. т. д-р ист. наук С. Я. Карп. – 2013. – 787 с.
13. Всеобщая история религий мира: ил. энцикл. – Москва: Эксмо, 2010. – 735 с.
14. Головушкин, Д.А. Феномен религиозного обновления: теоретико-методологические аспекты исследования / Д.А. Головушкин // Знание. Понимание. Умение. – 2014. – № 3. – С.107-115.
15. Грешных В.И. Мистерия духа: художественная проза немецких романтиков. – М., 2011. – С. 8.
16. История: с древнейших времен до конца XVII века / Т. В. Будаева [и др.]; ред. Л. А. Зайцева; Бурят. гос. с.-х. акад. им. В. Р. Филиппова. – Улан-Удэ: Издательство БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2012. – 117 с.
17. Клибанов А.И. Реформационные движения в России в ХIV – второй половине ХVI вв. – М., I999. – С. 67.
18. Коновалов Б.Н. К массовому атеизму. – М.,1975. – 470 с.
19. Лившиц Г.М. Очерки по истории атеизма в СССР: 20-30-е годы. – Мн., 1985. – 566 с.
20. Лобачев, С.В. У истоков церковного раскола / С. В. Лобачев // Отечественная история. – 2001. – № 2. – С. 134-141.
21. Лортц Й. История церкви, рассмотренная в связи с историей идей / Й. Лортц. – Москва : [б. и.]. Т. 1 : Древность и средние века. – 1999. – XXII. – 511 с.
22. Луначарский А.В. об атеизме и религии. – М., 2003. – 218 с.
23. Маграт А. Богословская мысль Реформации: научно-популярная литература / А. Маграт; Пер. В. В. Петлюченко. – Одесса: Богомыслие, 1994. – 316 с.
24. Наследие Лютера в России : к 400-летнему юбилею Реформации, отмечаемому евангел.-лютер. общинами в России:[Сборник] : Пер. с нем. / [Евангел.-лютер. церковь европ. части России] ; Под ред. Т. Майера. - [Репр. изд.]. – Москва: Готика, 2003. – 231 с.
25. Протестантизм : pro et contra: Взгляды и полемика отечественных авторов в XVI-начале XXI века : антология / Рус. правосл. гуманитар. акад., [Сев.-Зап. отд-ние Рос. акад. образования; cост., вступ. ст., коммент.: М.Ю. Смирнов]. – Санкт-Петербург: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2012. – 846 с.
26. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. – М.: Центр, 2009. – С. 70.
27. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3. – СПб.: ТОО ТК Петрополис, 2007. – 480 с.
28. Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. – М.,2008. – 267 с.
29. Рикер П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике / П. Рикер. – М.: Медиум, 1995. – 413 с.
30. Русская православная церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. – М., 2006. – С. 109.
31. Семенкин Н.С. Христианское сектанство : материал к лекции / Н. С. Семенкин; Ом. с.-х. ин-т. – Омск: Изд-во ОмСХИ, 1962. – 23 с.
32. Смирнов, М.Ю. Религия и религиоведение в России: научное издание / М.Ю. Смирнов ; Рус. христиан. гуманит. акад. – Санкт-Петербург: РХГА, 2013. – 365 с.
33. Смирнов, М.Ю. Реформация и протестантизм: словарь / М.Ю. Смирнов. – Санкт-Петербург: Издательство С.-Петербургского университета, 2005. – 194 с.
34. Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII веков. – М.: Высш. шк., 2014. – 400 с.
35. Соловий Р. Юбилей Реформации: профанация или рецепция? [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://risu.org.ua/ru/index/expert_thought/authors_columns/rsoloviy_column/64881/ .
36. Соловьев Э.Ю. Время и дело Мартина Лютера // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. – М., 2011. – С. 54-126.
37. Стецкевич М.С. Основные идеи Оксфордского движения / М.С. Стецкевич // Религиоведение. – 2010. – № 4. – С. 49-55.
38. Тюгашев Е.А. Теоретико-методологические проблемы исследования интеграции духовной и практической деятельности // Интеграционные процессы в общественном развитии. Новосибирск, 1992. – 231 с.
39. Фофанов В.П. Исторический опыт России и его общемировое значение. – Новосибирск, 1992. – 214 с.
40. Якунин В.Н. Современное состояние, проблемы и перспективы развития религиозного туризма в Российской Федерации // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2014. – № 1. – С. 124-126.
41. Ярославский Ем. Библия для верующих и неверующих. – М., 1995. – 388 с.