Эффективность производства во многом зависит от качества его планирования. Под качеством планирования подразумевается точность, обоснованность и сбалансированность планов, полнота плановых расчетов, комплексность планирования всех стадий проектирования, производства и эксплуатации новой техники.
Управление качеством является одной из ключевых функций менеджмента и основным средством достижения и поддержания конкурентоспособности любого предприятия.
В настоящее время, очевидно, что конкурентоспособность любого предприятия независимо от формы его собственности и размеров зависит в первую очередь от качества, от того в какой степени продукция предприятия, удовлетворяет запросам потребителя.
Пищевая и перерабатывающая промышленность России – одна из стратегических отраслей экономики, призванная обеспечивать устойчивое снабжение населения необходимыми качественными продуктами питания.
Современное хлебопекарное производство характеризуется высоким уровнем механизации и автоматизации технологических процессов производства хлеба, внедрением новых технологий и постоянным расширением ассортимента хлебобулочных изделий, а также широким внедрением предприятий малой мощности различных форм собственности. Все это требует от работников отрасли высокой профессиональной подготовки, а так же высокого качества выпускаемой продукции, что повлечет за собой высокий процент удовлетворенности потребителей.
Длительность производственного цикла - продолжительность, которая отражает время пребывания продукции в незавершенном производстве от первой технологической операции до полного изготовления продукции и передачи на склад.
Управление качеством в процессе организации производства очень актуально на сегодняшний день, так как полученные результаты позволяют не только диагностировать конкурентоспособность продукции производителя, но и эффективно управлять ею, что очень важно в деятельности любого предприятия.
Цельвыпускной квалификационной работы –разработать рекомендации по совершенствованию процессов в ООО «Добрянка-хлеб».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- изучить теоретические основы процесса производства на предприятии;
- дать краткую характеристику ООО «Добрянка-хлеб»;
- проанализироватьпроизводственный процесс хлебобулочной продукциив ООО «Добрянка-хлеб»;
- сформулировать мероприятия по совершенствованию производственного процесса хлебобулочной продукции ООО «Добрянка-хлеб».
Объект исследования – ООО «Добрянка-хлеб».
Предметом исследования является – производственные процессы предприятия ООО «Добрянка-хлеб».
Входе написания выпускной квалификационной работы использовались методы: анализ специальной литературы по проблеме исследования; анализ документации предприятия; анализ информации; наблюдение; опрос; анкетирование; статистические методы; метод процессного подхода.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1 Теоретические основы процессного подхода на предприятии
1.1 Сущность системы менеджмента качества. Принципы менеджмента качества
Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Качество – это степень соответствия характеристик продукции, процесса или системы существующим или предполагаемым потребностям. Многие авторы считают, что приведенное выше определение больше соответствует сути современных представлений о предмете[17, c. 25].
При этом определение качества относится как к товарам и услугам, так и к процессам производства товаров и оказания услуг. Любая продукция / услуга должна соответствовать определенным требованиям потребителей. Качество характеризует соответствие товара этим требованиям. Свойства товара, которые характеризуют их пригодность к выполнению определенных требований, называются признаками, характеристиками качества.
Другие определения качества.
Совершенно естественно, что за время создания и развития науки о качестве у разных ученых и исследователей сложилось свое мнение о том, что такое качество. Никакое из нижеприведенных определений не противоречит другому. Наоборот, они дополняют друг друга, помогая взглянуть на качество с разных сторон.
Немецкое общество качества дает следующее определение: качество есть совокупность свойств и признаков изделий или процессов, которые обуславливают степень их пригодности для использования по назначению.
Джордж С., ведущий американский специалист по системам качества, считает, что качество — это пригодность к использованию[21, c. 29].
Данное понятие включает в себя четыре элемента:
- восприятие потребителями проекта (дизайна) товара;
- степень, с которой товар соответствует проекту/спецификациям;
- доступность товара для приобретения, его надежность и ремонтопригодность;
- доступный сервис.
Аристов О.В.определяет качество как «решение потребителя, а не инженера или маркетолога. Качество основано на взаимодействии потребителя с товаром, и измеряется в соответствии с удовлетворением его требований. Требования могут быть выражены явно или неявно, могут быть сознательными или неосознаваемыми, объективными или субъективными. Представление о качестве постоянно меняется, не стоит на месте на конкурентном рынке» [5, c. 19].
Управление качеством (англ. qualitycontrol) — деятельность оперативного характера, осуществляемая руководителями и персоналом предприятия, воздействующими на процесс создания продукции с целью обеспечения её качества путём выполнения функций планирования и контроля качества, коммуникации (информации), разработки и внедрения мероприятий и принятия решений по качеству [12, c. 27].
Управление— общая функция организованных систем (социальных, биологических, технических), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ, целей. Управление может представлять собой некоторые организационные структуры и хозяйственные органы, подразделения или само управленческое воздействие. Социальное управление — целенаправленное воздействие на общество для сохранения или совершенствования его определенной качественной специфики. Из социального управления выделяется управление государственное и управление хозяйственными структурами — фирмой, цехами и т. п. Управление качеством связано с такими понятиями, как «общее» руководство качеством (qualitymanagement) и управление качеством как оперативная деятельность (qualitycontrol).
Общее руководство качеством (qualitymanagement)— аспекты общей функции управления, определяющие политику в области качества, цели и ответственность. Его воплощают через планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества в рамках системы качества.
Оперативное управление качеством (qualitycontrol)— методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.
Всеобщее руководство качеством— это подход к руководству организацией, обращенный на качество, базирующийся на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путемудовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества [21, c. 38].
Управление качеством осуществляется путем реализации управленческих функций. Как правило, к ним относятся:
- планирование качества;
- политика в области качества;
- взаимодействие с внешней средой.
- обучение и мотивация персонала;
- организация работы по качеству;
- информация о качестве продукции, потребностях рынка и НТП;
- разработка необходимых мероприятий;
- реализация мероприятий;
- контроль качества.
Все эти функции связаны между собой, и их воплощение представляет собой процесс управления качеством продукции. Этот процесс должен охватывать все этапы производства. По международным стандартам ИСО такие функции, как политика и планирование качества, организация работы по качеству, обучение и мотивация персонала, принятие стратегических решений и взаимодействие с внешней средой должны быть отнесены к «общему» руководству качеством. Контроль качества, информация, разработка мероприятий, принятие оперативных решений и их реализация должны входить в состав «оперативного» управления качеством.
Система менеджмента качества (СМК) - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для разработки политики и целей в области качества и достижения этих целей для руководства и управления организацией. Ключевой задачей менеджмента компаний является создание, практическая реализация и последующая сертификация системы менеджмента качества, обеспечивающей стабильное, устойчивое качество изготавливаемой и поставляемой продукции в течение определенного периода времени. Гарантом такой стабильности является наличие у фирмы-изготовителя системы менеджмента качества, соответствующей признанным международным требованиям [33, c. 179].
Организации, внедрившие систему менеджмента качества, представляют собой совокупность организационной структуры, возможность и ответственность, существующую в ее рамках. Все эти составляющие взаимодействуют между собой для достижения целей организации. Таким образом, система менеджмента качества является средством достижения целей, сформулированных руководством компании. Однако не любая система является эффективной, способной оправдать ожидания заинтересованных сторон. Эффективная система позволяет добиться достижения поставленных целей при оптимальных затратах и в заданные временные интервалы. Такая система подразумевает, как правило, строго упорядоченную, регламентированную в оптимальном объеме деятельность, которая должна быть понятной как для менеджеров, так и для рядовых сотрудников.
Наиболее известными представителями систем менеджмента, требования к которым закреплены в международных стандартах ИСО, является системы менеджмента качества (СМК). Международный стандарт ИСО 9001 определяет СМК как систему менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству. СМК призвана так организовать деятельность предприятия, чтобы гарантировано обеспечивать качество продукции или услуг предприятия и настраивать это качество на ожидания потребителей. При этом ее главная задача - не контролировать каждую единицу продукции, каждую операцию, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению несоответствий [4, c.85].