- Тенденции и перспективы использования методов управления проектами на примере информационно-консультационных служб агропромышленного комплекса РФ
2.1 Тенденции и проблемы развития информационно-консультационных служб агропромышленного комплекса РФ
2.2 Специфика применения управления проектами на примере информационно-консультационных служб агропромышленного комплекса РФ
- Рекомендации по применению инструментов управления проектами на примере Агропромышленного комплекса
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
-
Тенденции и перспективы использования методов управления проектами на примере информационно-консультационных служб агропромышленного комплекса РФ
2.1 Тенденции и проблемы развития информационно-консультационных служб агропромышленного комплекса РФ
В современной аграрной политике России значительное место уделяется развитию сети информационно-консультационных служб (ИКС). В Государственную Программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы включено направление «Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства», что значительно повысило важность и позволило выделить дополнительные бюджетные средства на финансирование информационно-консультационных служб.
В рамках развития ИКС в России предусмотрено создание сети ИКС на федеральном, региональном и районном уровнях в большинстве субъектов Российской Федерации.
В литературе приводятся различные системы классификации услуг, оказываемых ИКС. Укрупнено их можно разделить следующим образом:
- Консультирование по предметным вопросам:
- растениеводство;
- животноводство;
- механизация;
- переработка сельскохозяйственной продукции;
- экономика и организация производства;
- маркетинг;
- бухгалтерский учет;
- вопросы права;
- экология;
- строительство;
- информационные технологии;
- социальное развитие села;
- несельскохозяйственная деятельность сельского населения.
- Обучение и переподготовка сотрудников сельскохозяйственных организаций и коллективных (фермерских) хозяйств (К(Ф)Х).
- Организационная деятельность:
Проведение специализированных выставок;
Проведение обучающих семинаров, групповых собраний по поводу донесения какой-либо информации (изменения в законодательстве, формы государственной поддержки аграрного сектора, последние инновации в сельскохозяйственном производстве и пр.).
Данные службы в истории современной России начали активно развиваться в 90-е годы прошлого века. При этом в некоторых регионах они оказывают значительное влияние на АПК субъекта, а в других сельскохозяйственные организации и К(Ф)Х не пользуются и/или не доверяют подобным службам.
Уровень качества оказания услуг отечественных ИКС в некоторых случаях не вполне соответствует ожиданиям заказчиков. Этому есть объективные причины – отсутствие продолжительного опыта работы системы ИКС в большинстве регионов России, недостаток управленческого опыта консультантов, низкая заработная плата консультантов и пр.
Рынок сельскохозяйственных услуг характеризуется тем, что для него очень важна скорость и своевременность (из-за сезонности основной деятельности); необходимо отслеживать совершенно различные процессы (в силу неоднородности рабочих процессов в сельском хозяйстве); велика трудоемкость оказания услуг; существует острая потребность в оптимизации производственных процессов (в связи с сезонным дефицитом основных ресурсов – трудовых, материальных и финансовых).
Для такой среды очень важна высокая эффективность деятельности консультантов. Чем выше она будет, тем большее число потребителей (сельскохозяйственные организации и К(Ф)Х) достигнет своих целевых показателей, что, в конечном счете, обеспечит большее поступление в бюджеты всех уровней.
2.2 Специфика применения управления проектами на примере информационно-консультационных служб агропромышленного комплекса РФ
Для повышения эффективности различных видов деятельности сельскохозяйственной отрасли в последнее время все чаще используются методы управления проектами.
В первой главе мы выявили, что проект – это комплексное, не повторяющееся, единовременное, мероприятие, ограниченное по времени, бюджету, ресурсам, а также четкими указаниями по выполнению, разработанный под потребности заказчика. В официальном стандарте Института Управления Проектами (PMBOK PMI) проект определяется как «временное предприятие, осуществляемое для создания уникального продукта или услуги».
Под подобное определение проекта прекрасно подходит консалтинговая деятельность в целом и деятельность ИКС в сельском хозяйстве, в частности. Ведь любая консультационная услуга – это проект с уникальными сроками, бюджетом, ресурсами и конечными целями. Именно поэтому методы управления проектами нашли широкое распространение в крупнейших зарубежных и российских консалтинговых компаниях.
Управление проектами – это процесс применения знаний, навыков, методов, средств и технологий к проектной деятельности в целях достижения или превышения ожиданий участников проекта.