2 Организационно-методические аспекты внеурочных занятий по экономике
2.1 Требования к помещению, рабочему месту и оборудованию внеурочных занятий по экономике
2.2 Программа кружковых занятий по экономике
2.3 Разработка плана-конспекта внеурочного занятия по экономике
Заключение
Список литературы
2 Организационно-методические аспекты внеурочных занятий по экономике
2.1 Требования к помещению, рабочему месту и оборудованию внеурочных по экономике
При выборе профиля кружка педагогу следует считаться не только с субъективными, но и с объективными факторами. Организуя кружок, следует убедиться в наличии необходимого оборудования или возможности его достать. Учет интересов, учащихся – это бесспорно, очень сложный, ответственный момент в организации кружка. Интересы у ребят могут быть самые разнообразные даже в рамках одного какого-нибудь направления.
Перед педагогом стоит сложнейшая задача – так, чтобы все участники кружка были удовлетворены. Руководитель кружка выбирает методы обучения, методические методы с учетом знаний и практических навыков, приобретенных школьниками в классах кружка, поэтому метод обучения в начале учебного года отличается от используемого в конце года.
Постоянно развивая интерес учащихся к занятиям, педагог стремится выбрать такую форму их проведения, при которой возможен самостоятельный творческий подход. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, педагог должен в то же время руководить творческой деятельностью кружков, развивать у них способность выбирать тему, думать о путях выполнения, помогать решать поставленную задачу.
Основная форма организации внеурочной работы по экономике – кружок.
В кружке предлагаются следующие формы работы:
- теоретическое изучение основ экономики и предпринимательства;
- групповые практические занятия;
- индивидуальные занятия (подготовка докладов, выполнение индивидуальных проектов; исследовательская деятельность);
- общешкольные мероприятия;
- экскурсии, игры,
- практическое применение полученных навыков (организация ярмарок, экономических игр).
Прогнозируемые результаты занятий в кружке по экономике:
- формирование стойкого интереса к экономической науке;
- воспитание ответственности за принимаемые экономические решения на основе осознания роли человека в современном мире;
- приобретение учащимися прочных знаний в различных обществоведческих дисциплинах, подкрепленных практическими навыками и умениями;
- закрепление навыков самостоятельной работы, исследовательской деятельности;
- развитие интеллекта учащихся, навыков общения.
В процессе работы в кружке учащийся должен научиться выражать свои мысли, пересказывать материал, слушать, задавать вопросы, составлять план, работать с литературой, то есть овладевать навыками и практическими навыками. Однако, эти навыки и умения можно отнести к практике лишь условно, так как даже самый простой из них основан на умственной деятельности.
Учащийся должен овладеть определенными методами умственной деятельности, освоить мыслительные операции, научиться наблюдать, воспроизводить и творчески создавать новые. Умение осуществлять все это является в то же время результатом овладения определенным количеством реальных знаний.
В результате работы в кружке учащийся должен:
- знать/понимать смысл основных теоретических положений экономической науки; основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;
- уметь приводить примеры: взаимодействия рынков; международной торговли; экономических объектов определенного типа, экономических отношений; ситуаций, регулируемых различными видами экономических механизмов; деятельности людей в различных сферах;
- описывать: факторы производства, основные экономические объекты, выделяя их существенные признаки; человека как участника экономической деятельности;
- объяснять: экономические явления, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда;
- сравнивать (различать): организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
- вычислять на условных примерах: смету (бюджет) доходов и расходов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исполнения типичных экономических ролей;
- решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
- осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
- оценивать поведение людей с точки зрения экономических норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
- осуществлять поиск экономической информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие источники).