Введение
Глава 1. Понятие светского государства и определение правового содержания понятия светскость государства и история взаимоотношений государства и церкви в России
1.1. Понятие светского государства
1.2. Определение правового содержания понятия светскость государства
Глава 2. Конституционно-правовой статус церкви в Российской Федерации и история взаимоотношений государства и церкви в России
2.2. История взаимоотношений государства и церкви в России
Глава 3. Современные проблемы взаимодействия государства и церкви в России и отношения Церкви и государства
3.1. Современные проблемы взаимодействия государства и церкви в России
3.2. Современные отношения Церкви и государства в России
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы. Одним из элементов предмета науки теории государства и права является гражданское общество как совокупность физических лиц и их объединений, а также система отношений между ними, осуществляемых без вмешательства государства. Гражданское общество представляет собой определенный баланс, не позволяющий государству злоупотреблять публичной властью, а, следовательно, выполняющий функцию охраны прав и свобод каждой личности. На современном этапе первоочередной задачей российского общества является именно формирование гражданского общества, иными словами, постепенный переход от пассивного состояния к активному. Пожалуй, наиболее эффективным и реально действующим институтом гражданского общества в современной России является церковь. Вряд ли кто будет спорить, что церковь наряду с государством является важнейшим элементом политической системы, осуществляющим вместе с ним управление обществом.
В истории нашего государства Русской Православной Церкви не раз приходилось выполнять функцию баланса государственной власти. В настоящее время одной из основ конституционного строя Российской Федерации является положение о том, что Россия – государство светское, т.е. церковь отделена от него. Однако принцип светскости может быть воспринят по-разному. Немалое количество чиновников, ученых советской школы, а также либеральных интеллигентов трактуют отделение церкви от государства как необходимость удерживать ее в стенах храмов и, может быть, еще в рамках частной и семейной жизни. Другое толкование принципа светскости государства дает сама Русская Православная Церковь в Основах социальной концепции: «Нельзя понимать принцип светскости государства как радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач, лишения их права давать оценку действиям властей.
2.1. Конституционно-правовой статус церкви в Российской Федерации
В соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г.) религиозные организации наделены определенными правами. Не будем перечислять все отраженные в данном федеральном законе права, назовем лишь некоторые:
- основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества) (ч. 1 ст. 16);
- беспрепятственно проводить богослужения, другие религиозные обряды и церемонии в культовых зданиях и сооружениях, иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей (ч. 2 ст. 16);
- безвозмездно получать в собственность для использования в функциональных целях культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное имущество религиозного назначения, находящееся в государственной или муниципальной собственности (ч. 3 ст. 21);
- создавать духовные образовательные учреждения для подготовки служителей и религиозного персонала (ч. 1 ст. 19);
- создавать образовательные учреждения и по просьбе родителей, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления обучать детей религии вне рамок образовательной программы (ч. 3, 4 ст. 5) и т.д.
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» определяет также обязанности религиозных организаций:
- в иных случаях осуществлять публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций (ч. 5 ст. 16). В частности, этот порядок, зафиксированный в Федеральном законе от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» , обязывает предварительно уведомлять местные власти о проведении соответствующих религиозных действий и получать соответствующее разрешение (п. 1 ст. 4). В свою очередь, ч. 1 и 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями по состоянию на 16 марта 2006 г.) устанавливают, что нарушение данного порядка влечет наложение штрафа;
- наносить на свою продукцию (литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы) соответствующую маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации (ч. 3 ст. 17);
- осуществлять регистрацию учреждений профессионального религиозного образования в качестве религиозных организаций и получать государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности (ч. 2 ст. 19);
- устанавливать условия труда и его оплату в соответствии с законодательством Российской Федерации в трудовом договоре (контракте) между религиозной организацией (работодателем) и работником (ч. 2 ст. 24).
РПЦ МП, как всякое юридическое лицо, должна вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г.) .
1. Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (в редакции от 06.07.2006 ФЗ №104)
2. Богомяков В.Г. Отношения государства и Церкви. Internet: http://www.russned.ru/hristianstvo/otnosheniya-gosudarstva-i-cerkvi
3. Бошно С.В. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: Эксмо , 2012.-400с.
4. Бурьянов С.А. Свобода совести в РФ: современное состояние, тенденции, перспективы. // Конституционное и муниципальное право. - 2004. - №2. - С.15-17.
5. Власов В.И. Теория государства и права. - Ростов н/Д, 2002.
6. Выдрина Г.А. О концептуальных основах религиозной ситуации.Internet: ttp://articles.excelion.ru/science/filosofy/44085272.html
7. Грудцына Л.Ю. Церковь как связующее звено между гражданским обществом и государством в России (Юридическая библиотека). Internet: http://www.juristlib.ru/book_2334.html
8. Ильин И.. Основы христианской культуры.// Издание Братства Преп. Иова Почаевского . Мюнхен,1990г.
9. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. - М.: Юрист, 1994.
10. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 4-е изд. М., 2004.
11. Комкова Г.Н. Реализация равенства прав и свобод человека независимо от отношения к религии в современной России. // Правоведение. - 2003. - №1. - С.19-31.
12. Логинов А.В. Власть и вера: Государство и религиозные институты в истории и современности. М.: Большая Российская энциклопедия, 2005.- 496 с.
13. Любашиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И. Теория государства и права. - Ростов н/Д, 2002.
14. Марченко М.Н. Теория государства и права. – М., 2004.
15. Морозова Л.А. Теория государства и права. - М., 2004.
16. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах./ Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2001.
17. Социальное партнерство государства и церкви. - М.: Академия, 2004. - 612 с.
18. Титов В.А. Социальное государство как ориентир развития экономики России // История государства и права. - 2004. - №2. - С.13-15.
19. Теория государства и права / род ред. В.М. Корельского. М: «Инфра-М». 2000. 616 с.
20. Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М., 2005.
21. Тюрина Л.В. Государство и русская православная церковь: эволюция отношений. 1917 - 2000 гг.: Дис. на соис. уч. степ. к.и.н. - Курск, 2000. - 150 с.