Введение
Глава 1. Общая характеристика временного отстранения от должности
1.1. Временное отстранение от должности в системе мер уголовно-процессуального принуждения
1.2. Понятие и развитие временного отстранения от должности
Глава 2. Условия и основания применения временного отстранения от должности
2.1. Условия применения временного отстранения от должности
2.2. Основания применения временного отстранения от должности
Глава 3. Порядок применения и исполнения временного отстранения от должности
3.1. Порядок применения временного отстранения от должности
3.2. Порядок исполнения временного отстранения от должности
Заключение
Список источников и литературы
Цель исследования - рассмотреть применение временного отстранения от должности в уголовном судопроизводстве.
Для достижения указанной цели необходима реализация следующих задач:
- определить место временного отстранения от должности в системе мер уголовно-процессуального принуждения;
- дать понятие временного отстранения от должности и рассмотреть историческое развитие правового регулирования применения данной меры уголовно-процессуального принуждения;
- отразить условия, при которых возможно применение временного отстранения от должности;
- рассмотреть основания применения временного отстранения от должности;
- охарактеризовать порядок применения временного отстранения от должности;
- описать порядок исполнения временного отстранения от должности.
Методологическую основу данного исследования составляют следующие методы научного познания:
- всеобщий диалектический метод познания;
- общенаучные методы исследования (синтез, анализ, индукция, дедукция, описание, сравнение и т.д.);
- частнонаучные методы исследования (формально-юридический метод, историко-правовой метод и т.д.).
Степень научной разработанности применения временного отстранения от должности в уголовном судопроизводстве сравнительно высока. В рамках изучения мер принуждения в уголовном судопроизводстве вопросы временного отстранения от должности затрагивали в своих трудах такие ученые как В.П. Божьев, В.А. Азаров, З.Д. Еникеев, П.В. Гридюшко, К.Б. Калиновский, Ф.М. Кудин, И.Л. Петрухин, Н.А. Колоколов, В.М. Савицкий, А.В. Смирнов, П.С. Элькинд, Ф.Н. Багаутдинов, В.В. Николюк, О.В. Никитина, И.Д. Гайнов, Д.Р. Исеев, Н.В. Луговец, Н.А. Лопаткина, О.Е. Михайлова и т.д.
В теоретическую основу данной работы входят труды таких ученых как Н.С. Каштанова, Л.В. Головко, В.Н. Гапонова, И.С. Федотов. Кроме того, при написании данной работы необходимо обратиться к трудам следующих исследователей: Ю.С. Каркошко, Е.А. Суколенко, Р.Г. Бикмиев, А.Д. Прошляков, В.С. Балакшин, Ю.В. Козубенко и других ученых.
Эмпирическую основу данного исследования составляют материалы правоприменительной (а именно судебной) практики по применению временного отстранения от должности в уголовном судопроизводстве.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение и список источников и литературы.
Глава 1. Общая характеристика временного отстранения от должности
1.1. Временное отстранение от должности в системе мер уголовно-процессуального принуждения
Осуществление функций государства требует применения не только диспозитивных методов управления, но и использования императивных методов. Наиболее выраженным проявлением императивных методов, используемых при осуществлении функций государства, является государственное принуждение. Государственное принуждение является монопольной деятельностью государства, т.е. ни один другой субъект общественных отношений применять принуждение не вправе. При этом даже государство при применении мер принуждения не может действовать произвольно: в современных демократических правовых государствах, к числу которых относится и Россия, применение государственного принуждения осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренном законом.
Государственное принуждение представляет собой принуждение, которое осуществляется уполномоченными на то законом органами государственной власти и (или) их должностными лицами с целью оказания воздействия на правонарушителей, обеспечения безопасности государства и общества. Государственное принуждение может быть классифицировано на различные виды как в зависимости от природы и сущности той или иной меры принуждения, так и в зависимости от того, нормами какой отрасли права соответствующие меры принуждения предусматриваются и регулируются. В систему государственного принуждения входят и меры процессуального принуждения, применяемые в уголовном процессе[1].
Меры процессуального принуждения представляют собой предусмотренные уголовно-процессуальным законом средства принудительного характера, которые применяются уполномоченными субъектами в отношении обвиняемых, подозреваемых и других лиц на предусмотренных законом основаниях и в предусмотренном законом порядке, и имеют своей целью предупреждение и пресечение неправомерных действий этих лиц, обеспечение расследования и разрешения уголовного дела и выполнения назначения уголовного судопроизводства[2].
Меры процессуального принуждения характеризуются следующими основными признаками:
- мерам процессуального принуждения присуща особая цель применения, а именно обеспечение беспрепятственного, поступательного хода производства по уголовному делу;
- меры процессуального принуждения не могут применяться произвольно, для их применения требуется наличие условий, оснований, которые установлены уголовно-процессуальным законом[3];
- меры процессуального принуждения могут быть применены только к лицам, участвующим в уголовном деле: обвиняемому, подозреваемому, потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику, понятому;
- меры процессуального принуждения могут применяться исключительно в рамках производства по уголовному делу;
- меры процессуального принуждения могут применяться лишь субъектами, которым такие полномочия предоставлены законом;
- меры процессуального принуждения должны применяться в строгом соответствии с порядком, установленным законом[4].
Сущность мер процессуального принуждения заключается в том, что они ограничивают права человека, такие как свобода, личная неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и т.д.[5], т.е. в том числе права, предусмотренные Конституцией РФ[6]