Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы правового статуса субъекта Российской Федерации
1.1. Понятие и основные элементы конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации
1.2. Принципы Российского Федерализма
Глава 2. Особенности правового статуса отдельных субъектов в Российской Федерации
2.1. Конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации
2.2. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения
Заключение
Список использованных источников и литературы
Цель курсовой работы – исследовать основы конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.
Для достижения указанной цели перед курсовой работой были поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие и виды субъектов Российской Федерации;
- изучить принципы федеративного устройства;
- рассмотреть конституционный статус республики в составе Российской Федерации;
- проанализировать конституционный статус автономных округов, автономных областей;
- исследовать конституционный статус областей, краев, а так же городов федерального значения.
Теоретической базой исследования послужили информационно-аналитические и научно-практические материалы, которые относятся к теме исследования, а также учебная и специальная литература по конституционному праву. Теоретической базой исследования послужили такие научные статьи как:
- Лебедев В. А. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. 2012. № 1. В данной статье рассматривается один из важнейших институтов конституционного права статус субъекта Российской Федерации.
- Хвалёв С. А. Правовой статус субъектов Российской Федерации как предмет конституционного регулирования. 2010. № 5. В статье рассматривается соотношение категорий «правовой статус» и «правовое положение» субъектов Российской Федерации.
Раскрывается содержание категории правового статуса субъектов Российской Федерации как предмета правового регулирования региональных конституций (уставов).
- Чертков А. Н. Изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. 2013. № 11. В статье анализируются конституционные основы изменения статуса субъекта Российской Федерации, перспективы принятия федерального конституционного закона по данному вопросу, его основные положения. Предлагаются стадии изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации, основные направления реализации данного процесса и его ограничения.
Методологической основой исследования в курсовой работе послужил метод научного познания, а именно системный подход, исторический метод, метод индукции и дедукции, а так же юридическо - правовой метод. В ходе исследования использовался анализ специальной литературы в области Конституционного права Российской Федерации.
Эмпирическую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Федерации» от 17 декабря 2001 года.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования, а так же состоит из введения, двух глав, состоящих из двух подпунктов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Теоретико-методологические основы правового статуса субъекта Российской Федерации
1.1. Понятие и основные элементы конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации
Под конституционно-правовым статусом субъекта Российской Федерации следует понимать совокупность его основных прав и обязанностей, которые связаны с реализацией государственной власти на соответствующей территории, урегулированных конституционным законодательством федерации и субъекта Федерации.
Говоря, непосредственно, о самих субъектах нужно сказать, что они представляют собой государственно-правовые образования, которые в совокупности формируют Российскую Федерацию. Все субъекты Российской Федерации являются равноправными в отношениях с федеральными органами власти1.
С одной стороны конституционно-правовое положение статуса субъекта Российской Федерации характеризуется общими чертами, а с другой, имеются и определённые особенности.
К общим признакам субъектов Российской Федерации относятся такие как, например:
- Все субъекты Российской Федерации являются её неотъемлемой частью. Государственным суверенитетом и правом выхода из состава субъекты Российской Федерации не обладают.
- Не может быть изменён в одностороннем порядке статус субъекта Российской Федерации, а так же он не может быть изменён и самим субъектом.
Выбирать новую форму самоопределения Российской Федерации могут люди, но изменения касающиеся статуса государственного образования в [1]
составе Федерации - её субъекта требуют одобрения двух сторон, а именно Федерации и субъекта.
Образование федеральных округов с назначенными в них полномочными представителями Президента Российской Федерации не изменяет Конституции Российской Федерации, а так же юридически не меняет конституционного статуса субъектов Российской Федерации.
- Все субъекты Федерации равноправны, в том числе и в отношениях с федеральными органами государственной власти, данное положение регламентирует Конституция Российской Федерации. Также нужно сказать, что субъекты обладают своими представительствами при Правительстве Российской Федерации, в равной мере на всех субъектов распространяются федеральные гарантии.
Тем не менее, субъекты Российской Федерации различаются и по ряду иных признаков, к таковым относятся, например: уровень развития экономики в целом, исторические традиции, национальная культура всего
населения или его части, наличие и развитие отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Также в данном пункте курсовой работы необходимо сказать об элементах конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации регламентирует определённый ряд основных элементов конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации, к таковым относятся:
- Собственная правовая система, которая, непосредственно, является составной частью правовой системы Российской Федерации2.
- Собственная система государственной, а так же учредительной власти. Регионы ограничены в самостоятельности, составной частью единой [2]
системы государственной власти Российской Федерации являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
- Также элементом конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации является его собственность, бюджет, а так же система региональных сборов и налогов.
- Собственные предметы ведения, наряду с возможностью участия в решении общефедеральных вопросов;
- Собственная государственная символика, которая используется совместно с государственными символами Российской Федерации.
- Участие во внешнеэкономических и международных связях, право на сотрудничество друг с другом. Однако с участием, либо, непосредственно, под контролем федерального центра.
Характеризуя общие элементы конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, нужно также иметь в виду ряд определённых положений, таких как:
- нормативно набор вышеизложенных составляющих не регламентирован, и в разных источниках допустимы другие варианты;
- абсолютно не все элементы статуса Российской Федерации могут быть автоматически «переданы» на статус субъекта Российской Федерации.
Составной частью Российской Федерации являются все её субъекты, и ведь суверенитет Российской Федерации распределяется на всю её территорию, вдобавок недопустимо существование суверенных образований.
Следовательно, совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований, субъектов Российской Федерации, сформирована Российская Федерация.
Но, согласно Конституции Российской Федерации, эти и другие особенности никак не влияют на конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации.